Больше всего вопросов к качеству ремонта дорог районного значения. Выявлены недостатки и в строительстве республиканских трасс.
С 2021 года продолжается реконструкция участка с 50-го по 100-й км трассы Актобе – Кандыагаш. В этом году по требованию заказчика снимали и переукладывали 30 метров. О несоответствии нормам строительства сообщил местный филиал Национального центра качества дорожных активов.
– Весной почти 60 дней шли дожди, – объясняет руководитель этого проекта, директор ТОО «АссанаДорСтрой» Сейдахмет Кушабаев. – Из-за неблагоприятных погодных условий попадался переувлажненный грунт, поэтому в одном месте появилась просадка. Нам пришлось снимать три слоя дорожной одежды, просушивать и заново укладывать. Этот метод одобрили инженеры технадзора и Наццентра качества дорожных активов.
Заведующий лабораторией центра Руслан Бибитов разъяснил, что они проверяют как качество стройматериалов, так и конечный результат – дорогу:
– Если коэффициент уплотнения асфальта ниже необходимого, сообщаем заказчику. В нынешнем году мы направили много писем в соответствующее ведомство, так как около 27-30 процентов проб инертных материалов и асфальтобетонных покрытий не соответствовали норме. Кроме того, проверяем асфальт, который выходит с заводов, на водонасыщение, коэффициент уплотнения и остаточную пористость.
Он объяснил, почему весной иногда дороги тают вместе со снегом:
– Асфальт разрушается, потому что на каких-то участках нет достаточного уплотнения, а также отсутствуют водоотводы. Проектировщики закладывают скаты на 20 промилле, но подрядчики по краям автодорог устанавливают бордюры. Создается корыто. При замерзании вода, которая попала в поры асфальтобетона, превращается в лед и разрывает его. Нужно делать стоки, тогда дороги будут сухими и смогут служить долго.
В местном филиале Наццентра сообщили, что ведут выборочный контроль качества ремонта и строительства автодорог всех уровней – республиканского, городского, районного. Ниже всего эти показатели в районах.
– Большая проблема – новые автодороги в Айтекебийском, Хобдинском, Хромтауском районах, есть проблемы в Мартукском, – проанализировал Руслан Бибитов. – Мы пишем заказчикам, они решают, что делать с покрытием. Если подрядчик не может довести до ума – докатать, доуплотнить, то покрытие фрезеруют, укладывают новый асфальтобетон.
Хочу отметить, что на дорогах районного значения сейчас используют качественные материалы. Но работают там, как правило, слабые подрядчики. Они используют старенькие заводы, что не всегда позволяет верно дозировать составляющие для производства асфальтобетона. К сожалению, при наличии качественных материалов проблема строительства хороших автодорог в районах пока остается.
Национальный центр качества дорожных активов, имеющий филиалы во всех регионах страны, действует с 2019 года. Его специалисты считают, что с каждым годом дороги строят лучше.
– Раньше подрядчики привозили сырье, которое находится поблизости, использовали осадочные породы с низкой плотностью. После ужесточения контроля многие начали применять для производства асфальтобетона щебень изверженных пород – диабаз, габбро марки 1 400. Благодаря этому качество асфальта повысилось, – отметил завлабораторией облфилиала центра.
В качестве положительного примера эксперт привел ремонт проспекта Алии Молдагуловой в Актобе в прошлом году и укладку щебеночно-мастичного асфальтобетона на улице Мухамед-Салыка Бабажанова в нынешнем:
– На проспекте укладывали дорогой и долговечный материал – полимер-битум. У нас его не изготавливают, завозили из Орска. Один из хорошо выполненных проектов – улица Бабажанова. На днях проверяли качество ЩМА, который там уложен. Хотя на вид покрытие пористое, водонасыщение составляет лишь полтора-два процента. Если бы во всем Актобе уложили такой, проблемы с дорогами вообще бы отпали. Щебеночно-мастичный асфальтобетон служит лучше и дольше, чем простой битум.
Татьяна ТОКАРЬ
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА