Историческое прошлое наполнено многочисленными примерами того, как от воли лидера зависела дальнейшая судьба его народа — реформы Солона в древних Афинах, кодекс законов «Русская правда» ХII в. Ярослава Мудрого, свод «Жеті Жарғы» хана Тәуке и др.
В этой связи План нации «100 конкретных шагов» явился важным стратегическим документом нашего государства в качестве плана действий по достижению состояния устойчивого развития в непростых условиях глобализации.
Почему же термин «устойчивое развитие» стал популярным за последние годы в официальном отечественном лексиконе? Дело в том, что устойчивость – это способность системы сохранять текущее состояние при влиянии внешних воздействий. Если же говорить о социальной устойчивости, то в нее входит и экономическая, и социально-политическая, и этнокультурная устойчивость.
То есть это все те факторы, которые способствуют стабильности и благополучию развития общества. Именно в этой связи Президент Нурсултан Назарбаев довольно логично выделяет 5 институциональных реформ, реализация которых позволит нашему молодому государству не просто выстоять в окружении глобальных вызовов, но и выстроить устойчивую социально-экономическую и политическую модель.
«Формирование современного государственного аппарата» — весьма важное направление, поскольку от условий формирования чиновничьего аппарата будет зависеть его профессионализм. Если в советскую эпоху государственная элита носила закрытый характер отбора и деятельности, то, исходя из современных внутриполитических реалий, отечественный корпус государственных служащих носит открытый механизм работы. Возможность стать госслужащим получает каждый гражданин, прошедший определенные стадии официального отбора. Государство в этой связи особую миссию возлагает на Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции Республики Казахстан.
Молодежь получает возможность реализовать собственный управленческий и законотворческий потенциал. Нашими властями создаются все необходимые условия для повышения мотивации госслужащих в реализации государственной политики на различных уровнях: увеличивают им заработную плату (к примеру, введение региональных корректирующих коэффициентов к должностному окладу), обязательно предоставляют временное служебное жилье и т.д. Государство также заботится о том, чтобы переход по карьерной лестнице осуществлялся посредством конкурсного отбора.
Как и в предыдущие годы, особое внимание уделяется борьбе с таким социальным бичом, как коррупция. В современном мире ни одно государство не может похвастаться тем, что навсегда покончило с ней. Поскольку людям всегда было свойственно стремление обогатиться в кратчайшие сроки, а иные граждане не боятся попирать законы.
Именно поэтому борьба с коррупцией в большей мере направлена на ее минимизацию, а не на полное искоренение. В среде государственного аппарата это особенно важно. К тому же следует помнить, что борьба с коррупцией будет более продуктивной не столько при ужесточении антикоррупционного законодательства, сколько при слаженном взаимодействии правоохранителей с простыми гражданами.
Таким образом, реализация реформы «Формирование современного государственного аппарата» весьма необходима и при соответствующих социальных условиях имеет реальные перспективы.
«Обеспечение верховенства закона» отчетливо демонстрирует ряд нововведений, позволяющих модернизировать отечественную правоохранительную и судоисполнительную систему. К примеру, весьма своевременно введено ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности.
Судья во все времена являлся авторитетной фигурой, а в условиях современных реалий он должен оправдывать статус, исходя из собственных компетенций. Новый отечественный судья должен достойно выдержать испытания, которые возлагает на него государство. Это усиление подотчетности, право граждан ставить под сомнение правомочность судейских действий, внедрение аудио- и видеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке и т.д.
Казахстан стремится соблюдать международные судейские стандарты — обеспечивать баланс между обвинением и защитой в судах, создать в Астане международный арбитражный центр AIFC (на примере опыта Дубаи), а также создать Международный совет при Верховном суде РК для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов.
В рамках же усиления деятельности полиции примечательно то, что предлагается такое нововведение, как создание интернет-портала «Карта уголовных правонарушений» на основе национальной информационной системы «Карта уголовных правонарушений».
Впервые в отечественной правоохранительной практике на данной карте будут отмечаться все уголовные правонарушения, совершаемые в стране, в сроки не позднее одной недели после совершения.
Данный комплекс мер позволит не только усилить работу по борьбе с организованной преступностью, но и поможет общественности контролировать эффективность работы органов внутренних дел.
«Индустриализация и экономический рост» подчеркивает пристальное внимание наших властей к развитию отечественной экономики. Недаром Глава государства в своих ежегодных Посланиях подчеркивает, что от состояния национальной экономики напрямую зависит благополучие всех граждан. Однако отечественная экономическая система является сложной структурной конструкцией, где любая ее часть важна, и в отрыве от других ее функционированию грозит кризис. Потому третья реформа направлена на активизацию государственных рычагов влияния на развитие рыночной системы.
