Успешная реализация задач, поставленных Главой государства Н. А. Назарбаевым, по вхождению Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира во многом зависит от формирования эффективного аппарата государственных служащих. Именно от профессионализма государственных служащих, их инициативности и, самое главное, преданности избранному страной курсу во многом зависит результативность экономических преобразований, а значит, социально политическая стабильность общества.
Поэтому формирование профессионального государственного аппарата является одним из главных приоритетов стратегии долгосрочного развития страны. И это обусловило тот факт, что подготовка квалифицированных кадров всегда была и остается актуальной задачей для сферы государственного управления.
Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих — это ключевой элемент развития человеческого капитала госслужбы. Актуальность вопроса эффективности профессионализации госслужащих связана с реализацией первой институциональной реформы.
Это, в свою очередь, вызвало необходимость принятия нового закона о госслужбе (23.11.2015 г.) и других нормативных документов, в том числе «Правила подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих», утвержденных Указом Президента РК №152 от 29 декабря 2015 года.
Девятый шаг Плана нации предполагает создание системы регулярного и качественного обучения государственных служащих. На сегодня она включает в себя Академию государственного управления при Президенте РК как ведущий учебный центр и Региональный центр обучения (РЦО) как необходимый элемент обучения госслужащих на местах.
Сложившаяся система обучения осуществляет, во-первых, переподготовку госслужащих на начальном этапе их профессиональной деятельности, причем не позднее шести месяцев с момента их поступления на государственную службу либо при назначении на руководящую должность. Во-вторых, повышение квалификации раз в три года всех административных служащих.
Следует отметить, что закрепление на законодательной основе постоянно действующей системы обучения административных кадров является насущно необходимой, так как знания, как известно, имеют свойство со временем устаревать.
Основная миссия РЦО с момента его создания в 2005 году заключается в оказании качественных образовательных услуг, способствующих повышению профессионального уровня госслужащих местных госорганов и территориальных подразделений центральных исполнительных органов.
За последние пять лет, с 2011 по 2015 годы, в нашем региональном центре прошли переподготовку и повышение квалификации более пяти тысяч госслужащих. Только в прошлом году у нас прошли обучение
1 114 государственных служащих. В текущем году были проведены 9 курсов переподготовки и 12 семинаров, в ходе которых обучено 717 госслужащих. До конца года планируется провести еще три курса и пять семинаров.
В основном в РЦО проходили обучение госслужащие местных органов. Стоит отметить, что растет количество госслужащих из территориальных подразделений центральных исполнительных госорганов.
К примеру, если в 2014 году они составили 26,3 процента, в 2015 году — 36,9 процента, то на сегодня уже 25,2 процента из числа прошедших обучение.
В учебном процессе РЦО можно отметить внедрение новых образовательных программ, разрабатываемых на основе типовых программ Академии госуправления при Президенте РК и рекомендации научно-методического совета Академии с учетом региональных особенностей. То есть обучение ориентировано на результаты системы оценки деятельности госорганов, а также приоритетные направления развития менеджмента в госорганах (стратегическое планирование, риск-менеджмент, управление персоналом, талант-менеджмент и др.).
Проводятся семинары с привлечением экспертов. В прошлом году в работе семинара по повышению квалификации на тему «Актуальные вопросы реализации индустриально-инновационной политики РК» выступил заведующий кафедрой управления экономики АГУ при Президенте РК, кандидат экономических наук Ерлан Абил.
Ежегодно с темой «Электронное правительство в РК» принимает участие в семинарах руководитель сектора дистанционного обучения и взаимодействия с региональными центрами обучения госслужащих, доцент АГУ при Президенте РК Хатира Кудайкулова.
Ранее в качестве лектора выступала и заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук Фарида Аралбаева.
Это позволяет участникам семинаров обсуждать вопросы по теме с непосредственными разработчиками образовательных программ.
Занятия в РЦО проводятся с применением инновационных методов обучения. Это психологические тренинги, дискуссии, онлайн-конференции, круглые столы, решение ситуационных задач, защита проектов по направлению деятельности.
В практику работы РЦО во-шло и проведение выездных семинаров. Практические занятия были проведены на базе Каргалинского сельского округа с выездом в ТОО «Анди», АФ АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», на сельскохозяйственную опытную станцию, в ЦОН Актобе, в секретариат Ассамблеи народа Казахстана. Наши слушатели побывали и на занятиях, организованны Первого Президента РК, в музее имени А. Молдагуловой и областной библиотеке им С. Баишева.
Все семинары имеют практическую направленность. Слушатели обеспечиваются раздаточными материалами как в электронном, так и бумажном вариантах.
Большой интерес вызывают у слушателей занятия в форме развивающего тренинга, которые проводят наши штатные лекторы Ж. Сейлханова и Ж. Курманова. Активная форма работы позволяет овладеть разнообразными технологиями принятия управленческих решений, навыками управления персоналом.
