Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Опора нации, гарант суверенитета

В истории каждой страны есть даты, определяющие вектор ее развития. Для современного Казахстана такой датой можно назвать 30-летие Основного закона – Конституции Республики Казахстан, принятой всенародным голосованием 30 августа 1995 года. Это не просто документ. Это живой организм, в котором бьется пульс казахстанской государственности, четко выверенный фундамент, на котором зиждется суверенное будущее страны.

Дмитрий МАЦЮК, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры Ассамблеи народа Казахстана исторического факультета АРУ имени К. Жубанова

Важно понимать, что Конституция — это правовой скелет государства. Конституция — не просто свод статей и параграфов. Это определенный договор между государством и гражданином. Гарантия свободы, равенства, справедливости. Именно Конституция определяет, как устроена власть, как она должна действовать и в чьих интересах. Это морально-юридический компас, по которому движется страна.


В любом цивилизованном государстве Конституция выполняет три важнейшие функции:

учредительную – устанавливает форму правления, систему органов власти, территориальное устройство;

правозащитную – закрепляет права и свободы граждан, создает гарантии их соблюдения;

идеологическую – выражает общенациональные ценности, идеалы и устремления народа.


Для Казахстана Конституция стала документом, который не только формализовал государственный суверенитет, но и закрепил ценности новой независимой эпохи: демократия, законность, приоритет прав человека, единство народа, историческая преемственность.

Период 1991-1995 годов стал движением от независимости к Основному Закону. Провозгласив независимость 16 декабря 1991 года, Казахстан встал перед задачей создания новой государственности. Уже 28 января 1993 года была принята первая Конституция независимого Казахстана. Она сыграла важную роль в становлении правовых основ страны. Однако в ней еще ощущались черты советского правового наследия — не-

определенность в вопросе разделения власти, слабость механизма защиты прав человека, нечеткость взаимоотношений между ветвями власти и, конечно же, слабость президентских полномочий.

Молодому государству требовалась более совершенная, адаптированная к реалиям, амбициозная конституционная модель, способная обеспечить устойчивость власти и открытый путь к демократическому развитию. Началась кропотливая работа над новой Конституцией, в которую была вложена энергия целой плеяды выдающихся юристов, политиков, историков, философов, общественных деятелей.


Новая Конституция принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Это стало актом высшей формы демократии — волеизъявлением народа. Конституция 1995 года определила Казахстан как демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшей ценностью которого является человек, его жизнь, права и свободы.


Конституция РК состоит из преамбулы, 9 разделов и 98 статей. Однако за этой формальной структурой кроется целый мир конституционной философии, отражающей казахстанскую специфику и универсальные правовые принципы.

Так, статья 1 провозглашает, что Казахстан утверждает себя как правовое, светское, демократическое и социальное государство. Это означает приоритет закона над произволом, уважение к правам человека и стремление к социальной справедливости.

Статья 2 закрепляет суверенитет Республики, ее территориальную целостность и политическую самостоятельность.

Статья 3 устанавливает принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип гарантирует баланс между ветвями власти и исключает ее узурпацию.

Статья 12 подчеркивает, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и признаются абсолютными и неотчуждаемыми. Впервые в истории Казахстана человек был поставлен в центр правовой системы.

Статья 7 определяет, что государственным языком является казахский, при этом русский язык официально используется наравне, что отражает поликультурный характер общества.

Конституция стала основой для всех последующих кодексов, законов, нормативных актов. Она стала своего рода генетическим кодом правовой системы Казахстана.

Важной вехой в развитии казахстанской Конституции явился процесс внесения в нее различных поправок. Ведь жизнь не стоит на месте. Меняются вызовы, трансформируется общество, растут ожидания граждан. Поэтому Конституция — это не застывший монолит, а живой правовой организм. С момента ее принятия в 1995 году в Конституцию РК вносились поправки в 1998, 2007, 2011, 2017, 2022 гг.

Каждая волна изменений отражала важные политические, социальные и экономические трансформации.

Поправки 1998 года укрепили парламентскую составляющую власти, расширили полномочия Парламента и местных органов.

Конституционная реформа 2007 года означала переход от суперпрезидентской к президентско-парламентской республике. Часть полномочий Президента отошла к Парламенту, признана многопартийность.

В 2017 году произошло масштабное перераспределение полномочий между ветвями власти — курс на демократизацию и усиление Правительства.

Исторические поправки 2022 года стали реакцией на январские события и волю народа к переменам. Конституция была изменена почти на одну треть. Исключены положения о статусе Первого Президента, ограничены президентские полномочия, запрещено близким родственникам Президента занимать высокие государственные посты, введен Конституционный суд и т. д.

Принятые поправки стали не просто строчками на бумаге. Это свидетельство открытости государства к диалогу с народом, готовности к развитию, новым вызовам времени.

В целом Президент и народ были и остаются главными носителями конституционной идеи. Конституция Казахстана устанавливает, что единственным источником власти в стране является народ. Именно народ через выборы, через институт референдумов, через участие в общественно-политической жизни реализует свой суверенитет.

Однако в механизме функционирования Конституции ключевую роль играет Президент Республики Казахстан. Он — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, символ единства народа и государства.

С момента обретения независимости и до наших дней институт президентства стал стержнем устойчивости и развития. Президент обеспечивает взаимодействие всех ветвей власти, представляет страну на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

В новой политической реальности, особенно после реформ 2022 года, роль Президента эволюционировала от вертикального управления к модели «слышащего государства», где мнения граждан не игнорируются, а становятся основой государственной воли.

Каковы же перспективы Конституции? Каким должно быть ее развитие в дальнейшем? Ответ на этот вопрос лежит в самом обществе. Конституция будет развиваться вместе с Казахстаном — по мере роста гражданской активности, правовой культуры, политической зрелости.

На мой взгляд, будущее Основного закона видится в усилении гарантий прав человека, особенно в цифровую эпоху; в развитии механизма конституционного контроля; углублении парламентской культуры и местного самоуправления; поддержке института гражданского общества и правозащитных инициатив; усилении экологических и социально-экономических норм, актуальных в XXI веке.


Казахстан стоит на пороге новой эпохи. Конституция — не памятник, а инструмент. Она не завершенное произведение, а проект, открытый для совершенствования, ориентированный на справедливость, открытость, равенство.


Прошло 30 лет с момента, когда миллионы казахстанцев отдали свой голос за Конституцию — документ, который определил стране направление, придал смысл независимости, стал основой законности и справедливости. За эти годы Конституция прошла проверку временем, пережила реформы, отразила ожидания народа и стала основой нового общественного договора.

Сегодня мы — свидетели и участники истории. Ответственность за сохранение и развитие Конституции лежит не только на юристах, парламентариях или президентах. Она лежит на каждом из нас. Ведь Конституция — это не только строки закона. Это дух свободы. Это голос народа. Это сердце нации.

Колонка "Взгляд"