Нарушением Правил дорожного движения сегодня никого не удивишь. Такое ощущение, что водители их просто игнорируют. Вопрос «За сколько купил права?» стал привычным. К великому сожалению, зачастую дорожно-транспортные происшествия калечат мирных граждан, а иногда и уносят их жизни. Каковы материально-техническое состояние актюбинских автошкол и реальные результаты подготовки водителей? Об этом сегодня наша Главная тема.
Провальные тесты
За полтора месяца со дня открытия специализированного ЦОНа по выдаче водительских удостоверений 1 108 актюбинцев успешно сдали экзамены в новом формате и получили права. Но провалившихся на тестах намного больше.
Проверяют курсантов на первом этапе. Экзамены на знание правил дорожного движения принимают два офицера управления административной полиции ДВД. Как рассказал старший госавтоинспектор отдела регистрационно-экзаменационной работы (ОРЭР) УАП Бауыржан Калдыгулов, курсанты сдают их по новой программе, вопросы которой отличаются от прежних.
— Вопросы не очень-то усложнились, просто люди стали отвечать на них хуже, — говорит экзаменатор.
По его словам, в день приходят сдавать тесты в среднем 20-30 человек, и 60-70 процентов из них не могут набрать пороговый балл.
Калдыгулов говорит, что нынешние тесты ПДД отличаются от тех, что были в ГАИ. Те тесты были и во всех автошколах, где курсанты штудировали их в течение месяца.
Госавтоинспектор считает, что пока этой программы нет ни в одной автошколе и возможности готовиться по ним у людей нет. Поэтому и падает процент успешной сдачи экзаменов.
– Разумеется, курсанты должны готовиться всесторонне, а не по вопросам. То есть они обязаны знать все Правила дорожного движения. А критерий оценки их знаний остался прежним — на 40 вопросов как минимум 32 правильных ответа, — говорит майор полиции. — Я интересовался у коллег из других регионов: такая ситуация почти во всех ЦОНах. Нужно время, чтобы люди освоили нововведение. Со временем эта программа появится во всех автошколах.
Со сдачей экзаменов второго этапа — вождение автомобиля — дела обстоят еще хуже.
— Может, обучают курсантов неплохо, но новый автодром напичкан датчиками, поэтому вы можете сразу и не сдать экзамены, — говорит Бауыржан Калдыгулов. — Это одна из причин повального отсева. Люди начинают теряться, хотя и сдают со второго или третьего раза. Я сам в субботу попробовал, и хотя сдал с первого заезда, но и у меня были штрафные баллы.
Напомним, раньше экзамены проходили совсем по-другому. Курсант ездил по улицам города вместе с инструктором автошколы и инспектором дорожной полиции.
— И тогда проваливали, — утверждает собеседник. — Курсанты иногда признавались, что никогда не садились за руль.
Старт за 30 секунд
На современном автодроме специализированного ЦОНа в салоне машины находился только курсант. Ведь идея заключалась в исключении вмешательства извне.
Кстати, жители таких районов, как Хромтауский, Мугалжарский, Темирский и Шалкарский, сдают на водительские права по старинке. Но после нескольких курьезов рядом появился инструктор ЦОНа. К примеру, в одном из случаев девушка чуть не слетела с горки, в другом — водитель врезался в бордюр. К счастью, обошлось без травм. В отличие от учебной машины в транспорте госпредприятий нет продублированных педалей для инструктора. Автомобиль, предназначенный для экзамена, оснащен электронными датчиками и камерами в тестовом режиме. При необходимости инструктор сможет помочь, разве что потянув ручной тормоз или вывернув руль.
Но прежде чем курсант сядет за руль, в диспетчерской его ознакомят с маршрутом движения на карте. Ему дается всего 20 минут, чтобы проехать все дорожные знаки и препятствия. Отсчет времени начинается с того момента, как курсант заведет машину и подаст сигнал. После инспектор ЦОНа включает компьютер, который оценивает ситуацию на дороге автодрома, отмечая каждое нарушение. Скорость движения — 20 километров в час, на отдельных участках можно разгоняться до 40 километров.
