Центральным звеном реформы системы образования должно стать всеобъемлющее внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс.
В Плане нации Нурсултан Назарбаев конкретно выдвигает вопросы повышения конкурентоспособности выпускаемых кадров и роста экспортного потенциала образовательного сектора страны. И это накладывает на нас особую ответственность. Ныне век информационной цивилизации, и, безусловно, необходима технология массового электронного обучения е-learning, поскольку задачи стоят глобальные.
Одна из них, как сказал в одном из своих выступлений Президент, — массовое обучение людей в течение всей жизни. Как известно, с 2012 года в мире начался бум МООС – Massive Open Online Courses. За один год все университеты Запада выложили в интернет, в свои образовательные web-порталы, лекции своих профессоров. С 2014 года студенты Запада уже занимаются по-новому: сначала дома слушают лекцию на компьютере или планшете, а в аудиториях (мастер-классах) обсуждают ее с преподавателем. Все это вместе относится к методу электронно-дуального обучения.
Бесспорный лидер движения МООС в мире — консорциум из 100 университетов США, который уже в июле 2014 года предлагал своим 10 млн слушателей несколько сотен МООС-курсов. Наиболее продвинутые и знающие английский язык студенты России и Казахстана становятся подписчиками МООС-порталов и получают право бесплатно учиться в США за счет промышленных компаний. Из этого видно, что формирование единой системы образования для всего мира с единой технологией обучения вполне возможно.
Единственная пока сложность для казахстанцев — языковой барьер. Поэтому не случайно наш Президент призывает поэтапно переходить на английский язык обучения в старшей школе и вузах. По данным экспертов, сейчас в мире насчитывается более 100 млн студентов, обучающихся по технологии массового обучения е-learning. Спрашивается, где здесь монетизация? Допустим, что образование бесплатное, у него нет хозяина. На мой взгляд, при организации массового электронного обучения е-learning первым делом при вузе или в стране должно работать специализированное производство нового вида по выпуску 3D мультимедийных интерактивных курсов (3D-МИОК) абсолютно по всем предметам всех вузов Казахстана. Не секрет, что сейчас массовое электронное обучение е-learning в мире — это новая экономика и новая индустрия с большим денежным оборотом. Это отметил и Нурсултан Назарбаев 5 лет назад во время лекции перед студентами и преподавателями Назарбаев Университета: «В современном мире образовательные услуги — это быстро развивающийся сегмент экономики. В США, например, его называют «стомиллиардным бизнесом».
Успешно развивается новая технология обучения и в РФ. Еще в 1997 году была создана рабочая группа совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ при МОН РФ. Головным вузом эксперимента определен Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Рабочая группа МОН РФ технологию массового электронного онлайн-обучения разработала с нуля. Там уже много лет действуют электронные школы, колледжи и вузы с онлайн-обучением. Были запущены крупные проекты. Так, в одном из образовательных порталов рекордное число 3D-МИОК — более 300 наименований. Кстати, приказом № 6 МОН РК от 2006 года 3D-МИОК этого портала (математика, физика, химия, информатика и английский язык для 7-11-х классов) с 2005/06 учебного года внедрены и в школах РК.
Так или иначе новый век вносит свои коррективы. Казахстанская система образования сейчас переживает в этой части переходный период, и сегодня очень важно эффективное решение задач государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы, утвержденной Указом Президента РК. Главная ее суть как раз и заключается в разработке и внедрении технологии электронного обучения е-learning. Этот вопрос — стержень всех вопросов. Приведу лишь отдельные моменты из Национального отчета ООН о человеческом развитии за 2004 год «Образование для всех: основная цель нового тысячелетия», заслушанного в Парламенте РК 15 января 2005 года. В нем сказано, что для Казахстана сейчас крайне важно обеспечить равный доступ к высшему образованию как городскому населению, так и сельскому. Еще один фактор, тормозящий развитие образования РК, — то, что гражданское общество практически не вовлечено в процесс контроля качества обучения. Между тем создание эффективной системы образования возможно лишь при условии координации и разделения ответственности между государственным сектором, бизнесом и гражданским обществом. И Президент Нурсултан Назарбаев как раз на этом акцентирует внимание казахстанцев.
