Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Опыт старших сеньоров

На протяжении нескольких лет в стране успешно действует проект «Старшие сеньоры». Привлекаются высококвалифицированные  иностранные специалисты по вопросам внедрения новых методов управления, технологий производства и так далее. Да, первоначально инициатива касалась сферы предпринимательства. Но с этого года она обрела социальную направленность.

Профессиональные рекомендации

— Для общественных объединений, центров коррекционного развития участие в данном проекте — прекрасная возможность перенять международный опыт у квалифицированных специалистов, получить профессиональные рекомендации, — говорит председатель городского маслихата Анар Даржанова. — В нашем городе не первый год по проекту «Старшие сеньоры» работают профессионалы, они оказывают практическую помощь местным предпринимателям в решении вопросов, касающихся ведения бизнеса. И я отмечу: это хорошая практика. Сегодня такая возможность появилась также у организаций, продвигающих социальные проблемы.
Я сама являюсь выпускником германской программы «Fortbil-dungsprogramm fur kasachische Manager», потому понимаю важность обучения у международных экспертов, трансфера передового немецкого опыта. К тому же среди направлений моей предвыборной программы — развитие инклюзивного общества, поддержка родителей особенных детей. Одним из первых участие в проекте приняло общественное объединение «Ассоциация родителей детей с аутизмом «РАСтемка». Председатель подала заявку в SES (Senior Experten Service), которое финансируется за счет Федерального союза немецкой промышленности, объединения союзов работодателей Германии.
На их приглашение прибыл эксперт из Германии, педагог по коррекции Стефан Хогман. На протяжении двух недель гость знакомился с деятельностью ряда коррекционных учреждений города и области, поработал с родителями особенных детей, дал свои рекомендации по методикам преподавания детей с ментальными нарушениями. Думаю, на примере этого общественного объединения и другие центры, НПО воспользуются возможностью перенять уникальный опыт высококлассных специалистов в вопросах реабилитации детей с ограниченными возможностями, — разъяснила Анар Даржанова.

Прежде всего — мотивация

Председатель ОО «РАСтемка» Салтанат Кенжибекова делится впечатлениями от сотрудничества с международным экспертом:
— Нашу ассоциацию представляют родители, для которых вопросы развития и профилактика лечения детей с аутизмом стали первоочередной задачей. Мы работаем с единственной целью — помочь собственным детям. И когда появилась возможность участвовать в проекте «Старшие сеньоры», сразу же ухватились за нее. Мы всегда стремимся к международным стандартам. Наша организация прошла программу институционального развития по программе «Луч света» в структуре ООН. Это хорошая возможность сопоставить международный опыт с тем, как мы работаем. Оцениваем свои шаги, смотрим, в правильном ли направлении идем. Ведь методик по коррекции очень много. Хотелось бы, чтобы нам дали оценку. Это самый мотивирующий элемент. В этом плане педагог по коррекции Стефан Хогман проделал колоссальную работу. Он не просто осмотрел наш центр, узнал о наших методах, но и принял участие в рабочем процессе. Консультировал родителей, объяснял, как правильно налаживать контакт с ребенком, реагировать на его поведение. Подсказывал, как вести себя в разных ситуациях. Каждый родитель узнал много полезного для себя в вопросе воспитания особенного малыша или подростка. Это хорошая школа практических навыков от международного эксперта. Такой возможности ведь могло и не быть, если бы не проект.

«Ребенок с РАС уникален»

Так считает педагог по коррекции из Германии, прибывший в наш город в рамках проекта «Старшие сеньоры» Стефан Хогман. Специалист подсказал родителям, как заниматься с детьми с аутизмом, на чем делать акцент в их реабилитации и поделился опытом работы.

— Ваши впечатления от рабочей поездки в наш город?

