Сегодня активно обсуждается концепция проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей».
Анализ показывает, что проблема финансирования деятельности общественных организаций так и не нашла своего разрешения, что не позволяет НПО в должной мере реализовывать защиту прав потребителей. Это выражается в отсутствии квалифицированных кадров, технического и материального оснащения, возможности оказания объединениями безвозмездной помощи потребителям.
Концепцией рассматривается вопрос создания республиканской ассоциации общественных объединений и омбудсмена в сфере защиты прав потребителей.
ОО «Совет по защите прав потребителей» целиком и полностью поддерживает основные направления концепции, но в то же время мы хотели бы высказать свое мнение по этому вопросу. Создание единой организации, которая могла бы централизованно и единообразно реализовывать государственную политику в сфере защиты прав потребителей, несомненно, необходимо. Это поможет активной части общества непосредственно влиять на законотворческий процесс, внося предложения через организацию, к мнению которой будут прислушиваться. Создание ассоциации позволит оперативно обмениваться опытом и судебной практикой в разрешении тех или иных вопросов.
Существование такой организации республиканского масштаба, на наш взгляд, возможно лишь при условии финансирования из республиканского бюджета либо государственных грантов, иное просто невозможно, поскольку мы как организация местного уровня работаем практически на голом энтузиазме, вкладывая в деятельность средства из собственного кармана, оказывая помощь потребителям безвозмездно.
И самое главное. При создании организации не следует увлекаться государственным контролем и надзором, дабы не создать новый орган, дублирующий Комитет по защите прав потребителей.
Несомненно, требуют более детальной проработки или уточнения некоторые вопросы. Это в первую очередь онлайн-торговля посредством интернет-магазинов. В последнее время существенно возросло количество онлайн-покупок, как следствие, увеличилось количество обращений обманутых покупателей. Необходимо прорабатывать вопрос более строгой ответственности недобросовестных предпринимателей, которые реализуют заведомо некачественный товар либо используют недостоверную рекламу.
Непросто обстоят дела защиты прав потребителей и в сфере предоставления медицинских услуг, также остается малозатронутой сфера коммунальных услуг. В обоих случаях основная сложность заключается в предоставлении доказательств некачественной работы. В первом случае потребитель сталкивается с тем, что заключение о некачественном предоставлении услуг делается людьми в белых халатах, и зачастую срабатывает принцип корпоративной солидарности. Во втором случае, чтобы доказать недопоставку тепловой энергии, несоответствие напряжения в сети, отсутствие интернет-трафика или низкое качество питьевой воды, потребителю необходимо найти соответствующие лаборатории и специалистов, что в малых городах или селах сделать практически невозможно.
Решить все эти и не только вопросы возможно сообща, с применением международного опыта и обязательным учетом особенностей законодательства.
Муран МАНЕПОВ,
председатель ОО «Совет по защите прав потребителей»