Марат ТАГИМОВ, депутат Сената Парламента РК.
Процветание, безопасность и улучшение благосостояния казахстанского народа всегда остаются важнейшей триединой задачей государства и вселяют твердую уверенность в том, что обязательства государства являются надежной опорой для всех казахстанцев.
В этом году независимому Казахстану исполняется 27 лет. За небольшой по историческим меркам период времени Казахстан стал современным социальным государством с динамично развивающейся экономикой, политической стабильностью, этноконфессиональным согласием. Страна более 20 лет работала на укрепление суверенитета и политического веса. Республика провела модернизацию всех сфер жизни общества в очень высоком темпе, совершила прорыв в рыночную экономику, перестроила общественное сознание. Шаг за шагом наше общество приближается к самым высоким стандартам в области демократизации и прав человека.
Мы провели исторически важные конституционные и политические реформы. Построили новую столицу страны — Астану. Казахстан стал первым на всем постсоветском пространстве государством, которое председательствовало в ОБСЕ, провело Всемирную специализированную выставку ЭКСПО — мероприятие планетарного масштаба. В 2017 году стал непостоянным членом Совета Безопасности ООН, в этом году мы председательствуем в нем.
Весь казахстанский народ поддерживает главную цель, обозначенную Главой государства Нурсултаном Назарбаевым, — ускоренными темпами
войти в число 30-и самых развитых государств мира.
В своих обращениях Елбасы неизменно призывает нас не останавливаться на достигнутом и вселяет уверенность в завтрашнем дне. Каждое Послание Президента является важным стимулом и руководством к действию для всех казахстанцев. Мы устремлены к новым успехам на основе масштабной модернизации всех сфер жизни в рамках национальных стратегий и программ «Казахстан-2050», План нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ», «Нұрлы жол», «Рұхани жаңғыру», «Стратегический план развития Казахстана до 2025 года».
Нынешнее Послание Главы государства «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» также нашло широкий отклик среди казахстанцев. Серьезные реформы предстоят в сфере образования, медицины, правоохранительной системе, бизнесе. Но каждая из задач имеет яркий социальный стержень.
Совершенно своевременный шаг — повышение минимальной заработной платы. С 1 января 2019 года минимальная заработная плата вырастет с 22 до 42 тысяч тенге. Увеличится оплата труда у части медиков, учителей, полицейских. Будет продолжена работа по модернизации образования и здравоохранения как гаранта умножения интеллектуального и социального капитала. В течение 5 лет расходы на образование, науку и здравоохранение будут доведены до 10% от ВВП. С большим одобрением воспринято известие о предстоящем принятии закона «О статусе педагога». Бизнесмены воодушевлены новыми возможностями для создания и ведения бизнеса: налоговая амнистия для малого и среднего бизнеса, поддержка экспортеров, создание фонда прямых инвестиций, решение продлить действие программы «Дорожная карта бизнеса-2020» еще на пять лет.
Однако государство — это не абсолютный донор благоденствия. Его миссия — помогать, создавать условия для роста благосостояния граждан. А будут они реализованы или нет, это уже ответственность самого человека. Именно такая концепция реализуется в Республике Казахстан, именно на это указывает Глава государства.
То, что под силу сделать самому гражданину, он должен сделать сам. Модернизация невозможна без развития человека, без формирования зрелого общества, обладающего высоким уровнем правовой грамотности, духовно-нравственными ценностями и социальным благополучием.
Предстоит немало работы для всех ветвей власти. Вместе с тем проводимая работа не достигнет цели без активного участия в процессе гражданского общества с его институтами и инициативными группами, способными вывести страну на качественно новый уровень.
В этом контексте особого внимания заслуживают инициативы по разграничению полномочий между центром и регионами, децентрализация власти.
В регионах страны принимаются самые эффективные меры по выполнению поручений Главы государства Нурсултана Назарбаева, озвученных им в ежегодных обращениях к народу Казахстана, Плане нации и других важных для развития государства документах.
Так, согласно шагу 98 «100 конкретных шагов» по реализации Пяти президентских реформ на уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения начата работа по внедрению самостоятельного бюджета местного самоуправления, а в областных центрах и городах республиканского значения внедряются механизмы участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов.
Напомню, с 1 января 2018 года в городах районного значения, селах и сельских округах с численностью населения свыше двух тысяч человек законодательно предусмотрено внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления. В связи с чем в бюджеты сел передано семь видов налоговых и других неналоговых поступлений, а также 19 направлений расходов. Все эти меры направлены на максимальное вовлечение казахстанцев в решение вопросов местного значения.
Как обозначенная Елбасы цель обретает реальные черты, можно рассмотреть на примере Актюбинской области. По данным областного управления экономики и бюджетного планирования, для исполнения 98-го шага Плана нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех» самостоятельный бюджет по Актюбинской области внедрен в семи городах районного значения и 38 сельских округах, где проживает более двух тысяч человек. С 2020 года эти нормы будут действовать во всех населенных пунктах региона. Годовой план по доходам самостоятельного бюджета местного самоуправления на 2018 год уточнен в сумме 6 миллиардов 204,4 миллиона тенге, в том числе по налоговым поступлениям — 777,7 миллиона тенге, неналоговым поступлениям — 128,7 миллиона тенге и поступления трансфертов —
5 миллиардов 297,9 миллиона тенге.
