Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Одноклассники.kz

Многие из нас, окончив школу, вдруг поняли, что из нашей жизни ушло что-то важное. Нам начинает не хватать школьных друзей, любимых учителей, звонков на перемену, булочек из столовой.

Думаю, это знакомо каждому из нас. Но для выпускников 1991 года, у которых окончание средней школы совпало с обретением Казахстаном независимости, воспоминания все же особые. Ведь становление их как личностей пришлось на время становления целого государства.

То, чего добилась республика за 20 лет независимости, известно всем. А как сложились судьбы ребят и девушек из выпуска 1991 года?

Мы расскажем об этом на примере выпускников школы-интерната для одаренных детей имени М. Кусаинова, вступивших в тот год во взрослую жизнь.

Нурбек АБЖАНОВ, директор Северокаспийской консалтинговой юридической компании, г.Актау:

— Школу-интернат в 1991 году закончили около 80 юношей и девушек. Мы были очень дружны. Не последнюю роль в этом, конечно, сыграло то, что мы жили под одной крышей, вдали от своих родных. Думаю, это нас и сблизило.

Помню один забавный случай. Однажды мы с ребятами забрали, развлекаясь, у директора туфли. Они были у него хорошего качества, довольно дорогие, популярной в то время фирмы «Саламандра». Когда Максут Кусаинович узнал о пропаже, собрал школьников на линейку и спокойно так сказал: «Верните на место». На следующее же утро туфли директору были возвращены. О том, чьих это рук дело, он наверняка догадывался, но никого не наказал.

Последние два года обучения мы проходили подготовку к экзаменам в одном из вузов Актобе. Максут Кусаинович договорился с руководством высших учебных заведений о том, чтобы выпускники, на протяжении учебы демонстрировавшие хорошие знания и отлично сдавшие выпускные экзамены, поступали в вуз без экзаменов. Он очень заботился о нас, каждое утро лично проверял меню в столовой, интересовался успехами и проблемами.

С 1991 по 1995 год я учился на физико-математическом факультете Актюбинского педагогического института. После окончания учебного заведения занялся коммерцией, а в 2000 году переехал в Актау, женился, воспитываю детей.

Шынар ЖЕТКЕРГЕНОВА, методист Центра детского и юношеского творчества:

— В нашем специальном педагогическом классе было всего 5 мальчиков, остальные девочки. Главную роль в моей жизни сыграла первая учительница, преподаватель русского языка Роза Тойбазарова. Она всегда поддерживала меня в трудные периоды. К сожалению, ее сейчас нет в живых…

Я до сих пор помню, как впервые перешагнула порог школы-интерната для одаренных детей. А в 4 классе произошел случай, который врезался в память. Вы должны понимать, что, живя в интернате, мы, дети, очень скучали по родным. Так вот, будучи четырхклассницей, я совершила поступок, о котором сейчас вспоминаю с улыбкой. После занятий я отправилась не в интернат, а к своей сестре. Она жила в подхозе Сельмаш Новороссийского (ныне Хромтауского) района. Добралась туда на автобусе. А вечером, когда мы собирались спать, неожиданно приехал Максут Кусаинович. Он расспросил меня, хорошо ли я доехала, и сказал, чтобы утром мы с сестрой были у него. На следующий день вместо того, чтобы отчислить меня, директор посоветовал хорошо себя вести и продолжить обучение.

За мой проступок сильно попало воспитателю. Но это нисколько не отразилось на ее отношении ко мне. Этот урок я запомнила на всю жизнь.

После школы я поступила в пединститут, а затем 10 лет проработала в сельской школе Комсомольского района.

Осенью прошлого года мы встречались с одноклассниками, чтобы обдумать встречу по случаю 20-летия со дня окончания школы. Помню, что ребята из выпуска 1990 года сделали диск с фотографиями и видео. Мы хотим создать к юбилею нечто необычное, например, поставить памятник Максуту Кусаинову…

Нургиса ИЛЬЯСОВ, частный предприниматель:

— Честно признаться, я не помню отдельных моментов из школьной жизни. Большую часть времени я посвящал учебе. Знаю только одно — то, как к нам относился директор школы. Он стал для нас отцом, другом, советчиком. Максут Кусаинович сделал все, чтобы наша жизнь в интернате протекала легко, спокойно и интересно.

В 1991 году мы вместе с Нурбеком Абжановым поступили на физико-математический факультет педагогического института. После его окончания я семь лет преподавал в школе поселка Нагорный Мартукского района. В 2001 году переехал в Аксай, работал в иностранной компании. Через полтора года вернулся в Актобе. Первое время работал программистом, системным администратором, потом открыл свое дело. Сейчас занимаюсь автоматизацией ресторанного бизнеса, сотрудники моего ИП проводят технический и финансовый консалтинг, обучают работников ресторанного бизнеса.

Назира ОРАЗОВА, преподаватель математики школы-гимназии №51:

— 17 человек из этого выпуска поступили в педагогический институт. Небывалый показатель для того времени, поскольку раньше максимум пяти выпускникам удавалось стать студентами этого вуза. Думаю, это говорит о многом. У нас было три параллельных класса, но ребята никогда не делились на «А», «Б» и «В», все делали сообща, дружно. Я была одним из воспитателей, это что-то вроде классного руководителя в обычной школе. Мне тогда было 25 лет. С ребятами проводила все время. Честно говоря, даже своим родным детям я не уделяла столько внимания, сколько воспитанникам школы-интерната.

За время работы было немало интересных случаев. Одно из правил школы — по окончании ребята должны сдать форму, выданную им. Трое мальчишек этого не сделали. И тогда воспитатели решили им не отдавать аттестаты до тех пор, пока они не сдадут одежду. В один из дней мы сидели в кабинете на первом этаже общежития (там сейчас размещен музей) и заполняли аттестаты. Там же их и оставили. А вернувшись назавтра, заметили пропажу трех документов и именно тех мальчиков. Оказалось, ребята стащили свои документы из закрытого кабинета и отправились в родной поселок. Мы застали их на автовокзале. В конце концов им пришлось выполнить школьное правило.

В 1991 году я перешла на другую работу.

Порой мне не хватает своих ребят. Но я надеюсь, что в этот год, знаковый не только для бывших учеников, но и для всей страны, мы сможем встретиться, посетить школу-интернат, отдать дань уважения директору Максуту Кусаинову.

«Кусаиновцы»

Некоторые выпускники-1991 обосновались в Актобе, другие в районах области, третьи переехали за пределы региона.

Большинство выпускников пошли по стопам своих преподавателей, став педагогами. Есть среди них как рядовые учителя, так и директора школ, заведующие кафедрами в вузах Актобе, профессора и кандидаты наук. Часть, открыв в себе предпринимательскую жилку, занялась бизнесом.

Но, несмотря на расстояния, они всегда остаются «кусаиновцами», которых объединяют воспоминания и любовь к школе. А главное то, что они, пройдя определенные трудности, добились своих целей, встали на ноги и успешно работают. Как и наша страна, вместе с которой они 20 лет назад стояли перед выбором дальнейшего пути.

Баян САРИЕВА

Колонка "Взгляд"