Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Обратная связь: как распознать финпирамиды, лжеброкеров и обезопасить себя от онлайн-мошенников

Представляем вашему вниманию ответы на актуальные вопросы казахстанцев, связанные с защитой от мошенничества и финансовых пирамид.
Для повышения доступности и полноты информации о деятельности финансового регулятора в Агентстве функционирует call-центр, через который на сегодня поступило свыше 59,1 тысячи звонков. Граждане обращаются в АРРФР не только для получения консультаций по вопросам защиты их прав и интересов как потребителей финансовых услуг, взаимодействия с участниками финансового рынка, но и для уточнения статуса ранее направленных обращений. Время работы call-центра: в будни – с 10.00 до 17.00, обеденный перерыв – с 13.00 до 14.30.
– В поисках работы увидел объявление в интернете, в котором предлагалось инвестировать в прибыльный проект. В чем его суть – не разобрался, но, судя по описанию, на выходе можно за короткий срок увеличить свою прибыль вдвое или даже втрое. Это может быть финансовой пирамидой?
– Организаторы современных финансовых пирамид умело маскируют свою деятельность под различные сферы деятельности, особенно в сети. Поэтому, чтобы распознать финансовую пирамиду, необходимо знать ее признаки.
Вот основные их них:
• отсутствие лицензии уполномоченного органа, выданной для осуществления деятельности по привлечению денежных средств на финансовом рынке, и/или точного определения деятельности организации;
• обещание высокой и сверхвысокой доходности, в несколько раз превышающей текущий рыночный уровень;
• выплата средств за привлечение новых участников;
• гарантирование получения доходности при вложении в «инвестиционные» проекты;
• массированная реклама в СМИ, интернете;
• отсутствие информации об учредителях, учредительных документах, финансовых показателях и результатах деятельности; отсутствие отчетности; • непрозрачная структура активов и направлений инвестирования;
• отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов и другое.
Если компания, которая призывает вложить деньги, обладает хотя бы несколькими из вышеописанных признаков, стоит задуматься о ее надежности.
Увидев рекламу такой организации, незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы – Министерство внутренних дел РК по месту жительства, а также в Агентство РК по финансовому мониторингу.
В Казахстане предусмотрены: уголовная ответственность – за создание и (или) руководство деятельностью финансовой пирамиды (в соответствии со статьей 217 Уголовного кодекса РК); административная – за производство, распространение и размещение рекламы деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды (в соответствии со статьей 150 Кодекса РК об административных правонарушениях).
– Как проверить брокера, настоящий ли он или мошенник?
– Брокер вправе совершать сделки с ценными бумагами за счет и в интересах своего клиента только на основании лицензии уполномоченного органа – Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка и при условии заключения соответствующего договора об оказании брокерских услуг между брокером и клиентом.
Поэтому необходимо проверить на сайте Агентства наличие у данного брокера лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Реквизиты данного брокера, указанные на интернет-ресурсе финрегулятора, должны совпадать с реквизитами, указанными в лицензии.
– Что делать, если я случайно сообщил мошенникам данные с карты?
– В случае, если мошенникам обманным путем удалось заполучить данные вашей платежной карты и/или коды, приходящие посредством sms, вам следует как можно скорее обратиться в банк-эмитент и заблокировать карточку и счет, к которому она привязана. Также необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве.
Отметим, что информацию о том, что персональные данные ни в коем случае нельзя передавать третьим лицам, банк напоминает клиентам постоянно: как при заключении договора, так и при отправке кодов подтверждения для осуществления денежных переводов.
В АРРФР можно обратиться в случае несоблюдения банком (или иной финансовой организацией, а также микрофинансовой организацией) условий договора и протокола безопасности.
Поэтому, чтобы обезопасить себя и свои финансы, необходимо помнить основные правила:
• ни при каких обстоятельствах не отправляйте никому персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность;
• никогда не передавайте и не публикуйте (в том числе в социальных сетях) реквизиты платежной карты: 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CVV/CVC-код;
• никому не сообщайте sms-коды для авторизации и подтверждения операций, в том числе сотрудникам банка;
• не передавайте свои банковские карты третьим лицам, даже родственникам, в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах;
• в случае утери карты сразу же закрывайте ее или приостанавливайте все операции, позвонив на горячую линию банка;
• сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте, либо полученные sms. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом;
• при пользовании банкоматом осмотрите его на наличие подозрительных предметов, которые выбиваются из общей структуры устройства. Даже убедившись в безопасности устройства, вводить ПИН­-код рекомендуется, всегда прикрывая цифры от посторонних глаз;
• если вы совершаете платежи и покупки с использованием банковской карты через интернет, не открывайте подозрительную почту и не переходите по неизвестным ссылкам. В них может содержаться вирус, способный дистанционно передать мошенникам информацию с вашего компьютера;
• подключите sms или push-уведомления, чтобы оперативно отслеживать все изменения счета и совершенные транзакции. Таким образом вы сможете отследить подозрительные операции по своей карте.



Граждане могут получить консультации в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка через следующие основные каналы обратной связи – это мобильное приложение «Finqramota Onlaine» и call-центр по номеру «1459».

Мобильное приложение функционирует в целях оперативного взаимодействия и укрепления обратной связи населения с финансовым регулятором. В нем представлено 14 тематических разделов, в которых можно задать вопросы регулятору о финансовых продуктах и услугах, взаимодействии с финансовыми организациями, МФО, коллекторскими агентствами, случаях мошенничества. С момента функционирования посредством «Finqramota Onlaine» принято и обработано свыше 10,1 тыс. вопросов пользователей.


Помните! Представители банков никогда не попросят вас сообщить реквизиты счетов и банковских карт, ПИН-коды, CVV-коды и другую конфиденциальную информацию. В случае, если у вас запрашивают такую информацию, сообщите об этом факте по горячей линии вашего банка.
Также следует знать о таком механизме защиты от мошенников, как самозапрет на выдачу займов («Стоп кредит» или «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов на 6 месяцев»). Это добровольный отказ человека от получения новых кредитов в банках и микрофинансовых организациях.
Установить такой запрет может только сам заемщик. Когда используется данная опция, в кредитной истории заемщика появляется отметка о том, что он решил временно отказаться от получения кредитов. Кредитная организация, запрашивая данные из кредитных бюро, видит такую отметку об ограничении и автоматически принимает решение не выдавать заем клиенту. При этом ограничение не касается ломбардов, а также других организаций, которые не оценивают кредитную историю своих клиентов.
Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов доступен на сайте egov.kz и в приложении е-GOV mobile.

FinGramota.kz 

Колонка "Взгляд"