Глава государства Нурсултан Назарбаев обозначил ключевые
направления реформирования правоохранительной системы страны
В работе совещания по вопросам реформирования правоохранительной системы, которое провел в минувший вторник в Акорде Президент, приняли участие премьер-министр Карим Масимов, государственный секретарь — министр иностранных дел Канат Саудабаев, руководитель Администрации Президента Аслан Мусин, председатель Конституционного совета Игорь Рогов, председатель Верховного суда Мусабек Алимбеков, первый заместитель председателя НДП «Нур Отан» Нурлан Нигматулин, помощник Президента — секретарь Совета безопасности Марат Тажин, председатель Высшего судебного совета Оналсын Жумабеков, генеральный прокурор Кайрат Мами, депутаты Парламента, члены Правительства, а также руководители правоохранительных структур всех регионов Казахстана.
В своем выступлении перед участниками совещания Президент отметил, что в Послании народу страны поставил задачу модернизации правоохранительной системы, обозначив основные направления реформы.
Нурсултан Назарбаев акцентировал, что для системы госорганов, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность, противостоящих преступности и коррупции, в нашей стране созданы все необходимые условия. Только за последние пять лет правоохранительным органам выделено более 160 млрд. тенге, а их социальное обеспечение выросло в два раза. Благодаря принимаемым государством мерам правоохранительная система бесперебойно и устойчиво функционирует, адаптируясь к современным, динамично меняющимся реалиям.
По поручению Президента создана государственная комиссия по реформе правоохранительной системы, которая проделала большую работу. Проведен функциональный анализ деятельности силовых структур, выявлены проблемы и недостатки. Изучен обширный мировой опыт. Так, определено, что действующая структура, ряд функций и полномочий правоохранительных органов не соответствуют сложившимся в обществе рыночным отношениям. Деятельность правоохранительных органов характеризуется громоздкостью системы управления, дублированием и пересечением функций. Произошла подмена качественных показателей количественными.
Существующие критерии оценки не способствуют нацеленности на решение их функциональных задач.
— Все это сказывается на уровне доверия населения к правоохранительным органам, а через них в целом к власти, — заявил Глава государства. — В текущем году треть из всех поступивших в Администрацию Президента обращений граждан содержали жалобы на действия правоохранительных органов и судов.
Между тем все предыдущие попытки реформирования не дали ожидаемого результата. Истинные цели реформы подменялись, нивелировались кампанейщиной. По словам Нурсултана Абишевича, узковедомственные интересы, желание сохранить прежний, во многих чертах еще советский порядок, превалировали над общегосударственными интересами.
Поэтому упомянутая комиссия с учетом международного опыта и казахстанских условий проработала основные направления модернизации правоохранительных органов. Выработанные ею подходы Президент в целом одобрил и вчера же подписал Указ «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан».
Глава государства обратил внимание на основные направления, к проведению мероприятий по которым следует безотлагательно приступить Правительству, Администрации Президента, правоохранительным органам и судам.
Первое — четкое разграничение компетенции и освобождение правоохранительных органов от несвойственных функций, оптимизация системы расследования уголовных дел и в целом повышение эффективности правоохранительной деятельности. В этой связи, в частности, функции и полномочия МВД, связанные с деятельностью медицинских вытрезвителей, передаются в ведение Министерства здравоохранения. Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних — в ведение Министерства образования и науки.
Осуществление технического осмотра транспортных средств теперь будет в конкурентной среде, а полномочия по контролю за его проведением — в ведении Министерства транспорта и коммуникаций.
Полномочия МВД в сфере охранной деятельности также передаются в конкурентную среду, за исключением охраны особо важных стратегических объектов.
Министерству внутренних дел и Генеральной прокуратуре следует имеющиеся у них три региональные транспортные структуры объединить в одну, входящую в центральный аппарат этих органов.
Правительству поручается образовать в структуре МВД Комитет миграционной полиции, что позволит повысить эффективность государственного регулирования миграционных процессов, ужесточить контроль за миграционными потоками.
Для усиления борьбы с наркоманией и наркобизнесом Комитету по борьбе с наркобизнесом Министерства внутренних дел передаются в непосредственное подчинение территориальные подразделения, осуществляющие борьбу с наркобизнесом.
Кроме того, МВД необходимо принять меры и поэтапно передать функции по исполнению административного ареста Министерству юстиции. Тем самым органы внутренних дел избавляются от выполнения несвойственных для них функций.
— Нам предстоит сделать важный системный шаг — создать Комитет по расследованию МВД путем слияния Комитета криминальной полиции и Следственного комитета, — отметил Нурсултан Назарбаев.
В результате такого объединения, по убеждению Президента, должна повыситься эффективность расследования преступлений. Хотя предварительно целесообразно реализовать пилотный проект в одной из областей. Но в целом данный шаг соответствует мировой практике.
Реформирование органов расследования и совершенствование досудебного производства требует повышения роли и ответственности прокуроров. В этих целях необходимо возложить на них дополнительные обязанности и усилить координирующую роль прокуратуры. Указом Главы государства решается проблема разграничения компетенции между правоохранительными и специальными органами.
При этом будет сведена к минимуму так называемая альтернативная подследственность. В частности, к ведению МВД будет отнесено расследование всех наркопреступлений, за исключением транснациональной наркопреступности, а экономические и коррупционные деяния станут в полном объеме расследоваться финансовой полицией.