На некоторые задания установлен временной лимит — 30 секунд, на другие — 2 минуты. К примеру, если в течение 30 секунд после того, как объявили старт, курсант не смог тронуться с места, он сразу дисквалифицируется. Штрафных очков не должно быть больше ста. Больше — экзамен считается несданным. Если человек, который получает водительские права впервые, не сможет сдать экзамены с трех попыток, то ему придется переобучиться и сдавать уже в следующем году.
Как сообщил руководитель спецЦОНа Асан Уразов, в самый первый день не смогли сдать экзамен парни, но прошла испытание девушка.
— Села и уверенно проехала, — говорит он.
— Многие не могут тронуться с места в течение положенных 30 секунд. Другие допускают ошибки при парковке задним ходом, так как большинство курсантов не обучено пользоваться зеркалами, — объясняют инспекторы. — В принципе, это основные нарушения, с которыми мы часто сталкиваемся.
В ЦОНе отмечают, что наблюдается заметный интерес актюбинцев к вождению. Поэтому на автодроме не только принимают экзамен, но и оказывают платные услуги желающим пройти предэкзаменационную подготовку. Полчаса езды на легковом автомобиле на новом автодроме стоят 1 200 тенге. На личном авто еще меньше — 600 тенге. Для юридических лиц цена намного выше —
4 900 тенге в час. Тарифы установлены республиканским центром.
Правда, пока приходят только физические лица. Хотя три автошколы подписали меморандум о сотрудничестве на использование автодрома. В ЦОНе надеются, что в дальнейшем их примеру последуют и другие.
— Бывало, что к нам приходил человек, лишенный водительских прав, — рассказывает Асан Уразов. — Для их восстановления он обязательно должен сдать экзамен. Но в основном эту трассу апробируют курсанты, впервые сдающие экзамен. У «лишенцев» есть преимущество — несколько лет опыта вождения. Но, увы, многие из них не могут сдать не только вождение, но и правила дорожного движения.
Обучение в цифрах
В январе 267 человек не смогли сдать тесты на знание ПДД, еще 63 — практическое вождение.
Кстати, с момента открытия специализированного ЦОНа здесь выдали уже 1 108 водительских удостоверений.
Только с 1 по 6 февраля теорию ПДД провалили 82 курсанта, далее на вождении отсеялись еще 19 претендентов на получение водительских удостоверений.
Источник: спецЦОН.
Без контроля
Ситуацию прокомментировал старший госавтоинспектор отдела регистрационно-экзаменационной работы УАП Бауыржан Калдыгулов:
— Автошколы арендуют автодромы. Они есть во многих колледжах города. Имеет свой учебный автодром и военно-техническая школа (бывший ДОСААФ).
Всего же на территории области зарегистрированы 62 автошколы, хотя фактически работают около 50, в облцентре — порядка 30. Есть автошколы, которые вроде бы числятся, но случается, что в год набирают лишь одну группу. Зачем тогда заниматься таким бизнесом, трудно понять, но мы не имеем права вмешиваться в их деятельность. Законом не прописано, сколько групп они должны выпускать.
Автошколы области объединены в четыре профессиональных объединения. Учебный центр «Марат» входит в профобъединение, которое находится в Уральске.
Согласно Закону РК «О дорожном движении» внешнее качество обучения контролируют профобъединения, внутреннее — сама автошкола. Мы не имеем права их контролировать.
Сверхважный объект
Ни одна автошкола в Актобе не выполняет обязательное требование Закона РК «О дорожном движении». Такое заявление сделал руководитель учебного центра «Марат» Бауыржан Нурманов. Вместе с тем учебный центр не может осуществить строительство автодрома из-за бюрократических преград.
Учебный центр «Марат» на рынке почти два десятка лет. Он успешно справляется с задачей по качественной подготовке водителей. В прошлом году фирма участвовала в национальном конкурсе «Алтын сапа». Правда, не победила, но стала номинантом.
— В этой номинации мы были единственным учебным центром. Никакая автошкола, кроме нас, на такой конкурс не была допущена. Было важно, чтобы на нас обратили внимание, — говорят в автошколе.
По поводу автодрома директор учебного центра «Марат» Бауыржан Нурманов сказал, что для нашего города он является сверхважным объектом.
