Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Основа успешного развития

«Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию» — в этой фразе, открывающей нашу Конституцию, сосредоточена вся глубина исторической преемственности многих поколений, которые стремились к возрождению государства, построению нового справедливого общества. Государство — это не только территория, единство граждан, институты власти, но и Конституция, сосредотачивающая на своих страницах опыт предыдущих поколений и надежды на лучшее будущее.

В течение относительно короткого периода в суверенном Казахстане ушли в историю два Основных закона. Первый достался нам в наследство от советского времени, второй, принятый в 1993 году, был своеобразным компромиссом, другого определения не найти, между прошлым и будущим. С самого начала было понятно, что век его недолог. Кардинальные изменения в экономике, политике, сознании людей осуществлялись настолько быстро, что стала понятной необходимость принятия новой Конституции.

Проект новой Конституции Республики Казахстан, разработанный под руководством Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, был предложен для всенародного обсуждения. После обобщения материалов, обсуждения и учета общественного мнения 30 августа 1995 года на республиканском референдуме была принята новая Конституция РК.

Конституция 1995 года придала новый импульс экономическим реформам, обеспечила создание законодательной базы и законодательного поля деятельности Правительства, которые соответствуют требованиям рыночных отношений.

На основе ключевых положений Основного закона были проведены важные для страны преобразования: построение рыночной экономики и основ демократического общества. Она закрепила фундаментальные принципы общественного и государственного устройства независимого Казахстана. В Конституции РК четко определены в качестве основополагающих принципов общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие и решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. В соответствии с Конституцией созданы новые для страны современные демократические институты, реализован основной принцип демократии: разделение власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную с четким механизмом сдержек и противовесов.

Республика Казахстан утвердила себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются права и свободы человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми. Основной закон обязал законодателя при принятии законов ставить во главу угла права человека.

Наша Конституция и законы активизируют творческую и созидательную энергию человека, стимулируют его предпринимательскую инициативу. Каждый гражданин республики уверенно живет, учится, трудится, свободно передвигается, не боясь быть ущемленным в правах или свободах. Он знает, что его безопасность обеспечена и гарантирована Конституцией.

В Казахстане никто не может подвергнуться какой-либо дискриминации по расовой, национальной, половой, религиозной принадлежности. Об этом свидетельствует мирное и вполне взаимосвязанное сосуществование представителей разных национальностей. Свободно созданы и функционируют культурные центры национальных меньшинств, общины, которые наравне со всеми развивают свой язык, культуру и быт.

В Казахстане благодаря Конституции и историческому менталитету, сформированному столетиями, гармонично развиваются и взаимодействуют самые разные этносы. Ассамблея народа Казахстана тому яркий пример, образованная по инициативе Президента Республики Казахстан в 1995 году как консультативно-совещательный орган при Главе государства. На Ассамблею народа Казахстана возложена важнейшая задача по сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе. И за прошедшие четырнадцать лет Ассамблея народа Казахстана вступила на качественно новый этап своего развития, значительно поднялся ее статус, появились реальные рычаги влияния на законодательную деятельность и принятие тех или иных законов, обеспечивающих интересы как всего народа Казахстана, так и отдельных этнических групп, проживающих в нашей стране.

За годы действия Конституции ни одно политическое разногласие не переросло в кризис. Все споры решаются в рамках конституционных процедур. Сложилась система взаимоотношений между государственными институтами. Эта система стала традицией. В этом контексте необходимо отметить принципиальную значимость независимого правосудия и ответственной судебной системы.

В Казахстане обеспечен политический плюрализм и многопартийность. В стране действуют крупные общенациональные партии, влияющие на политический процесс, в том числе и оппозиционные, заметно укрепился такой важнейший сегмент гражданского общества, как неправительственные организации.

Благодаря Конституции Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества. На мировой арене нашу страну воспринимают как солидного и предсказуемого делового партнера. Мы открыты для всех государств, строим со всеми странами мира конструктивные отношения.

Наша Конституция оценена мировым сообществом как документ, обеспечивающий демократический путь развития страны на основе рыночной экономики, утверждения всех институтов гражданского общества, и прошедшие 14 лет подтвердили эти оценки.

Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» дан новый импульс развитию многонационального казахстанского общества.

Так, пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Данное дополнение представило национальным представительствам народа РК более широкую возможность доводить до государства и реализовывать свои чаяния путем законодательных инициатив, что как раз и отражает структуру политических предпочтений значительной части нашего многонационального общества.

Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана, которая доказала свою эффективность как инструмент регулирования межнациональных отношений, поддержки и защиты прав всех этносов, всех национальностей, проживающих в Казахстане, и в этих условиях потенциал этой организации большой и его надо максимально использовать.

Ввиду внесения этих изменений в Конституцию Ассамблея народа Казахстана вступила в качественно новый этап своего развития. Это концептуальное изменение подразумевает, что будут делаться приоритеты в дальнейшей деятельности этого органа на консолидацию нашего многонационального народа, и помимо защиты интересов всех национальностей, проживающих в нашем государстве, будет большое внимание уделяться формированию единой гражданской общности в лице казахстанского народа.

Все указанное в сочетании с сохранением сильного института президентской власти позволило стране успешно преодолеть наследие прежней эпохи и развиваться более высокими темпами, чем большинство государств Содружества, и укрепить межнациональное согласие и консолидацию общества.

Форма правления в Казахстане останется президентской, но полномочия Парламента существенно расширились, что является логическим результатом политики Президента по развитию демократии и гражданского общества в Казахстане. Сроки президентских полномочий сокращены с семи до пяти лет. Настоящее ограничение не распространяется на первого Президента Республики Казахстан.

Полномочия Парламента заметно расширились. Парламент на совместном заседании Палат будет решать вопросы войны и мира; по предложению Президента РК вносить изменения и дополнения в Конституцию; принимать по предложению Президента республики решение об использовании Вооруженных Сил страны для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности и др.

Теперь каждая из палат Парламента самостоятельно назначает на должности двух членов Конституционного совета, двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета.

Наряду с расширением полномочий усилилась и ответственность депутатов Парламента, заложена новая система взаимоотношений депутатов со своими избирателями через партийную систему, когда член партии, ставший депутатом, не может в Парламенте выйти из-под ее воли и воли избирателей, не потеряв своего мандата. Определено, что если депутат Мажилиса выйдет из партии, по спискам которой он избран, или партия прекратит свое существование, то депутат будет лишен своего мандата.

Увеличился срок полномочий депутатов Мажилиса до 5 лет. Мажилис состоит из ста семи депутатов, избрание девяноста восьми депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Глава государства выразил уверенность, что так мы учтем интересы этносов Казахстана, и  это послужит дальнейшей консолидации общества.

Таким образом, внесенные поправки в Конституцию свидетельствуют о том, что наша страна уверенно продвигается к построению демократического государства.

Действие Конституции на всей территории республики означает прежде всего то, что казахстанское общество и государство живут и должны развиваться в русле тех гуманитарных ценностей и того конституционного строя, которые закрепила Конституция.

Проводимые реформы в Казахстане, направленные на повышение качества государственных услуг, укрепление взаимодействия между государством и гражданским обществом, социальную и правовую защищенность населения, сохранят внутреннюю стабильность и согласие в обществе и наша Конституция в полной мере этому способствует.

Асия Мухитова,

начальник

департамента юстиции Актюбинской области

Колонка "Взгляд"