Первого августа начинается священный для всех мусульман месяц Рамазан. С 1 по 29 августа каждый правоверный мусульманин от восхода и до захода солнца должен воздержаться от приема пищи и воды, совершать намаз и благочестивые поступки. Об этом и о многом другом «АВ» рассказывает главный имам областной мечети «Нұр Ғасыр» Абдимуталип Дауренбеков.
— Знаем, что пост способствует духовному укреплению человека. Каким образом?
— Посредством поста Аллах воспитывает мир внутренних страстей человека, который постоянно стремится затмить наставления Создателя. Поэтому, если человек не хочет стать рабом своего тела, он должен возвести преграду на пути своих страстей. В этом смысле с точки зрения укрощения и обуздания желаний пост — серьезный побудитель. С его помощью, воздерживаясь от греховного, верующие стараются сохранить свою духовность.
От соблюдения Оразы человек становится более внимательным. Он чувствует, как в него вселяются уверенность и спокойствие, в его сердце растет любовь к Всевышнему, Пророку и к окружающим его людям. На смену высокомерию, гордости и неприязни приходят покорность, послушание и стремление помочь окружающим. Он становится терпеливее и выносливее, его не страшат тяготы мирской жизни и не одолевает страх завтрашнего дня. С каждым новым днем поста он крепнет, и одновременно усиливаются его вера в Единственного Творца и понимание Великой милости. Восприятие вещей благодаря посту становится более глубоким и осознанным.
— Говорят также о физическом укреплении человека. Так ли это? Есть ли медицинские доказательства этого?
— Безусловно, есть. Давайте посмотрим немного шире — каждое из пяти существующих обязательных для выполнения мусульманином правил укрепляет человеческий организм. В частности, доказано, что те, кто ежедневно совершает намаз, гораздо реже страдают болезнями сердца, а их разум долгое время остается чистым. Тут дело в правильном кровотоке. Поза для намаза обеспечивает его в полной мере. То же самое и с постом. Из организма выводятся лишние шлаки, он закаляется, становится крепче и сильнее. Есть свидетельства того, что ранее неизлечимые болезни желудка исчезали после поста.
— Какое еще благотворное воздействие поста на человека, общество вы бы отметили?
— Он позволяет мусульманину стать ближе к Творцу. Аллах с помощью Оразы дает людям возможность лучше Его понять. Ведь этому пониманию препятствует столько преград: внутренние установки, страсти и мирские соблазны вокруг. Осознать ценность воды рыба может, лишь очутившись на суше. Подобно рыбе, мы тоже не полностью осознаем ценность и не придаем должного значения тем благам, которыми мы окружены. Лишь очутившись вдали от них, можем осознать, чего лишились. Зачастую человек не ценит своего здоровья, пока не подвергнется болезни, молодости, пока не наступит старость, силы и бодрости, пока не ощутит немощь и слабость. Человек в расцвете сил и возможностей ощущает полноту жизни, мнит себя могучим, способным достичь всего и вся.
Человек, живущий в достатке, у которого нет проблем с пропитанием, не сможет понять голодающего, а не прочувствовав настоящего голода, он не сможет познать истинную ценность благ, даруемых Аллахом.
Соблюдая пост, человек осознает, как нуждаются люди в милосердии и участии, сколь им необходимы забота и уход. Поэтому Всевышний Аллах определил соблюдение Оразы, которое поможет человеку стать благодарным. Отстраняя на время нас от этих благ, Аллах как бы советует не пренебрегать ими. Поняв суть поста, человек будет стремиться и за пределами Рамазана строить свою жизнь в духе, угодном Творцу.
Ораза напоминает нам о существовании бедных и нуждающихся и побуждает нас к милосердию. Это — обряд, который является средством, содействующим тому, чтобы «сытый разумел голодного». Пройдя через это испытание, обеспеченный человек — тот, в ком не угасло милосердие, не исчезла доброта, — проникнется деятельным участием к бедным и обездоленным. Постящийся ощутит равенство со своими постящимися братьями, так как он постится с ними и одновременно с ними разговляется. В него вселяется ощущение всеобщего единства.
