Дорогие соотечественники!
В соответствии с Конституцией республики мне на рассмотрение поступил пакет нового законодательства о пенсионной системе, инициатором которого выступили Правительство и Национальный банк.
Я внимательно следил за той широкой общественной дискуссией, которая сопровождала весь процесс его разработки, обсуждения и принятия.
Я хорошо знаком с аргументацией и сторонников нового законодательства, и тех, кто выступает против него.
Надо отметить, что вопрос об унификации возраста выхода на пенсию мужчин и женщин стал самым острым в текущих дискуссиях.
Причину этого я вижу в том числе и в неуклюжих действиях Правительства и Национального банка.
Во-первых, важный социальный законопроект продвигался как «рядовой» законодательный акт, а не как необходимая, жизненно важная мера, гарантирующая благополучие народа и эффективность национальной пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
Во-вторых, работу по его отстаиванию в общественной дискуссии Правительство и в частности Министерство труда и социальной защиты населения провалили.
Как результат, значительная часть казахстанцев настороженно относится к пенсионной реформе, не понимает ее сути.
В целом моя оценка работы Правительства и Национального банка по разъяснению населению нового пенсионного законодательства — неудовлетворительная.
Сегодня очевидно, что изменения в пенсионном законодательстве нужны!
Это глобальная тенденция.
Даже в ряде стран Европейского союза и других регионов мира были вынуждены это сделать в условиях жесточайшего кризиса и надвигающейся рецессии.
Только модернизация пенсионного законодательства может дать прочные гарантии благополучия всем казахстанским пенсионерам.
Только в этом случае долговременно будет эффективно действовать накопительная система.
Только так наше общество может быть избавлено от кризиса пенсионной системы, когда общество и государство не могли выплачивать пенсии, как это случилось в 90-х годах, когда казахстанские пенсионеры целыми месяцами не получали пенсий, а их размеры были мизерными.
Основным аргументом в пользу повышения пенсионного возраста женщин стал прогнозируемый дефицит средств по выплате пенсий.
Он объясняется старением населения страны, ростом продолжительности жизни и тем, что 70% пенсионеров будут составлять женщины.
Расходы бюджета на выплату пенсий без поэтапного повышения возраста женщин за период 2014-2024 годов вырастут на 3 триллиона тенге.
Это станет проблемой для будущих пенсионеров, которым государство будет не в состоянии выплачивать пенсии.
Мы должны этот вопрос решать уже сейчас.
Единый возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин — это норма, которая существует в большинстве развитых стран.
К примеру, в ряде стран Европы пенсионный возраст мужчин и женщин составляет 67 лет.
Многие государства принимают сейчас такое решение в условиях глобального кризиса как неизбежную меру.
Правительство Казахстана заблаговременно предложило осуществить плавный переход к повышенной планке пенсионного возраста для женщин.
Но Правительство и Национальный банк бросили все силы, чтобы убеждать депутатов Парламента, а не тех, кого это непосредственно касается.
Мажилис и Сенат Парламента, понимая важность этого решения для народа, приняли такой пакет нового законодательства о пенсионной системе, что является правильным решением. Поскольку многие нормы закона необходимы для улучшения социального положения наших граждан.
Поэтому в целом поддерживаю законопроект.
Но в то же время считаю, что не все аспекты реформирования пенсионной системы продуманы как следует.
В соответствии с полномочиями, данными мне Конституцией, возвращаю его в Парламент для повторного обсуждения и голосования в части срока введения нормы о повышении пенсионного возраста женщин.
Я предлагаю начать поэтапное повышение пенсионного возраста не с 1 января 2014 года, а с 1 января 2018 года.
Это позволит осуществить предстоящую модернизацию пенсионной системы с максимально полным учетом интересов казахстанцев.
Вместе с тем, прежде чем новое законодательство вступит в силу, государство должно принять дополнительные меры для социальной защиты граждан, особенно женщин предпенсионного возраста.
В этой связи поручаю Правительству проработать вопросы законодательного сопровождения следующих инициатив.
Первое. Обеспечить за счет государства дополнительную выплату обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми.
Общий размер выплат в накопительный пенсионный фонд необходимо довести до 10 процентов от прежнего их дохода.
Второе. К существующим десяти процентам обязательных пенсионных отчислений граждан ввести дополнительные пять процентов обязательных отчислений от работодателей.
Третье. Поэтапно увеличить ставки обязательных профессиональных пенсионных взносов еще на пять процентов.
Это улучшит пенсионное обеспечение граждан, занятых в особых и вредных производствах.
Все эти меры позволят повысить солидарную ответственность и государства, и работодателей, и самих работников за уровень социальной защиты наших граждан.
Также поручаю Правительству разработать комплекс мер по дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения до 2030 года, а также механизмы эффективного инвестирования пенсионных активов в проекты наиболее перспективных отраслей экономики.
Пенсионные накопления граждан должны быть не источником извлечения прибыли для пенсионных фондов, а надежной основой для достойной жизни в старости каждого казахстанца.
Призываю Парламент учесть мою позицию.
Уверен, что по сложному вопросу пенсионной реформы будут найдены верные решения.