В свою очередь Комитет национальной безопасности сосредоточится на расследовании преступлений, непосредственно связанных с угрозами национальной безопасности.
Также указом упраздняется Комитет по судебному администрированию при Верховном суде, на базе которого создается департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде. При этом функции упраздненного органа по исполнению решений судов и связанные с этим полномочия передаются в ведение Министерства юстиции.
Организационное, материально-техническое и иное обеспечение судов, руководство деятельностью судебных приставов будет осуществлять вновь образуемый департамент.
Вторым важным направлением правоохранительной реформы является оптимизация аппаратов правоохранительных органов. Для решения этой задачи, как подчеркнул Глава государства, Правительству необходимо рассчитать оптимальное количество штатных единиц и внести конкретные предложения по оптимизации.
При этом за счет сокращения управленческого аппарата центрального и областного звена соответствующих государственных органов следует укрепить городские и районные подразделения правоохранительных органов.
Третье. Большой объем работы предстоит проделать Правительству совместно с Парламентом по совершенствованию законодательной базы, ее корректировке.
— Прежде всего надо решительно продвинуться в вопросах гуманизации уголовной политики, — сказал Нурсултан Назарбаев.
Для этого будет подготовлен законопроект, направленный на декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение. В законопроекте следует уделить особое внимание преступлениям в экономической сфере с тем, чтобы оградить бизнес от давления со стороны правоохранительных органов и стимулировать его развитие.
— Мы должны поставить заслон на пути рейдерству, захвату чужой собственности. Мы сократим перечень госорганов, имеющих право проверять предпринимателей, — заверил Президент. — Все эти меры позволят укрепить доверие бизнеса к государству и повысить инвестиционную привлекательность Казахстана.
В целях же сокращения тюремного населения, отметил Глава государства, следует законодательно расширить сферу применения альтернативных мер наказаний и мер пресечения, не связанных с лишением свободы, а также примирительных процедур, в том числе путем развития института медиации. Особенно это касается ответственности за экономические преступления небольшой тяжести, если добровольно погашен нанесенный ущерб.
Требуется также комплекс мер по дальнейшему упрощению производства по уголовным делам, повышению его оперативности. В рамках этих мер в республике будет наконец признана легитимность института «сделки о признании вины» в рамках уголовного процесса. Все это позволит максимально сократить волокиту при расследовании уголовных дел, упростить работу следственных органов, облегчить участь граждан.
Большой блок законодательных вопросов предстоит решить по вопросам профилактики преступности, реформирования системы социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовные наказания с передачей этих функций местным исполнительным органам. Будут внедрены единые правовые стандарты прохождения правоохранительной службы и единые подходы к социальной защите сотрудников, а также высокие критерии для судей и кандидатов на должности судей.
— Следует начать работу по демилитаризации правоохранительной системы. Тысячи людей носят погоны, занимаясь по существу вспомогательными и обслуживающими функциями, — добавил Президент. — Погоны должны носить только те, кто выполняет основные функции в каждом ведомстве.
На следующем этапе планируется рассмотреть данный вопрос с учетом мирового опыта. При этом необходимо учесть интересы сотрудников и не допустить снижения их зарплаты и качества кадрового состава.
Правоохранительные органы должны тесно сотрудничать с институтами гражданского общества, полнее учитывать в своей работе общественное мнение. Поэтому руководителям правоохранительных структур следует чаще встречаться с населением, вести соответствующую разъяснительную работу и призывать к сотрудничеству.
Четвертое направление — заинтересованным госорганам необходимо проработать вопрос и внести предложения о введении в республике института частной детективной деятельности. При этом введение подобной деятельности должно сопровождаться рядом условий и ограничений, связанных с интересами обеспечения законности и правопорядка, соблюдения прав и свобод граждан, интересов государства.
Пятое. Не останутся в стороне от реформы и местные исполнительные органы. На акиматы, как заявил Нурсултан Назарбаев, возлагается повышенная ответственность за состояние дел по профилактике правонарушений и обеспечению правопорядка. При этом они будут регулярно отчитываться о результатах на заседаниях Правительства.
Шестое направление — госкомиссии необходимо продолжить свою работу и довести до логического завершения реализацию данного указа. Провести анализ работы правоохранительных органов, их структур с целью выявления эффективности их деятельности.
Седьмое. Совету безопасности Президент поручил осуществлять координацию работы всех силовых органов и обеспечить полномасштабный контроль за их деятельностью. По словам Главы государства, это и есть ключевое направление национальной безопасности. Администрации Президента и Правительству в свою очередь дано поручение принять исчерпывающие меры по реализации указа, а также разработать и в месячный срок утвердить соответствующий План действий.
— Уверен, что принятые меры позволят повысить эффективность правоохранительной и судебной систем, обеспечить справедливую и реальную защиту прав наших граждан, — заключил Нурсултан Назарбаев.
В ходе совещания выступил руководитель Государственной комиссии по реформе правоохранительной системы премьер-министр
К. Масимов, который доложил о проделанной работе. По основным положениям реформы выступили генеральный прокурор К. Мами, председатель Верховного суда М. Алимбеков, министр внутренних дел
С. Баймаганбетов, а также ряд руководителей областных правоохранительных ведомств.
«Казахстанская правда» от 18 августа 2010 года