Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Основной закон: по пути прогресса

30 августа 1995 года на всенародном референдуме был одобрен Основной Закон нашего государства — Конституция. Это событие предначертало исторический курс на правовое, демократическое и социальное государство. Данное событие без тени сомнения является важнейшим историческим, переломным в эволюционных процессах последующего периода — времени стремительного и решительного вхождения Казахстана в мировой цивилизационный процесс.

Нуртаза АБДОЛЛАЕВ,
доктор исторических наук, профессор

Перед взором поколений, которые были непосредственными участниками данного события, вновь и вновь предстают сложность и неординарность политических процессов, теперь уже по праву занявших свое достойное место в истории суверенного Казахстана. На мой взгляд,
90-е годы прошлого столетия для постсоветского пространства в целом, для Казахстана в частности, были настолько насыщены радикальными политическими событиями, что в современности представляются героическими. Процесс демократических устремлений был настолько стремителен, что результаты каждого из политических решений представлялись непредсказуемыми.
Будучи председателем избирательной комиссии города Актобе, помню как в достаточно сложной общественно-политической и экономической обстановке удалось организованно провести выборы в современный Парламент Республики. По сравнению с кампаниями советского периода данное событие было демократическим и в то же время высокоэмоциональным событием. Было сломано много копий. На следующий день тогдашний глава области, ознакомив членов избиркома с благодарственной телеграммой Президента республики Н.А. Назарбаева за успешное проведение выборов, предложил мне возглавить территориальную избирательную комиссию области. Так сформировалась областная избирательная комиссия, которая провела два республиканских референдума: по продлению полномочий Президента РК до 2001 года и по обсуждению и принятию Новой Конституции Республики Казахстан.
20 лет в историческом измерении весьма короткий срок, но с позиции пережитого соотечественниками — полный неизвестного, радостного и тревожного. Здесь невольно вспоминаются слова Вольтера, который писал: «Мерилом всего является время. Оно мучительно длительно для ожидающего и очень короткое для наслаждающегося». Думаю, в этом изречении содержится квинтэссенция 20-летнего пути нашего государства, наполненного многовековой мечтой, неустанным поиском, дерзким героизмом и свершениями…
Два десятилетия назад мало кто в мире четко представлял себе казахский этнос и месторасположение Казахстана. Социально-экономическую и политическую обстановку второй половины 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия характеризуют масштабная стагнация, духовная инертность, что выразилось в таких негативных явлениях, как  коррупция, взяточничество, открытый бандитизм.
В эти годы Казахстан делал первые самостоятельные шаги в модернизации общественных отношений по формированию и утверждению политической демократии, демонополизации экономики, расширению масштабов частной инициативы и трудовой мотивации. Эти преобразования должны были повысить уровень социального благосостояния и создать социально-экономический и политический комфорт для раскрытия духовного, творческого, нравственного потенциала личности в обществе. Государству при этом отводилась роль гаранта сохранения такого социального состояния граждан и тех прав человека, которые были достигнуты на предыдущей стадии развития. Ожидания не всегда и не во всем оправдывались. Почему?
Во-первых, к началу 90-х годов прошлого столетия оказалась почти полностью разрушенной индустриальная экономика, она лишилась способности адаптироваться к новым финансовым и политическим условиям экономики.
Во-вторых, к этому времени был практически полностью дискредитирован созидательный труд, фальсифицирован социальный статус производителя материальных благ (работника), отвергнуты прежние ценностные ориентиры, определяющие гражданские приоритеты.
В-третьих, была дезорганизована система управления экономикой. Корпоративные интересы чиновников привели к созданию замкнутых структур, подменявших народнохозяйственные цели корыстными планами новых групп, стремительно овладевших всем тем, чем до недавнего прошлого они только управляли.
В-четвертых, под прикрытием реформ в правящих кругах и политических организациях развернулась ожесточенная борьба за власть. Ее результаты были многоплановы и опустошительны.
Исходя из опыта 20 лет, пройденных по пути независимости, смею утверждать, что в результате многовековых общественно-политических традиций казахов и казахстанцев, творческой и целеустремленной политики лидера страны сегодня Казахстан стал локомотивом и притягательным центром всей Центральной Азии, известным и признанным мировым сообществом государством. А 2010 год стал триумфальным для казахстанской внешней политики. Мы первыми из государств СНГ и Балтии достойно выполнили миссию председательства в ОБСЕ. В Астане после 11-летнего перерыва состоялся Саммит глав государств — участников этой организации.
