Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Объективный подход к продукции с градусами

 ®

ФОТО: Depositphotos.com/withGod

Давно назрела пора государству взглянуть на рынок алкоголя разумно.  

Несколько лет назад Актобе в обиходе называли алкогольной столицей, в том смысле, что местный климат прекрасно подходит для выращивания лучших сортов пшеницы и ржи, которые лежат в основе успешной деятельности спиртовых и ликеро-водочных заводов. И если в Казахстане таковых предприятий насчитывается 16, то 5 из них находится в Актобе: водочные заводы «Максимус» и «Геом» и спиртовые –«Кентавр»,«Акроспищепром» и «Актобе». По оценкам экспертного сообщества, алкоголь употребляют 80 процентов взрослых казахстанцев. Но есть ли у нас – на уровне государства и общества – четкое понимание, как следует относиться к алкоголю и алкогольной промышленности?

Реклама алкоголя в стране запрещена с 2004 года. Прошло достаточно времени, чтобы сделать определённые выводы эффективности такого кардинального шага. Исследования показывают, что с 2015 года потребление крепкого алкоголя на человека в республике сократилось на 5%. Все чаще казахстанцы предпочитают легкие спиртные напитки. Вместе с тем признаны очевидные недоработки в информационной политике о вреде алкоголя. К примеру, в России, по данным ВОЗ, за 13 лет существования запрета на рекламу алкоголя его употребление на душу населения снизилось аж до 43%.Один из проигрышных моментов — отсутствие расстановки акцентов на различные фокус-группы. Эта и другие истории успеха по снижению вредного потребления алкоголя сходятся в одном: использован комплекс взаимосвязанных, координированных мер, применяемых с учетом местных особенностей, понимания причин и динамики потребления. Кроме запретов, необходимо изменение среды, образования с детского возраста, повышение ответственности.  Нет одного волшебного решения: нужна слаженная работа государства, бизнеса и общества, координируемая специализированным органом.

У нас же в стране из-за чрезмерных акцизов активизировался рынок суррогатов, т.е. государство теряет контроль над потреблением.

Становится очевидным – необходима реформа регулирования рынка алкогольной продукции, которая должна затронуть не только технологическую цепочку от производства сырья до реализации готовой продукции, но и принципы, направленные на минимизацию социального и физиологического вреда от употребления алкоголя при максимальных выгодах для общества.

Грамотная государственная политика должна использовать эффективные инструменты системного регулирования данного рынка и в СМИ. Министерство информации и общественного развития, инициируя снятие запрета, ссылается на необходимость поддержки отечественных средств массовой информации по примеру стран Таможенного союза.

— В большинстве стран, где эффективность мер профилактики злоупотребления алкоголем очевидна и доказана статистикой, применяется комплексный, государственный подход к этому вопросу. Здесь органично сочетаются активная социальная реклама и пропаганда здорового образа жизни. Введенный 16 лет назад запрет на рекламу спиртных напитков не оправдался из-за отсутствия четкой государственной позиции в данном вопросе, — считает исполнительный директор ассоциации «QazSpirits» Дмитрий Жуков.

Государство посредством налогов влияет на доступность качественного алкоголя для потребителей. При этом поступающие в госбюджет сборы от акциза должны идти на решение социальных задач. В том числе и вызванных вредом от алкоголя. Отсюда ставка налога должна ограничивать потребление, при этом не уводя его в «тень». Потребитель, вне зависимости от своего дохода, должен иметь доступ к безопасному для своего здоровья спиртному. Даже если пагубное пристрастие к алкоголю – болезнь, привычка или страсть отдельного взятого индивидуума, то контроль и ответственность за соответствие алкогольной продукции действующим в стране стандартам – государственные.

На практике же акцизный налог на водку в Казахстане с 2013 года вырос на 400%. Если в 2013 году он составлял 200 тенге на литр водки, то в 2019 – 1 020 тенге. Если минимальная розничная цена в 2013 году составляла 320 тенге за 0,5 л водки, то сейчас – 962 тенге. Зарплаты за этот период в среднем выросли на 33%. Как следствие, люди стали меньше пить легального алкоголя. Но сам уровень потребления существенно не изменился. Изменился качественный показатель пития: из сегмента качественного и доступного по цене продукта потребитель ушел в сегмент дешевой, некачественной продукции в ПЭТ-упаковках и, что еще хуже, самопального, контрафактного спиртного или так называемых аптечных спиртов, трагический синоним которых – «Настойка боярышника».