Жизнь показывает, эффективность местного самоуправления во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих правовую, организационную и экономическую основу самоуправления, но и от понимания населением своих прав и возможностей в системе местного самоуправления, от действительной способности осуществлять местное самоуправление.
Одним из общественных объединений, занимающихся развитием гражданских инициатив в регионе, является фонд «ЭлитАгро». Его основная деятельность связана с формированием общественного мнения путем координации деятельности инициативных групп. Фонд активно сотрудничает и взаимодействует с государственными органами по вопросам охраны окружающей среды, укрепляет и координирует совместную работу бизнеса, общественных организаций и госорганов, вырабатывает рекомендации рационального природопользования, а также развивает экологическую грамотность и активную позицию в области сохранения биоразнообразия.
При фонде действует молодежное крыло местного самоуправления. Активно выступают члены фонда за безопасную окружающую среду. Широкое обсуждение разработки Жилянского калийного месторождения, затрагивающего благополучие жителей двух сельских округов, а также города Актобе, говорит о жизненной заинтересованности и возможности простых граждан принимать участие в решении важных социальных вопросов.
Одним из примеров активизации гражданского участия в местном самоуправлении на селе является деятельность жителей Богетсайского сельского округа. При активном участии инициативной группы проведен ряд акций, направленных на благоустройство территорий, строительство социальных и культурных объектов, материальную поддержку земляков. С той поры все общепоселковые дела решаются на сходах, с учетом мнения активистов и аксакалов. И это лишь один из сотен примеров такой работы в целом по региону.
Децентрализация власти — ключевой шаг на пути в тридцатку развитых стран мира. С внедрением четвертого уровня государственного бюджета повышается роль граждан в решении вопросов конкретного населенного пункта. Главное — научить сельчан правильно распоряжаться своим бюджетом, расставлять приоритеты в планировании расходов, эффективно использовать средства.
Действительно, участвуя в процессе планирования, жители видят реальную картину развития села и его перспективы. В итоге акиму легче отчитываться перед населением за выполнение плана развития села, сельчане наравне с акимом несут ответственность за его выполнение или невыполнение. Да и субъекты малого и среднего бизнеса, принимающие активное участие в жизни населенных пунктов, видят приоритеты для развития своего дела. Малый бизнес на селе — это не только заработок, но и решение вопроса занятости населения, и пополнение бюджета населенного пункта, и зачастую спонсорская помощь, инвестиции в социальные проекты.
Местное самоуправление во всем мире является фундаментом регионального развития. Именно поэтому большинство развитых стран стремится к совершенствованию моделей местного самоуправления.
В мировой практике данный уровень власти наиболее приближен к населению и решает вопросы по удовлетворению основных жизненных потребностей населения.
Сейчас нашим государством сделан еще один важный шаг на пути модернизации политической системы и дальнейшей демократизации общества.
Последовательное решение этих задач получило свое продолжение в Плане нации «100 шагов» в рамках реализации Пяти институциональных реформ Главы государства.
В Казахстане на сегодняшний день успешно создана правовая база модели местного самоуправления, права граждан на местное самоуправление были провозглашены в Конституции 1995 года.
Ближайшие и долговременные задачи по его дальнейшему становлению были определены в утвержденной Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым Концепции развития местного самоуправления.
Концепция определила развитие местного самоуправления в Республике Казахстан в два этапа: первый этап (2013-2014 годы) — расширение потенциала действующей системы на нижних уровнях управления; второй этап (2015-2020 годы) — дальнейшее развитие местного самоуправления.
В основу Концепции были заложены общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, закрепленные в Европейской Хартии местного самоуправления.
Местное самоуправление, согласно Европейской Хартии, составляет одну из основ демократического строя. Суть самоуправления в том, что проблемы населенного пункта лучше и эффективнее решать не из центра, а на местах, путем активизации населения. «Общинные институты открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой, наслаждаться ее мирным характером», — писал один из первых исследователей этой темы, французский политический деятель Алексис Де Токвиль. Он утверждал, что именно в условиях добровольного объединения у людей формируется истинное гражданское самосознание, чувство ответственности, способность соизмерять свои интересы и согласовывать их с интересами ближних.
Международный опыт показывает, что развитие системы местного самоуправления является одним из непременных условий экономического процветания, социального благополучия и формирования гражданского общества.
Значимость института местного самоуправления как неотъемлемой части правового государства определяется также тем, что на уровне местной власти осуществляется непосредственное взаимодействие населения с органами власти, удовлетворяются жизненно необходимые потребности, ставятся и решаются задачи с учетом местных особенностей и интересов.
В этом контексте расширение финансовой и экономической самостоятельности органов местного самоуправления в решении актуальных вопросов местного значения и возможность для граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие местного самоуправления — это закономерное продолжение реформ на центральном уровне, направленных на дальнейшую модернизацию политической системы и демократизацию нашего общества.