Актюбинские спасатели бьют тревогу: в январе было зафиксировано 16 пожаров на транспорте, материальный ущерб от которых превысил 9 миллионов тенге.
Водителям на заметку!
Три важные вещи, которые всегда должны быть в автомобиле:
• аптечка с медикаментами;
• огнетушитель;
• несинтетическая накидка, аварийный знак.
Приобретать огнетушитель нужно в специализированных магазинах, проверяя сертификаты пожарной безопасности и паспорт, в котором прописан срок годности.
Отсутствие аптечки или огнетушителя в машине наказывается штрафом 5 МРП (19 660 тенге) по части 5 статьи КОАП РК.
Возгорание автотранспорта – одно из самых страшных бедствий для владельцев. И, как правило, это происходит без жертв, но иногда трагический исход неизбежен как для водителей, так и для пассажиров. Огонь крайне трудно контролировать, особенно в условиях транспорта.
Начальник управления государственного пожарного контроля ДЧС Евгений Овчарский напоминает владельцам транспортных средств о мерах противопожарной безопасности. Он отмечает, что разъяснительные беседы с автовладельцами и работниками СТО проводятся регулярно, но, несмотря на это, случаи возгораний автомобилей участились. Причем возгорания происходят как во время стоянки, так и при движении.
Причины возникновения пожара авто:
• неисправность электрической проводки;
• разгерметизация топливной системы;
• высокая температура некоторых деталей;
• курение в автомобиле;
• неправильная перевозка опасных грузов;
• столкновение автомобилей;
• поджог недоброжелателей.
…и у него на это 5 причин
Наибольшее количество пожаров на транспорте ежегодно приходится на легковые автомобили – 70-80% от общего числа. Можно выделить несколько основных факторов,
приводящих к возгоранию.
Во-первых, утечка жидкости. Это прежде всего бензин, который может просачиваться через плохо зафиксированные или неплотно прилегающие трубки топливного фильтра. Брошенная прохожим сигарета может стать причиной взрыва. Бывают и более банальные причины – утечка топлива в моторном отсеке. Любое попадание топлива на раскаленный выпускной коллектор, разогретый до температуры в сотни градусов, может привести к пожару. Опасность представляют также некачественный антифриз и его утечка.
Во-вторых, короткое замыкание электрических проводов. Неисправные механизмы и электрооборудование могут привести к перегреву и короткому замыканию. В пожароопасную группу входят транспортные средства со сроком эксплуатации 10 лет и более.
Не исключены и умышленные случаи поджога автомобиля. Безобидные предметы в салоне, например, газовая зажигалка, лежащая под прямыми солнечными лучами в нагретом салоне, может стать источником возгорания. Зимой многие водители утепляют моторный отсек не специальным негорючим материалом, а обычной тканью, а затем
удивляются произошедшему.
Также существуют частные случаи, как аварии, которые провоцируют возгорание, и курение. Водители-дальнобойщики часто нагревают еду на открытом огне прямо в кабине, например, на плите.
Правила поведения
• При тушении пролитого под машиной топлива воспользуйтесь огнетушителем;
• при тушении возгорания под капотом осторожно откройте его палкой или монтировкой, желательно сбоку, так как возможен выброс пламени;
• направляйте огнетушитель на очаг наиболее интенсивного горения или накройте пламя брезентом, забросайте песком;
• при невозможности быстро ликвидировать возгорание отойдите от машины на безопасное расстояние, так как может взорваться топливный бак;
• пожар в машине можно распознать практически сразу: запах горелой резины в кабине, появление дыма из-под капота.
В случае пожара водитель автомобиля должен быть готов предпринять правильные действия и грамотно локализовать очаг возгорания.
Невидимый враг
Три года назад область потрясла трагедия на одной из городских СТО. Утечка газа из газобаллонного оборудования автомобиля стала причиной взрыва газовоздушной смеси. Повреждения получили 11 автомобилей, находившихся внутри и рядом с автосервисом. Погиб охранник.
