В Заречном-2 каждое воскресенье в большом коттедже, куда не так просто найти вход, собираются люди. Как выяснилось, здесь проходит служба христиан-евангелистов — религиозная организация не зарегистрирована в уполномоченных органах.
Будем молиться
Снаружи коттедж больше похож на жилое помещение, нежели на храм. Ни одной вывески, ни одного объявления, за исключением аншлага с указанием номера участка. Нам с трудом удалось найти вход во двор, он оказался с торца. Во дворе около десяти машин. На входе в дом несколько табличек, запрещающих вести видео- и фотосъемку. Первый этаж походит на столовую, в огромном зале расставлены столы и стулья. Парень, принявший меня за новенького прихожанина, указал на второй этаж, где шла служба. Стены здесь расписаны религиозными текстами, у передней стены – кафедра с микрофоном, недалеко от нее — пианино. В этот день собралось несколько десятков человек разных национальностей, возраста, в том числе дети. Мне предложили место возле аксакала, который спросил: «Откуда ты? Как пришел сюда?». После небольшой лекции о нравственности началось песнопение, мой сосед поделился книгой с пронумерованными текстами. На мой вопрос: «Шоқынамыз ба, не?!» («Что, обратимся в христианскую веру?!») ответил: «Табынамыз» («Будем молиться»). На предложение молиться в мечети у него был готов ответ: «Бог же один».
Спустя полчаса я собрался к выходу, этот человек догнал меня, снабдил кучей книг, в том числе на казахском языке. Кстати, в каждой были рекламные буклеты с адресами и временем службы. Ни в одной не указано одобрение уполномоченного органа, как того требует правило распространения религиозной литературы.
[box type=»shadow» ]Баптисты представляют собой протестантскую ветвь, созданную в Англии, которая позже широко распространилась по Северной Америке. Слово «баптисто» переводится с греческого как «погружаю»: крещение проходит при погружении в воду. Крестят взрослых людей старше 18 лет и только после полного отказа от греховной жизни. Евангелисты стали подразделяться на две, потом на множество разных фракций. Этот процесс до сих пор продолжается. Баптисты ставят выше учения нравственную выдержку и свободу совести. Но, как все протестанты, принимают понятие «скриптура», то есть «писание». Акцент вероучения делают на Библии. Долгом всех членов общины считается миссионерская деятельность, религиозное воспитание в семье в духе Евангелия. [/box]
«Мы» и «они»
В Казахстане за годы независимости сложилась высокая толерантность в вопросах вероисповедания. По Конституции граждане имеют право на свободный выбор религиозной организации, близкой им по духу и мировоззрению. Однако подобные организации не должны нарушать закон, это касается и такой нормы, как регистрация. На практике же встречаются факты игнорирования законодательства. Как рассказали в управлении по делам религий, в Актобе пять официально зарегистрированных организаций христиан-баптистов. Община, которая собирается в Заречном-2, категорически возражает против документального оформления, отвергая необходимость взаимодействия с госорганами. И по существу в ней есть отличия от других евангелистов.
– Наши сотрудники неоднократно выезжали на место службы, но двери для них всегда закрыты, – говорит главный специалист управления Азамат Данахметов. – Мы не имеем права без разрешения вторгаться в частную собственность, поэтому вызываем наряд полиции.
– Евангельские христиане-баптисты еще в 1960-ых создали альтернативную ветвь, основываясь на том, что они отделяют себя от власти, – поясняет религиовед Ольга Вороневич. – Государство они фактически воспринимают как Сатану. В их литературе прослеживается негативное отношение к политике. Последователи вероучения делят общество на «мы» и «они». Считают, что баптисты правоверные, истинные, а все, кто не с ними, отошли от нормы и идут за Сатаной. Поэтому отказываются от регистрации и не участвуют в общественной жизни.
По ее словам, они настолько обособлены, что не признают своих же баптистов, прошедших регистрацию. Среди прихожан нашей области тоже есть представители незарегистрированной общины. Даже их дети отличаются от других: держатся особняком, не смотрят светские телепередачи, только программы религиозного характера. Студенты общаются лишь между собой. Любая вера в случае фанатичного исполнения ритуалов вырывает человека из обыденности. В подобном случае все, что не касается их культа, становится чуждым и даже враждебным.
В управлении говорят, что от жителей области практически не поступало жалоб на навязчивость пастырей или покушение на имущество и свободу убеждений. Однако все-таки не обошлось без привлечения к ответственности проповедников.
– В 2019 году к нам обратился актюбинец, которому дали брошюру и пригласили на собрание. Он пошел туда, после чего и написал заявление. За противозаконное действие суд наложил на руководителя общины административный штраф, – сообщил Азамат Данахметов.
Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» не является репрессивным. Он предполагает, что верующие совмещают повседневную жизнь, работу, служебные обязанности с исполнением религиозных обрядов и ритуалов той веры, которой они придерживаются. Поэтому только в случае повторных или грубых нарушений законодательства к объединению могут быть приняты строгие меры. Однако в случае поступления жалоб или явных правонарушений к ним могут быть применены более
радикальные меры.
Правоохранительные органы пока воздержались от комментариев по данной теме.
Абат КАРАТАЕВ