Эксперты отрасли видят решение проблемы в изменении подхода государством к определению и взиманию ставки акциза. В Казахстане применяется специфическая ставка акциза, размер которой зависит не от стоимости готового продукта, а от содержания спирта в нем. Для производителей значимо и то, что акциз взимается до того, как продукт выпущен в оборот. В результате замораживаются огромные финансовые средства компаний, снижаются инвестиции в развитие производства и улучшение качества продукции. Авансовая оплата акциза и его завышенная ставка ставят отечественное производство в невыгодное положение, особенно в условиях Таможенного союза и ВТО. В страну уже беспрепятственно заходят импортные бренды, имеющие колоссальный опыт в маркетинге и неограниченные бюджеты. Для сравнения, в странах ЕС и США акциз уплачивается за проданный, а не произведенный товар.

По официальным данным, в 2018 году импорт водки вырос на 66%, до 31,6 млн бутылок. При этом казахстанские водочные бренды не экспортируются даже в страны Таможенного союза. В Беларуси действует режим «специмпортеров», в России существует целый ряд препятствий, включая дорогостоящее лицензирование оборота алкоголя. Но главной проблемой для отечественной отрасли является сжатие легального внутреннего рынка, без чего невозможно наладить серьезный экспорт.

— Необходимо пересмотреть действующий налог: имеет смысл применить равномерное налогообложение крепкого алкоголя, включив в него «экономическую ренту» в пользу государства в виде процента от стоимости конечного продукта. То есть чем дороже алкогольный напиток, тем больше на него налог. Это позволит увеличить общие налоговые поступления от водочной отрасли при тех же объемах продаж, а также позволит легальной продукции вытеснить самопал, ПЭТ-упаковки, аптечные заменители. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о постоплате данного налога по примеру других стран, — выразил мнение членов «QazSpirits» Дмитрий Жуков.

В соответствии с проверенными практиками регулирования потребления, в Казахстане действует ряд ограничений. В их числе временные и возрастные – стандартные ограничения для большинства стран. У нас продажа крепкой алкогольной продукции запрещена с 21 часа до 12 часов следующего дня, алкоголь не отпускается лицам моложе 21 года. Но при этом он продается во всех торговых точках, а открытые всем взорам – и малым, и юным, и нестойким – яркие алкогольные полки служат наглядной пропагандой потребления. Т.е. среда, окружение способствуют осознанию детьми и подростками потребления крепкого алкоголя как нормы.

Во многих странах мира продажа крепкого алкоголя разрешена только через спецмагазины. Такая мера дополнительно усиливает рычаг государства против нелегальной торговли. Хороший опыт, заслуживающий применения. И это лишь ключевые моменты, требующие принципиального и оперативного решения. Вопросов в отрасли значительно больше, суммарно они свидетельствуют о ее предкризисном состоянии. Лицемерное игнорирование проблем чревато серьезными последствиями не только экономического, но и социального характера. Поэтому профессиональное сообщество считает, что процессы регулирования алкогольного рынка в Казахстане необходимо досконально обсудить и «перезагрузить». Запустить этот процесс можно с создания отдельного государственного органа, ответственного за этот рынок. Как, например, в России, где алкогольный рынок контролируется «Росалкогольрегулированием», или в США, где есть две специализированные организации, отвечающие за разработку алкогольной политики только на федеральном уровне.

Сегодня рынком алкоголя в нашей стране занимается управление при одном из департаментов Министерства финансов РК, которое также регулирует другие подакцизные отрасли. Но ни одна из подакцизных сфер, кроме табачной, не имеет столь ярко выраженных социальных и медицинских аспектов, как алкогольная. И это требует обособленного внимания и подходов на государственном уровне. Необходимо сформировать системную и долгосрочную политику страны в отношении алкоголя, а также пересмотреть комплекс мер профилактики потребления алкоголя.

ФОТО: Depositphotos.com/withGod

Колонка "Взгляд"