Строительство участка «Актобе – граница РФ» международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», начатое в прошлом году, набирает обороты. Чтобы уложиться в срок, дорожники работают в две смены.
Свою базу дорожники разместили недалеко от АО «АЗНО». В вагончиках расположились столовая, общежитие, душевые, баня и др. Основной костяк рабочих генерального подрядчика реконструкции участка «Актобе – граница РФ» компании «Денгиз Иншаат» составляют актюбинцы. По словам руководителя компании Мурата Зейнабилова, к стройке привлечено около 600 человек. Здесь трудятся жители Иргизского, Айтекебийского, Хромтауского районов, которые имеют опыт в этом деле. 150 человек набрали из числа жителей Мартукского района, областного центра и села Курайли. Они обеспечиваются четырехразовым питанием, полдник доставляется прямо на рабочее место.
Особняком находится лаборатория компании. В небольшом вагоне установлены сразу 4 кондиционера, поскольку более ста импортных приборов, которые испытывают строительные материалы, не терпят температурного перепада.
— Если театр начинается с вешалки, то строительство дороги – с лаборатории, — говорит заместитель директора областного департамента Комитета автодорог Асылбек Рахметов.
Здесь же разместились и лаборатория субподрядчика и заказчика по линии Минтранскома. Строительство автобана в фокусе внимания партии «Нур Отан». Ход работы контролируется инженерами ТОО «Каздорпроект» (Алматы) и французской компании «Egiz Bceom International».
— Плотность каждого слоя ежедневно проверяется тремя способами в присутствии представителей сразу нескольких компаний, — уверяет главный инженер ТОО «Каздорпроект» Галина Тараканова. — Толщина каждого слоя грунта составляет 25 сантиметров, в зависимости от рельефа местности накладываем от 6 до 12 слоев. Затем идет конструкция «дорожной одежды» в виде слоев щебня и асфальтного покрытия, которая составляет 80 сантиметров.
Подготовку к строительству подрядчик начал еще в прошлом году: он заготовил песчано-гравийные смеси для подстилающего слоя. Щебень завозится с Белогорского карьера, железобетонные изделия — с актюбинского завода «Стройдеталь».
— Казахстанское содержание составляет сто процентов, — отмечает Асылбек Рахметов.
Зимой дорожники забили сваи для строительства путепровода над железной дорогой близ поселка Хлебодаровка. Кстати, здесь пришлось внести небольшую корректировку.
— К нам с просьбой обратились аким и аксакалы данного сельского округа, чтобы мы под путепроводом оставили большие проемы. Это важно для нормального проезда спецтехники и выпаса скота. Тем более, что на этом месте весной собираются талые воды. Пришлось идти на уступки, — признается директор актюбинского филиала компании «Денгиз Иншаат» Мурат Зейнабилов.
Помимо этого сейчас дорожники строят новый мост через реку Таниберген, которая протекает недалеко от аула Каратогай. Всего до границы РФ по проекту полагается построить 14 мостов и два путепровода.
— Работу мы планировали начать 1 апреля, но из-за обильных осадков приступили с опозданием на месяц. К сентябрю опять обещают дождливую погоду. До этого времени мы должны построить 60 километров дороги международного стандарта, — заключил Мурат Зейнабилов.
Абат КАРАТАЕВ
Справка «АВ»
Из 102 километров участка «Актобе – граница РФ» 10 километров – это дороги первой категории с разделительной полосой. Остальная часть – второй категории шириной 9 метров. Начало реализации проекта — август 2010 года, окончание – декабрь 2013 года. Источник финансирования – ЕБРР.