Свыше 80% автомобилей в нашем регионе оснащены газобаллонным оборудованием (ГБО). Многие владельцы не проходят техосмотр, игнорируют необходимость постановки транспортного средства на учет, неправильно заправляют топливный бак сжиженным газом, что создает немалый риск возгорания. Ведь невидимый и летучий газ мгновенно может спровоцировать аварийную ситуацию.
Поэтому спасатели настоятельно рекомендуют владельцам автомобилей следить за техническим состоянием своих транспортных средств, проводить обслуживание в соответствии с требованиями заводской инструкции и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Владельцы автомобилей с ГБО обязаны проходить техосмотр раз в два года.
ДЧС напоминает, что автовладельцам рекомендуется:
• вовремя проходить техосмотр;
• устанавливать электронику только в специализированных центрах;
• всегда держать исправным огнетушитель в салоне автомобиля;
• следить за исправностью топливной аппаратуры двигателя;
• не держать посторонние, легко воспламеняемые предметы в салоне;
• перевозить горюче-смазочные материалы только в герметичных емкостях.
Водительская солидарность
В конце прошлого года в Хобдинском районе, на трассе Самара – Шымкент, произошло возгорание автовоза марки DAF, груженного шестью легковыми автомобилями (спасли только три). Водитель попытался потушить огонь самостоятельно, но получил множественные ожоги рук, ног и лица второй степени.
Аналогичные попытки спасти имущество были у владельца автомобиля ВАЗ-2115, когда он попытался потушить возгорание, но также получил 20% термических ожогов тела и был госпитализирован в районную больницу. В обоих случаях причиной пожара стало нарушение правил монтажа и технической эксплуатации электрооборудования.
Руководство ДЧС обеспокоено поведением водителей, которые в некоторых случаях пытаются тушить огонь самостоятельно. Важно следовать ряду рекомендаций, чтобы сохранить жизнь себе и пассажирам.
Евгений Овчарский обращает внимание, что при возникновении открытого огня автомобиль может сгореть за 8 минут. Соблюдение правил техники безопасности поможет владельцу автомобиля не только сохранить его, но и минимизировать риски получения травм.
Например, не стоит открывать горящий капот: при поступлении кислорода пламя усиливается и мгновенно может охватить человека. Проезжающие мимо автомобилисты должны проявить солидарность и по возможности помочь, используя доступные средства для тушения. Кстати, зимой в этом случае может выручить снег. Современные технические средства для ликвидации огня, такие как ранцевые огнетушители, помогают пожарным более эффективно бороться с возгоранием.
За прошлый год на территории области зарегистрировано 182 пожара на транспорте. Материальный ущерб составил 37 млн тенге.
Это пожары:
– легковых авто – 133;
– грузовых – 41;
– пассажирских автобусов – 2;
– ЖД – 1;
– других видов – 4.
Осторожно: паркинг!
Если горящее авто на открытой местности может причинить меньший ущерб соседним строениям или хотя бы минимизировать потери, то вопрос безопасности закрытых паркингов намного сложнее.
Автомобилям, оснащенным газобаллонным оборудованием (ГБО), запрещен въезд в закрытые паркинги, расположенные рядом с общественными и жилыми зданиями. Эта мера безопасности направлена как на защиту владельцев автомобилей, так и на безопасность окружающих. Запрет связан с участившимися пожарами в автомобилях с ГБО. 80% возгораний происходит из-за негерметичности (утечки газа) в системах ГБО, объяснили в департаменте ЧС.
При въезде в паркинг газ в баке начинает расширяться из-за повышения температуры, поэтому в баке должен оставаться свободный объем. Однако при переоборудовании автомобилей многие водители снимают клапаны избыточного давления с системы, чтобы избежать дополнительной платы за полный бак. Это является грубым нарушением. В то же время многие водители чувствуют себя ущемленными в правах, оказывают активное сопротивление и игнорируют требования пожарной безопасности. Несмотря на штрафы, некоторые продолжают ставить свои автомобили на подземные стоянки, игнорируя запрещающие знаки и таблички.
Запрет на въезд автомобилей с ГБО также распространяется на паркинги в торговых центрах, бизнес-центрах, а также на подземные автостоянки жилых комплексов.
Нургуль АРИНОВА