Нынешний, 21-й год Независимости, вошел в историю как год стабильности и процветания. Казахстан на подъеме, и это заставляет еще раз вспомнить тот большой путь, который прошла страна, и определить роль, которую в этом историческом процессе сыграл Глава государства — Нурсултан Назарбаев.
В наследство от советского времени Казахстану достались деградирующая сырьевая экономика, обострившиеся социальные проблемы, усиление внешних угроз, возникновение конфликтогенных зон по периметру границ Казахстана. Перед молодым независимым государством стоял комплекс исключительно трудных задач.
Первая группа задач была связана с международным признанием и урегулированием вопросов, связанных с «советским наследством». В 1992 году Казахстан был принят в ООН. В последующем республика стала членом и даже инициатором создания ряда международных организаций. В 1996 году Казахстан стал одним из инициаторов «шанхайской пятерки», на основе которой сложилась ШОС, служащая ключевым инструментом обеспечения региональной безопасности в Евразии. По инициативе Президента Казахстана было создано Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
Чрезвычайно важным был вопрос о дальнейшей судьбе советского ядерного оружия, находившегося на территории Казахстана. В нестабильной международной обстановке, возникшей после распада СССР, обладание ядерным оружием представлялось некоторым главам новых независимых государств едва ли не единственной гарантией обретенного суверенитета от возможных внешних посягательств. Но Президент Н.А. Назарбаев понимал, что в долгосрочной международной политике владение ядерным боезапасом превратится для Казахстана из гарантии безопасности в фактор риска. Казахстан не мог бы и не хотел бросать вызов крупнейшим ядерным державам мира.
Нурсултан Абишевич отлично видел, что сила Казахстана — не в обладании оружием массового поражения, а в моральном авторитете. В этих условиях добровольный отказ Казахстана от ядерных вооружений, придание республике статуса безъядерного государства усилили бы, а не ослабили Казахстан.
Чтобы успешно сделать такой ответственный шаг, нужны были незаурядная воля, выдержка, государственный ум и интуиция лидера. Нурсултан Назарбаев сумел поэтапно решить задачу превращения Казахстана в безъядерное государство без ущерба для его безопасности и для безопасности окружающего мира. Президент Казахстана поступил как политик мирового масштаба, обремененный ответственностью за судьбы не только своей страны, но и всего человечества.
Вторая группа задач, вставших перед Казахстаном сразу после провозглашения независимости, была связана с ликвидацией тех негативных процессов, которые охватили бывший Советский Союз. В первую очередь, было чрезвычайно важно не допустить эскалации роста экстремизма, возникновения конфликтов на этнической и религиозной почве. Это была архисложная задача. Неспокойно было в соседних Кыргызстане и Узбекистане. В Таджикистане бушевала гражданская война, завершившаяся только к 1999 году (при решающих дипломатических усилиях самого Н.А. Назарбаева). Вспыхивали конфликты в Грузии и Молдавии. Воевали между собой Армения и Азербайджан из-за Карабаха.
Как в таких условиях Казахстан с его многообразным по этническому и конфессиональному признакам населением стал настоящим островом стабильности на просторах СНГ — это чудо, над которым ломают голову политологи и всегда будут говорить историки, изучающие рубеж XX и XXI веков.
В первую очередь здесь надо отметить решающую роль Президента Казахстана в отведении от молодого государства тех угроз дестабилизации, которых не миновало практически ни одно государство СНГ.
На первых выборах Президента Казахстана в декабре 1991 года народ единодушно вверил Нурсултану Назарбаеву свою судьбу, связав с ним надежды на решение сложнейших проблем того периода. И Глава государства полностью оправдывал ожидания своего народа, что неизменно выражалось в результатах всех последующих выборов, проводимых в Казахстане.
Нурсултан Назарбаев укрепил государство, обеспечил его суверенитет, стабильность и развитие. Поэтому в Казахстане нет условий для каких-то «цветных революций».
Как подчеркнул Председатель КНР Ху Цзиньтао, благодаря уверенному руководству Президента
Н.А. Назарбаева «сегодня в Казахстане наблюдается прочная политическая стабильность, устойчивое социально-экономическое развитие и постоянное укрепление авторитета страны на международной арене».
В историческом контексте Первого Президента Казахстана часто сравнивают с основателем Турецкой Республики Кемалем Ататюрком. Не случайно, что в Астане открыт памятник Ататюрку — единственный в Центральной Азии. Как подчеркнул Президент Турции Абдулла Гюль, «мы гордимся этим фактом».