Само понятие образования трансформируется. Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих. Создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты. Я сейчас обращаюсь к своим коллегам: учитесь у зарубежных специалистов, перенимайте опыт. Для реализации этих общих мировых задач и формировалась госпрограмма. В ней заложено решение трех главных задач электронного обучения е-learning: производство 3D-МИОК, создание Национального образовательного web-портала электронного онлайн-обучения, подготовка педагогов электронного онлайн-обучения. В госпрограмме четко сказано о том, что «обеспечение электронными ресурсами и контентами для электронного образования будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства», и «к 2015 году будут созданы университетские порталы по образцу ведущих зарубежных вузов».
АРГУ им. К. Жубанова эти три задачи госпрограммы на этапе следующей пятилетки считает своим стратегическим направлением развития. И нужно заблаго-временно взяться за это всем, чтобы наша страна достойно вошла в тридцатку развитых государств мира. Чего греха таить, в Казахстане до сих пор нет ни одного образцово-показательного вуза массового электронного обучения. Сдерживает реализацию госпрограммы отсутствие законодательной базы е-learning. Нет производства 3D-МИОК. Нет Национального образовательного web-портала для общего пользования. Наконец, нет головного вуза по опыту МОН РФ, отсутствует экспериментальная площадка.
Технологии электронного обучения
е-learning в Казахстане пришлось пробивать себе дорогу самостоятельно, и делали это энтузиасты сферы онлайн-обучения и ученые-волонтеры из России и Казахстана. Например, профессор нашего вуза Егизбай Сакпанов — один из основоположников технологии обучения е-learning. Он в течение 20 лет самостоятельно занимается теорией и практикой онлайн-обучения. Его хорошо знают в ученой среде, он был членом рабочих групп двух государств; МОН РФ и МОН РК. В ноябре 2006 года в Астане проходила международная научно-практическая конференция «Учебники нового поколения: реалии, проблемы подготовки и выпуска, перспективы». Ее организаторы — МОН РК и РНПЦ «Учебник» — пригласили наших стратегических партнеров из Москвы и руководителя известного портала. На данной встрече Егизбай Сакпанов предложил интересный проект, который был направлен для рассмотрения в МОН РК. Министерство образования и науки в феврале 2011 года проводило конкурсный отбор потенциальных исполнителей госпрограммы развития образования до 2020 года. В итоге наши партнеры выиграли. Но, когда дело дошло до распределения бюджета госпрограммы, появился другой исполнитель, и дело застопорилось.
Несмотря на это, АРГУ им. К. Жубанова сегодня самостоятельно и целенаправленно начал заниматься проблемами электронного обучения е-learning. Мы изучаем опыт таких мировых гигантов е-learning технологии, как Сoursera, МIТ ОpenСourseWare, Khan Academy. Составлен меморандум между АРГУ, ООО «Мультимедиа Технологии» (ММТ) и Республиканским общественным фондом поддержки электронного образования
е-learning. Участники меморандума намерены создать в Казахстане новое нестандартное производство 3D-МИОК для школ, колледжей и вузов Казахстана, Национальный образовательный web-портал. Но проблема так или иначе упирается в финансирование проектов, и необходима поддержка со стороны МОН РК. Пока что мы, опираясь на поддержку партнеров, обеспечили бесплатный доступ своего университета к российскому образовательному web-порталу в качестве гуманитарной помощи, до создания казахстанского аналога. Всем студентам и преподавателям АРГУ ныне выделены единый универсальный логин и пароль для круглосуточного доступа из любой точки Казахстана.
«Казахстанская правда», 2 июня 2015 г.