– В первую очередь мы говорим о качественной подготовке водителей и соблюдении Закона РК «О дорожном движении», — поясняет собеседник. — В законе конкретно написано, что на городские маршруты нельзя выпускать курсанта, который не прошел практическую подготовку на автодроме или закрытой площадке. Его дополняет соответствующее постановление Правительства. Недавно проконсультировались у самого министра внутренних дел, который пояснил, что база автошкол обязательно должна быть укомплектована или автодромом или закрытой площадкой. Для нас главное, как мы готовим специалистов и выполнение закона. Когда ЦОН начал принимать независимые экзамены, водительские права получили единицы. Это говорит о том, что люди практически не умеют ездить.
Бауыржан Нурманов заявляет, что ни одна из автошкол города не имеет практической базы, то есть автодрома, который обязана иметь согласно закону, поэтому призывает всех своих коллег его соблюдать и выполнять все части учебной программы по подготовке водителей.
— Только тогда улучшится ситуация на дорогах, — уверен педагог. – Смысл моей работы заключается в том, чтобы полностью выполнять тот стандарт по обучению специалистов, которого требует закон. И меня поражает степень некомпетентности тех, кто готовит водителей без элементарной водительской практики.
И снится нам не рокот автодрома
По его словам, «Марат» строит не столько автодром, сколько целый автополигон, где будет представлен весь спектр услуг. Тем самым автошкола уделяет большое внимание подготовке специалистов. На семи гектарах специально отвели место под лабораторию, СТО, а также площадку, на которой будут стоять строительная и другая техника для практического обучения. По замыслу предпринимателя, дополнительные услуги обеспечили бы ему прибыль.
— Получили землю в 2010 году рядом со старым автодромом на пять лет и начали осваивать со следующего года, — рассказывает Бауыржан Нурманов. — За пять лет было затрачено всего 53 миллиона тенге. Успели построить автодром, установили все необходимые дорожные знаки со всеми препятствиями: перекрестки, железнодорожный переезд, мост, парковки, светофоры и многое другое. Ежеквартально в течение пяти лет платим государству более двухсот тысяч тенге за аренду земли. Помимо этого, содержим охрану и постоянно чистим дорогу. На все это необходимы затраты.
Директор учебного центра добавляет, что за этот период городские власти дважды отбирали у них землю и снова возвращали. Поэтому уйма времени ушла на восстановление документов и весь процесс согласования.
Теперь учебный автодром готов. Осталось подключить электричество и газ, для этого потребуется минимум 21 миллион тенге. Срок нынешней аренды у «Марата» истекает в сентябре 2017 года. Кстати, если до этого проведение коммуникаций рассчитывалось как госпредприятию, то теперь надо будет согласовывать как частной компании. И уйдет на это еще не один месяц.
Для финансирования хотели воспользоваться госпрограммой «Дорожная карта бизнеса», но из-за кризиса оттуда их направили сотрудничать с фондом «Даму».
— ФРП хочет помочь, но ни один банк не намерен финансировать проект, который находится на арендованной земле сроком всего на два года, — говорит замдиректора по общим вопросам учебного центра Гульжан Ашикбаева. – Банки понять можно, ведь мы должны вернуть вложенные средства и получать прибыль, не забывая одновременно выполнять обязательства перед банком. Для решения проблемы сотрудничаем с палатой предпринимателей, которая очень помогает. Но палата — это общественная организация, а вопросы аренды все равно придется решать государству.
Комментарий специалиста
Руслан Койшинов, начальник отдела по правовой защите региональной палаты предпринимателей (РПП) Актюбинской области:
— Акимат города дал землю на два года, но этого недостаточно для кредитования от банков. Кредит рассчитан на пять лет. Мы попросили учебный центр предоставить письменный отказ банка, основанный на краткосрочной аренде. На основании этого документа мы можем обратиться в акимат с предложением о продлении срока аренды.
Хотя опережая ситуацию, сами тоже отправили письмо банку о содействии предпринимателю, куда он обратился. Но результатов пока нет. Отметим, учебному центру отказали не в письменной форме, а только в устной. Несмотря на это, банк должен вынести соответствующее решение. Если откажут в кредитовании, выйдем на местные исполнительные органы.
Абат КАРАТАЕВ.
Фото Максима ТОКАРЯ