Особое внимание в этой связи уделяется налоговой системе. Весьма своевременно внедрение всеобщего налогового декларирования доходов и расходов с 1 января 2017 года для государственных служащих (с последующим поэтапным переходом для всех граждан). Не менее важной является и программа по дальнейшему привлечению инвестиций, но уже не в добывающую промышленность (как это было в предыдущие годы), а в сферу энергосбережения через международно-признанный механизм энергосервисных договоров, а также в развитие производства молока, молочной продукции, переработки мяса.
Для успешного экономического развития современные развитые государства стратегическое внимание уделяют финансированию науки и инфраструктуры.
Так, в стране планируется разработка Закона «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», содержащего механизмы финансирования работ по внедрению инноваций в производство. Тем самым осуществляется попытка переориентации структуры научных грантов и программ на нужды государственной программы индустриально-инновационного развития.
В этой связи очень важен запуск проекта по созданию мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор», который позволит осуществить беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу. Это дает особый шанс Казахстану, не имеющему доступа к открытым морям и океанам, интегрироваться в международные транспортно-коммуникационные потоки.
Нельзя обойти стороной и такой грандиозный проект, как «ЭКСПО-2017» в Астане. Предстоящая выставка, которая пройдет под лозунгом «Энергия будущего», подчеркнет актуальность альтернативных источников энергии.
Выставка пройдет с 10 июня по 10 сентября 2017 года, участие в ней примут около 100 стран-участниц и 10 международных организаций. На всемирной специализированной выставке 2017 года странами-участницами будут продемонстрированы достижения и перспективы в сфере использования возобновляемых источников энергии и такие их преимущества, как экологическая чистота, низкая стоимость эксплуатации и безвредность для окружающей среды.
Для нашей страны «ЭКСПО-2017» станет знаковым событием — никогда раньше международная выставка подобных масштабов не проходила в странах Центрально-Азиатского региона и СНГ.
Реформа «Идентичность и единство» заслуживает особого внимания, поскольку одной из граней идеологии нашего государства является патриотический акт «Мәңгілік Ел». Такая авторитетная организация, как Ассамблея народа Казахстан выступает его вдохновителем.
К тому же идет работа по разработке и дальнейшей реализации масштабного проекта «Большая страна — большая семья», который укрепит казахстанскую идентичность и создаст условия для формирования целостной гражданской общности.
Поэтому продвижение в жизнь идеи казахстанской идентичности позволит всем гражданам республики, невзирая на разность в этнической и религиозной принадлежности, почувствовать себя жителями общего дома – Казахстана.
Важно отметить, что 2016 год подвел итог 20-летней деятельности такого важного института гражданского общества, как Ассамблея народа Казахстана. В условиях, когда в отдельных частях планеты набирают обороты гражданские войны и межгосударственные трения, у нас в стране продолжается процесс гармонизации межнациональных отношений.
Подобные позитивные явления дополняются разработкой и реализацией национального проекта по продвижению идеи Общества Всеобщего Труда с учетом планов реализации программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол».
Мало кто из современных стран может похвастаться тем, что за четверть века ими достигнуты такие высоты в сфере межнациональных отношений. В то время, когда в постсоветских странах не утихают гражданские войны, когда Европа страдает от эха ближневосточных конфликтов, Казахстан продолжает укреплять собственную модель гражданского диалога. Это позволяет нам не только улучшать социально-экономическое и внутриполитическое развитие, но и оставаться привлекательным регионом для иностранных инвесторов.
2016 год для Казахстана также знаменателен празднованием такого важного события, как 25-летие государственной независимости. Четверть века для современного государства – внушительный отрезок, поскольку в период глобализации каждый год сопровождается большими переменами.
25-я годовщина Независимости ставит перед нашим государством новые задачи, реализация которых позволит приблизить наше общество к казахстанской мечте.
Таким образом, План нации является стержневой основой нашего дальнейшего развития. Посредством Плана мы прокладываем магистральный путь в решении поставленных перед собой задач – профессионализация государства, развитая экономика, новые источники внешних инвестиций, инновационная индустриализация, социальная модернизация, АНК, как основа казахстанской идентичности и открытое государство, подотчетное обществу и т.д.
Поэтому, реализация Плана нации «100 конкретных шагов» является той необходимостью, которая укрепит внутренние позиции нашего государства и позволит в ближайшие годы осуществить необходимые модернизационные меры.
Кенжегали КЕНЖЕБАЕВ, ректор АРГУ
им. К. Жубанова, доктор физико-математических наук, профессор