Российские дорожные строители перенимают навыки актюбинских коллег, успешно проложивших свой участок мега-проекта «Западная Европа — Западный Китай».
Россияне только приступают к масштабным работам и прежде решили посоветоваться с соседями. Вместе они проехали по новой дороге, где их интересовало множество подробностей. Затем обстоятельный и более масштабный разговор состоялся в областном акимате. Представители национальной компании «КазАвтоЖол», госкомпании «Российские автомобильные дороги», дирекции строительства автострады Республики Башкортостан и главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области вспомнили о том, что в сентябре 2009 года Нурсултан Назарбаев именно в Актобе дал старт началу реализации проекта «Западная Европа – Западный Китай». Через два года актюбинцы отчитались о завершении реконструкции 356 километров автомобильных дорог международного и республиканского значения: Карабутак-Иргиз, Актобе-Мартук, позже и «северного обхода города Актобе».
Общая протяженность мега-трассы от Санкт-Петербурга до Ляньюньганя — 8 445 километров. Она пересекает пять областей Казахстана, в которых до определенного времени существенной проблемой были плохие дороги. Сегодня ситуация изменилась.
— Лет пятнадцать назад к некоторым райцентрам были только грейдерные дороги. Наблюдался большой отток населения из сельской местности. Сейчас данный процесс прекратился, активно стал развиваться придорожный сервис. Благодаря новой дороге в эти дни спелая продукция с юга идет не только к нам, но и продвигается дальше, — заметил заместитель акима области Мухтар Джумагазиев.
Россиян, как заметил первый заместитель председателя правления по инвестиционно-финансовой политике компании «Российские автомобильные дороги» Иннокентий Алфинов, как раз интересует экономический эффект от строительства мега-трассы Западная Европа – Западный Китай.
— Мы заинтересованы во взаимном развитии новых производств, выпуске новой продукции, которая будет перемещаться по ней, — отметил руководитель делегации.
Основное достоинство проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами — в его протяженности и сокращении времени нахождения в пути. Если по морскому пути груз доходит до конечного пункта за 45 суток, по «Транссибу» — за 14 суток, то по коридору Западная Европа – Западный Китай от порта Ляньюньгань до европейских государств – всего десять суток. Диверсификация позволит заработать на транзите грузов. Эксперты уже просчитали, что на сегодня на сорок процентов снизились грузовые перевозки железнодорожным транспортом. Активнее начал работать международный коридор Самара – Шымкент, с вводом всего трафика полностью транзит между Россией и Казахстаном может увеличиться на 35-40 процентов. В качестве еще одного положительного примера было сказано о том, что на новых автодорогах Актюбинской области отмечается уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий и их последствий на 10 процентов, и это при интенсивном росте количества автотранспорта.
— Благодаря содействию областного акимата по отводу земельных участков, щебеночных карьеров проблем у нас не было. Частным владельцам взамен предлагались другие достойные участки. Мы проложили 1 100 километров дорог и потратили всего 70 миллионов тенге на выкуп земель, — отметил директор Актюбинского областного филиала национальной компании «КазАвтоЖол» Баглан Баймагамбетов. К сказанному он добавил, что к участию в проекте активно привлекались отечественные поставщики.
В настоящее время актюбинцев волнуют другие направления. В этом году в рамках госпрограммы «Н±рлы жол» начинается строительство дороги Актобе – Астрахань, по территории области пройдет 320 километров этой магистрали. Реконструкция первых семнадцати километров начнется в августе. Следующим этапом должна стать дорога Актобе – Орск протяженностью 135 километров.
Жанат СИСЕКЕНОВА