— Адепты каждой из всех существующих религий утверждают, что их вера направлена исключительно на созидание. Какое место в этом отношении вы отводите Исламу?
— Наша вера не учит плохим вещам, убивать, например, или грабить. Она учит миру, терпимости друг к другу, созиданию, направленному на благо всего человечества. Но, к сожалению, есть люди, которые, прикрываясь верой (причем во всех религиях, не только в Исламе), совершают темные дела. С этим, конечно, надо бороться. Бороться с помощью просвещения. Ведь если не будет благодатной почвы для ростков негатива, то они погибнут на корню.
— Как вы боретесь, вернее, противостоите таким дестабилизирующим силам?
— Как я уже говорил выше, просвещением. Мы проводим встречи с верующими, общаемся с ними, отвечаем на возникшие вопросы и, разумеется, предупреждаем о заблуждениях, возникающих при неправильном толковании Корана.
— Для того чтобы правильно толковать Коран, необходимы знающие специалисты. Где обучаются наши имамы?
— Раньше большинство наших имамов обучались за границей. Сейчас необходимость в этом отпала, так как в самом Казахстане функционируют десять медресе, в которых проходят подготовку наши будущие кадры. Кроме этого, есть университет, готовящий специалистов по типу магистратуры. Скажу, что кадры, обученные у нас, по своей квалификации ничем не уступают зарубежным, а магистранты даже превосходят их.
— Считается ли мусульманином человек, соблюдающий, допустим, только один из пяти столпов Ислама?
— За свои поступки отвечать придется перед Всевышним. Только он может сказать — жил человек правильно или нет. Никто из смертных не имеет права так говорить. Так же и здесь я, например, не могу утверждать, истинный ли вы мусульманин или нет. У меня нет такого права. В конце концов есть люди, которые вроде и делают все правильно, но лишь для того, чтобы выглядеть хорошо в глазах окружающих. В любом случае каждому воздастся по заслугам. Аллах готов простить любого человека, ибо он и есть главный Создатель.
— Какими источниками вы пользуетесь, чтобы точно вычислить время восхода и захода солнца? Бывают случаи, когда по графику вроде уже пора принимать пищу, а небесное светило еще не зашло.
— К сожалению, такие парадоксы случаются, но они крайне редки. В Турции есть обсерватория, которая вычисляет время для каждого региона мира. Ее информацией мы и пользуемся. К тому же полученные данные сверяются с расчетами, произведенными в Алматинской обсерватории. Это работает. Пока в моей практике подобных осечек не было.
Асхат КАЛЖАНОВ
Пора богоугодных дел
Верховный муфтий Казахстана Абсаттар кажы Дербисали (на фото) обратился к предпринимателям страны с просьбой снизить цены на продукты, товары, услуги и не продавать спиртных напитков в священный для мусульман месяц Рамазан.
«Мы все видим, как накануне Рамазана на рынках и в магазинах поднимаются цены на продукты питания, что, естественно, вызывает возмущение и справедливые нарекания со стороны населения, — заявил верховный муфтий. — Призываю братьев и сестер снискать милость Всевышнего в этот милосердный месяц и снизить цены хотя бы на 10 процентов на продукты питания, за проживание в гостиницах, услуги пунктов обслуживания населения. Также призываю сделать такую же скидку на транспортные услуги».
Кроме того, Абсаттар кажы Дербисали призвал казахстанцев не продавать спиртные напитки и не употреблять их в священный месяц Рамазан. «Обращаюсь к владельцам супермаркетов и магазинов: не продавать спиртные напитки, а к гражданам: не распивать их в этот благой месяц, — сказал верховный муфтий. — Спиртное, азартные игры, идолы и гадание по стрелам — гнусные дела шайтана. Сторонитесь же этого, может быть, вы достигнете спасения».