Для оценки эффективности обучения госслужащих проводится входное и выходное тестирование, которое показывает увеличение уровня правовых знаний и практических навыков работы. Как показывают опросы, удовлетворенность качеством обучения со стороны слушателей составила 95 процентов.
На 2016-2017 учебный год профессорско-преподавательский состав РЦО составляет 30 человек. Среди них доктор исторических наук Р. Бекназаров, лекции которого по патриотизму и толерантности в обществе пользуются неизменным успехом у слушателей всех категорий. Кандидаты наук Г. Кусаметова, Б. Давлетьярова, С. Мухтаров, магистры Н. Урбисинова, Н. Сейткалиева. В числе наших лекторов руководители и ответработники госорганов — руководитель департамента К. Токушев, руководители управлений департамента Агентства по делам госслужбы Г. Бисекешова, М. Бибитова, члены областной ревизионной комиссии С. Урынбаев, К. Жусупов, работники аппарата акима области Ж. Алдашев, Р. Омарова, Ж. Казыбекова, руководитель отдела управления юстиции Т. Убишев, руководитель отдела управления по развитию языков К. Султаналин и другие.
Повышение качества учебно-методического процесса требует непрерывного обновления навыков, умений и знаний самих преподавателей и тренеров. Организация обучения ППС и сотрудников РЦО на семинарах повышения квалификации в Академии госслужбы отражена и в плане мероприятий по взаимодействию АГУ при Президенте РК с РЦО.
Только за последние два года в Академии прошли обучение 11 человек штатных и внештатных лекторов нашего центра. Внедрена система мотивации сотрудников, ориентированная на повышение эффективности и качества учебно-методической и общественно-организационной работы.
Совершенствование модели и подходов обучения госслужащих, разработка новых образовательных программ, внедрение новых учебных и методических материалов — процесс непрерывный. Поэтому работа в этом направлении продолжается. Стратегия развития РЦО предполагает дальнейшую модернизацию системы обучения государственных служащих на основе компетентностного и практико-ориентированных подходов.
Эффективность функционирования госслужбы во многом зависит от готовности к освоению новых знаний и изменению личностных свойств госслужащих в процессе профессионального роста. Поскольку уровень профессионализма, наличие деловых качеств и высокие нравственные принципы людей, которые управляют государством, будут определять степень прочности и авторитет государственной власти.
Процесс обучения является актуальным, когда непосредственно касается профессиональной или личной жизни обучающихся. Абстрактные темы для практиков — это все равно что говорить вообще, а разговоры вообще практически означают разговоры ни о чем.
Соблюдение принципа участия происходит тогда, когда обучающиеся проявляют активность не только в учебном процессе, но и в использовании приобретенных навыков в последующем.
Важным принципом процесса обучения является возможность получения обратной связи от обучающихся, которые они могут демонстрировать в процессе выполнения самостоятельной работы.
Руководство РЦО после завершения каждого семинара повышения квалификации и курса переподготовки направляет в адрес руководителей госорганов письма-уведомления об их сотрудниках — наших слушателях, наиболее отличившихся в процессе обучения, показавших высокий уровень знаний. Ведь, как показывают исследования, успех программы профессионального обучения на 80 процентов зависит от ее подготовки и на 20 процентов — от желания и способности обучающихся. Об эффективности обучения можно говорить только в том случае, если направляемые к нам госслужащие не рассматривают их как вынужденную меру либо, наоборот, как отдых от работы.
Центр всегда стремится быть примером для других государственных учреждений в части оказания услуг, ведения финансовой деятельности, решения кадровых вопросов и социальных условий для работников.
Во-первых, стремимся соблюдать этические нормы в отношениях со слушателями, соблюдаем демократические принципы в отношениях между работниками коллектива, жестко контролируется исполнение законов. Регулярно, по завершении отчетного периода заказываем инициативный аудит финансовой деятельности для подтверждения правильности финансовых операций.
Скрупулезно соблюдаем условия коллективного договора. Центр является победителем конкурса 2013 года «Лучший коллективный договор», лидером отрасли 2015 года по уплате налогов и других обязательных платежей среди учреждений образования.
В 2016 году Центр получил Благодарственное письмо за хорошую работу от департамента Министерства по делам государственный службы Республики Казахстан по Актюбинской области.
Все наши дела направлены на качественное обучение госслужащих.
Подготовленные, хорошо обученные и высокопрофессиональные кадры всегда являлись залогом конкурентоспособности государства. И от способностей каждого государственного служащего эффективно выполнять свои функциональные обязанности, их умения оказывать населению качественные услуги зависит в целом успешная реализация государственной политики.
Александр ДУБОВЕНКО,
директор регионального центра переподготовки и повышения квалификации госслужащих