Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Один в классе

Ученый-практик Надежда Сеременко знает,

как повысить эффективность малокомплектных школ

Согласно плану  по внедрению инновационных технологий,

областной институт повышения квалификации (ИПК)

периодически проводит соответствующие курсы по обучению учителей. В начале сентября с педагогами занимался консультант по новым технологиям Фонда образования Нурсултана

Назарбаева, педагог-психолог Федор Вассерман (интервью с ним «АВ» опубликовал в № 110-111 от 17 сентября). Очередные

занятия провела член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук РФ, заведующая кабинетом методологии

и развития инновационных процессов в городе Павлодаре

Надежда Сеременко. Из районов области на недельные курсы приехали 26 педагогов-практиков и методистов

малокомплектных школ.

Аналогов пока нет

— Чего греха таить, — призналась в беседе с корреспондентом «АВ» ведущая курсов, — в нашей стране  очень много малокомплектных школ, но еще нет такой концепции, которая дала бы статус малокомплектной школе. То есть она на уровне с городской общеобразовательной.  И статус, и учебный план, и требования такие же, но там совершенно другие условия. Учителя очень загружены. Поэтому малокомплектная школа в наших условиях не дает таких результатов, какие дает обычная средняя школа.

Надо искать какие-то свои механизмы. Я не экономист, только ученый-практик, поэтому могу лишь предложить идею. Например, управление в большой школе — вертикальное, в маленькой школе  такого управления нет, потому что там один директор.

Павлодарцы разработали специальное управление через управленческую команду. В большой школе это методические объединения учителей. А в маленькой — один математик, он же физик,  он же информатик. Мы предлагаем другую методическую систему: учителя обсуждают все межпредметные вещи и все вместе их разрабатывают. А чтобы решать межпредметные идеи, мы запустили сетевой университет непрерывного образования.  Разработали специальную программу,  у которой нет аналогов.

Педагогические кадры России, Казахстана, Армении, Белоруссии, Киргизии, а также в Америке  и Германии интересуются нашими идеями. Мы собираемся два раза в год на специальные курсы, которые проходят через организационно-деятельностные игры.

Мне очень понравилось, что Актюбинский ИПК тоже захотел участвовать в этом движении по построению новой образовательной практики.

Научился сам, научи другого

— Наше движение разрабатывает систему, которая называется неклассно-урочная система. Нет класса, нет учителей-специалистов по одному предмету. Но есть учитель-технолог, который разрабатывает коллективные учебные занятия на основании индивидуальных образовательных программ учащихся.

Для каждого ребенка мы создаем индивидуализированное пособие, по которому его или обучает учитель, или он сам изучает тему самостоятельно, или его обучает старший по возрасту ученик. Мы в данном случае стоим на такой позиции: если учащийся изучил тему и не обучил другого, то он не в полной мере освоил знания. Еще одна позиция: работает тьютор. Это специалист, который совместно с обучаемым проектирует индивидуально-образовательную программу. Он должен быть и психологом, и специалистом, и технологом с дистанционным образованием. Он может подсказать учащемуся, где найти ресурсы обучения.

По долгосрочной программе развития образования-2020 вместо институтов повышения квалификации будут действовать центры развития образования. Мы на разных уровнях построили модель такой малокомплектной школы.

Модель была представлена и одобрена в академии им. Ы. Алтынсарина. Свой опыт я главным образом распространяю посредством проведения лекций на курсах в областных ИПК.

К настоящему времени я побывала в Караганде, Костанае, Усть-Каменогорске, но меня впервые поразило стратегическое мышление администрации актюбинского  института, которая сразу поняла и приняла мою идею.

Здесь я встретила большое понимание со стороны педагогов, которые, я уверена, будут продолжать нашу идею.

Я работаю еще с двумя частными школами в Москве, была в Казани. Тесно сотрудничаю с Германией. Там разработана технология парного обучения. Эта технология реализуется дистанционно. Мировое сообщество уже давно говорит о том, что классно-урочная система себя изжила. В Америке, например, ее нет. Там работают индивидуально.

Кроме того, я два года училась в Алматы на курсах, организованных совместно  с фондом Сорос по программе «Эффективная школа». Мы познакомились с американской системой обучения в малокомплектных школах. Там пользуются карточками. Если хотя бы один ученик в течение года не постиг положенного, с учителем на следующий год контракт не продлевается. Там социум, община заказывает бал.

Носитель технологий

— В чем суть создания экспериментальных площадок?

— Созданная нами модель живет только на учителях. Да, она есть в описании,  но ее мало прочесть, нужно обучаться на способах технологий. То есть, чтобы модель работала,  должен быть ее носитель. В этом как раз и состоит моя миссия. Я, например, не просто рассказывала учителям про технологии, а сразу включала их в деятельность. То, чему научатся, какими способами овладеют, они перенесут в школы. Для того, чтобы технология жила, нужно педагогическое сообщество, нужно постоянно встречаться, общаться. Для этого нужно создать несколько экспериментальных площадок. Хотя бы три.

С нашей лабораторией в Павлодарской области работают более 1 300 учителей. Из них более 600 человек являются авторами своих дидактических пособий.

вместо эпилога

По окончании курсов Надежда Порфирьевна посетила две сельские школы: Кызылжарскую и Илекскую, а также одну частную городскую школу «Шанырак», на базе которых будут созданы экспериментальные площадки.

— Ваши впечатления от работы с нашими учителями?

— Они открыты к восприятию нового. Мы работали с утра до вечера, но я не чувствовала усталости, потому что была хорошая, теплая атмосфера. С учителями мы разработали модель индивидуальной образовательной программы для их деятельности. Поработали над тем, как ставить цель на проблему, как вырабатывать образовательные потребности, как составлять программу. Я думаю, что они получили некоторый набор, над чем им надо работать в дальнейшем.

Большую часть сельских школ в Казахстане составляют малокомплектные школы. В нашей области сельские школы имеют в основном класс-комплекты
(1-3, 2-4, 5-6, 5-7 классы), в которых учителя должны строить свою учебную программу из расчета на 2 класса.

В прошлом году у моего ребенка (ученицы 9 класса) был конфликт с учителем-предметником. Когда я попыталась перевести дочь в другую школу, мне с трудом удалось оформить ее в одну из отстающих школ. Везде, куда я обращалась, отвечали, что мы должны учиться в том районе, где прописаны, что классы неукомплектованы, а увидев две «тройки» в табеле успеваемости, и вовсе не хотели с нами говорить. Почему перевести ребенка в другую школу настолько проблематично?

Асия

г. Актобе

Заместитель начальника городского отдела образования Роза ТАСТАНБАЕВА:

«Действительно, во многих школах города классы переполнены, и по существующим правилам, дети должны ходить в школу, которая находится в районе их проживания. Случается так, что учащиеся в силу разных причин желают перейти в другую школу, сменить коллектив учителей и одноклассников. Я не думаю, что это такая уж неразрешимая проблема. Если вам не удается решить ее самостоятельно, обращайтесь к нам, звоните (тел. 21-23-63), приходите. Мы всегда идем навстречу пожеланиям детей, рассматривая каждый конкретный случай, анализируя причины перехода».

Беседовала Алина КАРИНА

Колонка "Взгляд"