Действительно, Кемаль Ататюрк возглавил государство, оставшееся после крушения империи, и провел его масштабную модернизацию. Он сплотил турецкое общество на основе новой идентичности, ключевым понятием которого стала «турецкая нация». Н.А. Назарбаев сплотил общество Казахстана на основе общегражданской идентичности, ключевым понятием которого является «народ Казахстана».
Однако масштаб задач по преобразованию экономической системы в Казахстане 1990-х годов был на порядок объемнее, чем в Турции 1920-х. Поэтому Назарбаеву было несоизмеримо труднее, чем Ататюрку.
Масштабную модернизацию экономической, а с нею и политической системы провел в середине ХХ века лидер самой передовой страны мира — президент США Ф. Рузвельт. Он в течение довольно долгого времени был признанным лидером североамериканской нации — четырежды избирался на пост президента. Он вытащил экономику из Великой депрессии, структурно преобразовал рыночные отношения, внеся в них разумные элементы планирования, государственного регулирования и социальной ориентации. Он же заложил основы современного высокопрофессионального американского государственного аппарата.
Аналогичные задачи в масштабах Казахстана успешно решил и Президент Н.А. Назарбаев. Социальная ориентированность казахстанской экономической модели, приоритет общего блага перед частным — это конституционная норма Республики Казахстан. «Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу», — гласит пункт 2 статьи 6 Конституции РК, принятой по почину Президента в 1995 году.
Однако и здесь, сравнивая двух президентов, необходимо иметь в виду, что Франклин Рузвельт пришел к руководству давно сложившегося, крепкого государства с огромным авторитетом и сильнейшей (несмотря на кризис) экономикой в мире. Нурсултану Назарбаеву многое, если не все, приходилось начинать с нуля: закладывать традиции государственности, да и строить саму государственность, ее первые институты, добиваться от них эффективной и слаженной работы.
Наконец, третий крупный политик ХХ века, с которым нередко сравнивают Н.А. Назарбаева, — президент Франции 1958-1969 гг. Шарль де Голль, создатель Пятой Республики. С ним Нурсултана Назарбаева сближает строительство стабильных институтов государственности. Де Голль уделял особое внимание эффективному устройству власти. Ключевую роль он всегда отводил институту президентства. Конституция, предложенная де Голлем и принятая Францией, уже шестое десятилетие существует без серьезных изменений, обеспечивая один из самых устойчивых политических режимов в истории Франции.
Нурсултан Назарбаев всегда придавал исключительное значение институциональному строительству, насущным задачам государства. Он первым из руководителей союзных республик увидел, что в переходный период республики нуждаются в сильной персонифицированной власти. Следствием этого стало учреждение в Казахстане поста Президента — Казахстан сделал это еще весной 1990 года, минимум на полгода раньше, чем любая другая из республик тогдашнего СССР. Но при этом Н.А. Назарбаев, в отличие от де Голля, не реформировал доставшиеся ему в наследство структуры, а строил их заново.
Суверенный Казахстан естественным образом перерос ложе союзной республики, и существовавшие в советское время зачатки казахстанской государственности уже не годились для решения задач полностью независимого государства. И Нурсултан Абишевич стал первопроходцем государственного строительства Казахстана. Он максимальным образом учел как этнические и исторические особенности Казахстана, так и все многообразие задач современного государства.
Поэтому государственное устройство Казахстана, не обремененное условностями и традициями, более совершенно, чем многие старинные демократии, лучше приспособлено для выполнения функций государства. В структуре власти Казахстана органичным образом сочетаются юридический и моральный авторитет. Этим, в частности, наделен такой орган, как Конституционный Совет Республики Казахстан. Выстроенная же Н.А. Назарбаевым система Ассамблей народа во главе с общенациональной Ассамблеей народа Казахстана как органом морального авторитета до сих пор не имела аналогов в мировой практике государственного строительства, однако теперь служит ориентиром для многих стран.
Будущие историки, отмечая в деятельности Н.А. Назарбаева черты сходства с деятельностью трех названных великих политиков ХХ века — Ататюрка, Рузвельта и де Голля, будут также вынуждены отметить, что каждый из них лишь частично отразил в своей деятельности те государственные качества, которыми отмечено президентское служение Нурсултана Абишевича Назарбаева. В то же время Н.А. Назарбаев как бы воплотил в себе свойства всех троих государственных руководителей. Он наиболее полно выразил всю сумму качеств подлинного исторического Лидера нации.
В поисках эталона успешного политика для XXI века политологи впредь будут обращаться прежде всего к опыту государственной деятельности Первого Президента Казахстана. Президента, который успешно преодолев трудности, обеспечил построение независимого государства и открыл для своего народа путь по дороге прогресса.
Жанна ДАУЛЕТКЫЗЫ