— Я осмотрел немало центров, где проводится работа по коррекции либо реабилитации людей с разными видами заболевания. Был впечатлен некоторыми из них. К примеру, пантолечебницей «Зәру», где все процедуры основаны на природном лечебном сырье. Посетил детские реабилитационные центры. Отмечу, что работа по восстановлению здоровья проводится серьезная.
Но больше времени уделил центру «РАСтемка», по приглашению которого прибыл сюда. Работа у них поставлена хорошо. Что мне особенно понравилось, так это общение с родителями. Открытые для контакта люди, жаждущие получить новые знания, стремящиеся помочь своим детям социализироваться. При общении с ними я понял, что мамы очень заинтересованы в вопросах развития детей. У них есть потребность больше узнать о заболевании. Я с удовольствием консультировал их, разъяснял, как действовать в разных ситуациях. Подсказывал, как можно поддержать ребенка, раскрыть его как личность. Работа в центре проводится на хорошем уровне. Специалисты внедряют свои методы, которые приносят заметный результат. И это не может не радовать.

— Какой опыт из своей практики можете порекомендовать специалистам и родителям, занимающимся в этом направлении?

— Любой ребенок неповторим. В течение сорока лет занимаюсь изучением поведения подростков с аутизмом. Даже в таком возрасте они не могут общаться, говорить, выражать свои чувства, желания, объяснить, что хотят. Все это усложняет их жизнь. Специалисты, которые работают в этом центре, делают все возможное, чтобы войти с детьми в контакт. Родители должны понимать, что дети с аутизмом не могут донести до других свои чувства, желания. Это мы должны научиться понимать их. Только когда начнем понимать, такие дети пойдут с нами на контакт. Человека с аутизмом нельзя изменить. Наша задача — найти доступ в их мир. Это большая тема для обсуждения с родителями. Вот у них родился ребенок. По мере его взросления родители ждут, когда он начнет реагировать на их эмоции, слова, откликаться, разговаривать. У детей с расстройством аутистического спектра нет такого. Они не могут с помощью касаний, речи выражать свои желания, отношения, чувства. Прежде чем вы добьетесь хоть какой-то реакции ребенка на свои действия, предстоит нелегкий труд – нужно найти доступ в его внутренний мир.
Как коррекционный педагог я занимаюсь этим сорок лет. С каждым ребенком предстоит индивидуальная работа. Нет единой методики, пригодной для всех. К каждому маленькому пациенту ищешь свои пути. Времени на это уходит много, бывает и не один год. Поэтому сразу нацеливаю родителей, что работать предстоит долго и упорно.

— Адаптировать молодого человека с аутизмом ко взрослой жизни непросто. У нас с этим есть проблемы. Как в Германии решается такой вопрос?

— В Германии согласно законодательству каждый гражданин может рассчитывать на социальную защиту и поддержку. Когда у ребенка определяют диагноз «аутизм», он получает особый статус и сохраняет его на всю жизнь. И государство, и реабилитационные центры заботятся о нем начиная с детского возраста и до взрослой жизни. Для них строятся специальные дома, приспособленные к их нуждам, при поддержке государства их обеспечивают работой в организациях, где социальная защита и помощь организованы работодателем.
Что можно сделать на примере Актобе? Регулярно проводить встречи с экспертами, организовывать консультации с родителями. Повышать квалификацию работников центров. Их труд бесценен. Учить родителей адаптироваться к своему ребенку. Ведь у них самая высокая мотивация. Есть возможность вкладывать в развитие таких центров. Для этого требуется поддержка частных предпринимателей, местной власти. И помощь должна быть на постоянной основе. Это первые маленькие шаги на пути к большому успеху.
К тому же в Актобе есть ассоциации родителей, чьи дети страдают разными видами заболеваний: слуха, речи, зрения, ментальных нарушений. Нужно нацелить эти организации на сотрудничество. Скооперироваться. У них есть общая цель, которую легче достигать вместе. Так легче будет получать поддержку со стороны, участвовать в проектах, выигрывать гранты. Да и не стоит забывать о передаче опыта, решении организационных моментов, которые легче решать сообща.

— Какие результаты ожидаете по итогам вашей поездки?

— Передача знаний и навыков с обеих сторон — это ценный опыт. Все мы заинтересованы в том, чтобы развиваться дальше, получать положительные результаты. Поэтому будем надеяться на дальнейшее сотрудничество.
Айжан ШАУКУЛОВА

Фото из личного архива Салтанат КЕНЖИБЕКОВОЙ

Колонка "Взгляд"