Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Обрети свое лицо

По статистике каждый человек, сам того не осознавая, ежедневно сталкивается с тремя тысячами товарных знаков. Они везде: на ТВ и радио, в интернете, на улицах и работе, не говоря уже о прилавках магазинов.

Стеклянная, оригинальной формы 300-граммовая бутылочка непременно ассоциируется у нас с колой, надпись «Рахат» — с казахстанскими конфетами. У мобильного телефона Nokia свой фирменный сигнал, как и у позывных радиостанции «Европа+». Все эти объемные, звуковые, словесные и прочие знаки отличия — своего рода идентификация на рынке товаров, работ и услуг и являются ничем иным, как товарным знаком или брендом.

К слову, этот нематериальный актив приносит своим владельцам огромную прибыль и признание. К примеру, за официальное использование логотипов компаний Эппл (Apple) и Майкрософт (Microsoft) придется заплатить от 57 миллионов долларов США и выше.

Как обрести свое лицо и имя, чтобы не потеряться в этом глобальном мире, говорили на семинаре «Правовая охрана товарных знаков», прошедшем на днях в облакимате. Организовали его специалисты Атырауского филиала «Национального института интеллектуальной собственности» Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК при поддержке облдепартамента юстиции и облуправления предпринимательства и индустриально-инновационного развития.

В нашей области такие услуги пока никто не оказывает. Но АФ АО «Республиканская научно-техническая библиотека» принимает заявки от объектов промышленной собственности. По словам специалиста отдела спецвидов Калимы Китаровой, это изобретения, полезные модификации, товарные знаки и фирменные наименования. В месяц поступает всего четыре заявки, но это считается нормальным.

— Общая стоимость регистрации на территории нашей республики — 45 тысяч 340 тенге. Свидетельство, которое будет готово через 9 месяцев со дня подачи заявки, действительно в течение 10 лет, — проинформировала ведущий специалист института Гаухар Джумагалиева. — Это жизненно важный шаг для защиты вашего бизнеса.

Пока название (товарные знаки) ИП, ТОО или производимой продукции не зарегистрированы, они де-юро не принадлежат вам и считаются ничейными. Любой может использовать их и даже зарегистрировать. И закон будет на его стороне. Более того, при дальнейшем его использовании и претензиях законного владельца знака вы должны будете выплатить штраф и изменить название, даже если сами придумали его.

В качестве иллюстрации она привела устькаменогорский кинотеатр «Юбилейный» (ВКО). Его менеджеры подали в суд на одноименную торговую сеть и выиграли. Владельцы закусочной «Бургер Хаус» в Атырау (на фото) избежали инцидента, просто изменив цвет в названии, чтобы не быть один в один с Нью-Йоркским рестораном быстрого питания «BURGER HOUSE» (США).

— Вопрос обретает злободневность в связи с засильем контрафактной продукции, — заметила Гаухар Джумагалиева. — Недавно предпринимательница из Атырау заявила, что торговая сеть «Дина» продает низкопробные кондитерские изделия под ее товарным знаком «Селена».

Выступающая выразила надежду, что актюбинцы заинтересуются темой и защитят свой бизнес. По ее словам, регистрация товарных и других знаков и наименований, то есть объектов интеллектуальной собственности, регулируется Законом РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Товарный знак предназначен для индивидуализации товаров и позволяет отличать продукцию одних производителей от других. После обязательной процедуры регистрации предприниматель получает исключительное право на владение товарным знаком и целый комплекс средств, направленных на защиту его права от возможных нарушений.

Обсуждение было бурным. Представитель Актюбинского завода полиэтиленовых труб с недоумением узнал, что названия с упоминанием городов регистрации не подлежат. Между тем завод успешно работает с 2011 года.

Руководитель отдела по правам интеллектуальной собственности облдепартамента юстиции Тимур Убишев объяснил текущую ситуацию:

— Складывается только предтеча формирования культуры товарных знаков. Но процесс пошел: пять лет назад отечественные товарные знаки не упоминались вообще.

 

Ляззат ЕГИБАЕВА

Колонка "Взгляд"