Служба кооперативов собственников квартир — больная тема для жителей многоквартирных домов. Вроде бы всем все известно про эту службу, но мало кто может сказать, что именно входит в работу КСК, какие есть способы контроля их деятельности.
Постоянно на страницах газет, в социальных сетях мы сталкиваемся с возмущениями, претензиями собственников жилья о некачественной работе КСК, игнорировании жалоб. Многие и вовсе не видят разницу между работой отдела ЖКХ и КСК, считая эти службы в городе взаимозаменяемыми.
Как рассказала заведующая отделом жилищной инспекции Акнур Казбаева, органы управления КСК, кондоминиумы курируются их ведомством, учредителем которого является акимат Актобе. Полномочия, сведения о деятельности КСК расписаны в Законе «О жилищных отношениях».
— Работа КСК – нелегкий труд, как кажется многим, не всегда приходится обслуживать один-два дома, могут быть и целые районы, близлежащие друг другу. Часто сами жильцы создают проблемы, не выполняя договоренностей перед КСК, имея нечеткое понимание ответственности по отношению к своему жилью, соседям, — говорит завотделом.
О правах и обязанностях
— В обслуживание дома входят технический осмотр лифтового хозяйства, состояние подъездов, подвальных помещений, крыши, фасада, а также оборудование придомовой территории (детские, спортивные площадки), — говорит Акнур Казбаева. — Для этого и собираются ежемесячные платежи с жильцов. Они называются целевыми сборами.
— А как же быть с такими нередкими в наше время случаями, как течь крыши? Извечный вопрос — платить ли первым этажам, ведь у них все сухо, им комфортно.
– Крыша, — отвечает представитель горакимата, — обслуживается КСК, но является частной собственностью всех жильцов, независимо от проживания на этажах. Для этого существует отдельный вид сборов. Например, председатель кооператива может предложить открытие двух банковских счетов: обязательный текущий платеж и сберегательный, который как раз и облегчил бы финансовое обеспечение ремонтных работ. Это не только крыша, но и ремонт подъезда, обустройство детской площадки. Объясню, из чего этот счет складывается. Из расчета 0,005 МРП, а это 13 тенге за квадратный метр квартиры, можно ежемесячно выплачивать как сбережения. К примеру, площадь жилья 54,1 квадратных метра умножим на 13, получится 704 тенге. Если, помимо текущего счета, оплачивать эту сумму, то за год с каждой квартиры накопится достаточно средств для технических работ. Во избежание конфликтных ситуаций с вопросами: «Куда уходят деньги?», председатель организовывает отчетные собрания с представлением всей документации по финансам КСК. Туда входит в том числе зарплатный фонд с пояснениями из чего он состоит, кто работает в штате кооператива.
Акнур Казбаева отметила, если жильцов не устраивает оплата двух счетов, а текущего недостаточно, то на ремонт средства собираются одноразово. Конечно, встречаются и непорядочные жильцы, уклоняющиеся от оплаты, но такой ход даром для них не проходит. Председатель вправе потребовать оплату в судебном порядке с представлением всех документов на расход ремонта.
Проблемные жильцы
— Не могу не спросить и о такой ситуации, как неадекватное поведение жильцов. Например, человек копит в квартире мусор, что создает неблагоприятные, а порой даже аварийные ситуации, угрожающие всему дому. Нередко жильцы проявляют поистине хамское отношение к работе КСК: мусор, выброшенный из окон, загаженность подъездов, санузлов, негабаритный мусор перед контейнерами. Все это приводит к неорганизованности и сбоям в работе кооператива. Как быть здесь?
— Да, такие ситуации тем более в наше непростое время, часты. Как раз на днях наша инспекция по жилью столкнулась с подобным случаем. Предстоит встреча с председателем, участковым и одним из жильцов, на которого не раз поступали жалобы от соседей, — делится завотделом. — Конечно, проще достичь понимания, если с такими людьми проживают родственники или опекуны (когда человек недееспособен). В некоторых ситуациях требуется принудительное лечение. В любом случае следует звонить на 102, обращаться в местную полицейскую службу. Участковый вместе с председателем КСК должны решить вопрос и предпринять дальнейшие шаги.
В конце беседы Акнур Казбаева пояснила, что любая проблема решаема, достаточно только согласованности и открытости между председателями КСК, кондоминиума и жильцами. Главное, проявлять уважение друг к другу, ведь дом – это, по сути, маленькое государство.
Если же споры не утихают, не удается найти компромисса, то истиной в таких ситуациях и становится жилищная инспекция, куда можно написать заявление о проблеме. С вопросами, комментариями, предложениями обращаться на страницу ведомства в Инстаграме: @zhilinspek.aktobe.
Нургуль АРИНОВА