Таким образом, итоги 20 лет независимости укрепили уверенность в правильности принятой на заре нашего суверенитета казахстанской модели развития. Думаю, правомерен вывод о том, что высоты, взятые республикой, это твердая основа для новых свершений и перспектив в мировом цивилизационном процессе.
Как убеждает опыт мирового сообщества, фундаментом государственности и его официальной идеологии является Основной Закон — Конституция. Она определяет приоритеты и условия демократического правового государства, права и обязанности граждан. В первой статье Конституции записано: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Здесь сосредоточена вся глубина исторической преемственности многих поколений, которые стремились к возрождению государства, построению нового справедливого общества. Государство — это не только территория, единство граждан, институты власти, но и Конституция, вбирающая в себя опыт предыдущих поколений и на основе мировой цивилизации учитывающая надежды на лучшее своих граждан.
За пройденные 20 лет в фондах архивов нашли достойное место Конституционный Закон, Конституция 1993 года. Ныне Конституцию 1993 года можно характеризовать как компромисс между прошлым и будущим, так как будущие кардинальные изменения в экономике, политике, сознании людей осуществлялись настолько быстро, что появилась объективная  необходимость принятия новой Конституции. К слову, столп демократического государства в США Т. Джефферсон отмечал, “что законы и человеческие институты должны идти рука об руку с прогрессом человеческого разума”.
Может быть, тогда мы не осознавали всю ответственность за возложенные на нас политические мероприятия. С большой благодарностью вспоминаю соратников, единомышленников и многочисленных демократически настроенных граждан за  бескомпромиссные дискуссии и взгляды на будущее страны. С высоты 20 лет становится ясным то, что все они преследовали единую цель — строительство фундамента новой суверенной государственности. Причем каждая из политических групп, отстаивая определенные взгляды и позиции, и даже переходя границы дозволенного, стремилась, как говорил Абай, положить свой «кирпичик» в здание государственности. Референдуму предшествовало широкое обсуждение проекта, в ходе которого граждане внесли около 30 тысяч предложений, 1 100 поправок были учтены при доработке текста. В соответствии с предложениями граждан из 99 статей проекта Конституции 55 претерпели существенные изменения. Почти 90 процентов принявших участие в референдуме, а это свыше семи миллионов граждан, обладающих правом участвовать в нем, высказалось за принятие нового Основного Закона.
Народ Казахстана, проголосовав за Конституцию, окончательно закрепил объективно сложившуюся к тому времени президентскую форму правления. Этот выбор не случаен. Он обусловлен историей и сегодняшними реалиями, необходимостью сильной и консолидированной системы власти, не подверженной никаким колебаниям, связанным с какими-либо социально-экономическими кризисами или разногласиями между различными ветвями власти.
Изменения и дополнения в Конституцию, принятые Парламентом осенью 1998 года, укрепили значимость, роль и место высшего представительного органа в системе государственной власти. Скорректированные конституционные нормы направлены на повышение эффективности деятельности законодательного органа страны, профессионализма его депутатов.
При обсуждении проекта новой Конституции в среде соотечественников вызывали большой интерес конституционные права и обязанности граждан. Большинство опрошенных респондентов считали, что они могут быть совместимы только при условии строгого соблюдения их. А это, в свою очередь, зависит от уровня правовой культуры граждан государства. Как свидетельствует опыт мировой цивилизации, основой правовой культуры населения являются Конституция, гуманистическая концепция права, свобода, достоинство человека и справедливое законодательство, адекватное уровню цивилизованности общества. При этом правовая культура населения — это верховенство права в действии на базе Основного Закона — Конституции. Качество Основного Закона зависит от демократизма Конституции и ее стабильного совершенства. Эти два крае-угольных камня определяют основу правовой культуры населения государства.
История государства и права свидетельствует о том, что единственным источником государственной власти является народ. Поэтому в преамбуле Основного Закона записано, что «народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, сознавая высокую ответственность перед нынешним и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принял Конституцию Республики Казахстан».

Колонка "Взгляд"