Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Основной Закон государства

конституция_reswm

 

Нуртаза АБДУЛЛАЕВ,
профессор Актюбинского регионального государственного университета им. Кудайбергена Жубанова

абдуллаев_reswm

Понятие «конституция» происходит от латинского слова «constitucio», что дословно означает «устройство». В мировой практике Конституция является Основным Законом жизни общества и фундаментом законотворчества. Наша Конституция, которой исполняется 20 лет, была одобрена на всенародном референдуме 30 августа 1995 года. Это событие предначертало исторический курс на правовое, демократическое и социальное государство. Данное событие, без тени сомнения, является важнейшим историческим, переломным в эволюционных процессах последующего периода — времени эволюционного пути Казахстана, всестороннего совершенствования нашей государственности.
Перед взором поколений, которые были непосредственными участниками того события, предстают весьма сложные, неординарные общественно-политические, экономические события того времени, теперь уже по праву занявшие достойное место в мировой истории. Следует отметить, что 90-е годы прошлого столетия для постсоветского пространства вообще, для Казахстана в частности, были настолько насыщены радикальными политическими событиями, что с высот сегодняшнего дня их вполне можно назвать героическими. Процесс демократических устремлений настолько был быстротечен, что результаты каждого из политических решений представлялись непредсказуемыми.
Сразу же после успешного завершения выборов в Парламент Республики повсеместно были сформированы территориальные комиссии, на долю которых и выпало проведение двух значительных событий — республиканских референдумов. Первый — по продлению полномочий Президента Н.А. Назарбаева до 2001 года, второй — проведение всенародного референдума по новой редакции Конституции. Ныне, по прошествии двух десятков лет, думается, что тогда, наверное, общественность не в такой степени осознавала ответственность этих поистине судьбоносных политических мероприятий.
С большой теплотой вспоминаю соратников, единомышленников и многочисленных инновационно настроенных сограждан за их  бескомпромиссные дискуссии, а порою радикально противоположные политические взгляды и позиции по устройству нашего государства и структур его власти. Теперь уже в историческом плане становится понятным, что все они преследовали единую цель — поиск надежного фундамента государственности. Причем каждая из политических групп, отстаивая свои взгляды и позиции и даже переходя порою этически и юридически дозволенные границы, стремилась положить свой кирпичик в здание нашей государственности.
До всенародного референдума и в ходе обсуждения проекта новой Конституции часть избирателей выражала сомнения в ее необходимости, мотивируя тем, что менее чем два года назад уже была принята первая Конституция. Вряд ли можно запамятовать те факты, когда отдельные личности от имени политических групп пытались расшатать устои тогдашней хрупкой государственности и создавали угрозу целостности общества. Не секрет, что часть из них откровенно преследовала свои цели, стремясь занять нишу в правящих структурах власти. Эту ситуацию весьма точно охарактеризовал Президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев: «Чтобы сохранить страну, в тот период приходилось принимать и непопулярные решения. Иногда они носили половинчатый, компромиссный характер».
Законотворческий опыт в мире свидетельствует о том, что Конституция в любом обществе является высшим правовым отражением стратегии эволюции данного государства.
Конституция — главный нормативно-правовой документ государства. Отсюда следует, что политика и право могут быть совместимы в том случае, если находятся в единстве, не противореча друг другу. В противном случае как право, так и политика могут не стать законной опорой для граждан конкретного общества. При обсуждении проекта новой Конституции в среде  населения наиболее остро и заинтересованно обсуждались конституционные права и обязанности граждан. Это вполне закономерно для сообщества, заинтересованного судьбой своего будущего, и одновременно характеризует степень его политизации.
Правовая культура населения — это верховенство права в действии на базе Основного Закона — Конституции. Качество Основного Закона зависит от степени демократизма основных положений Конституции и соответствия ее как внутренним, так и внешним условиям конкретного государства. Эти два краеугольных камня определяют основу правовой культуры населения государства.
Мировой опыт государства и права человечества свидетельствуют, что единственным источником государственной власти является народ. Поэтому в преамбуле Основного Закона записано, что «народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, сознавая высокую ответственность перед нынешним и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принял Конституцию Республики Казахстан».
Пройденное обществом время после ее принятия, по нашему разумению, максимально ярко отображает букву и дух Основного Закона. К примеру, созданы и системно совершенствуются государственный механизм управления и правовая система, заложен фундамент эффективной экономики, делается многое для обеспечения прав и свободы граждан, развиваются конкуренция и политический плюрализм, обеспечены ценные блага сограждан — мир и согласие. А ведь на постсоветском пространстве за это время прошло множество радикальных событий, повлекших за собой ломку судеб, государственных устоев и даже кровопролития тысячи невинных граждан.
А теперь остановимся на ряде положений нашей Конституции, которые представляются квинтэссенцией концептуальной задачи данного документа. Ее первая статья однозначно провозглашает Республику Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством, которая и является нормой — целью документа. Во второй статье в качестве основополагающих принципов деятельности республики провозглашены общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. При этом особо подчеркнуто положение о том, что конституционная демократия — не констатация фактов, не реальный результат, а перспективная цель эволюции государственности. Признавая единственным источником государственной власти народ, Конституция предусматривает достаточную открытость политической системы для предложений и требований, поступающих от граждан общества. Так, в Конституции запрещена цензура, гарантированы свобода слова, политический плюрализм, право граждан на участие в выборных органах власти, обращение в государственные органы и структуры местного самоуправления, право на проведение собраний, митингов, шествий и пикетов, забастовок, а в статье второй определена норма для решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.
С высот пройденного пути достаточно ясно прослеживаются итоги реализации указанных положений в жизни. В социально-экономической сфере — это постоянно совершенствуемые решения по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям. К этому же ряду относится специальная программа жилищного строительства, которая в целом по стране осуществляется весьма успешно.
Таким образом, накануне 20-летия Основного Закона современная  реальность с полной уверенностью позволяет утверждать, что основы демократического конституционного строя, правового и социального государства уже созданы и работают на благо казахстанцев.
Что же касается светского характера нашей государственности, то и здесь заметны позитивные сдвиги. Так, провозглашенные в Основном Законе свобода совести, вероисповедания нашли благодатную почву и получили одобрение у всех слоев населения. Хотя в этой части за прошлые 20 лет были и небезоблачные ситуации, которые побудили власть  и общество внимательнейшим образом изучать религиозную обстановку в государстве.
Зафиксированные в Конституции ценности, как республиканская форма правления, унитарная целостность государства, единство непосредственной и представительной демократии, права и свободы человека и гражданина, формы собственности и право ее наследования проистекают из задач перспективы и исторических тенденций. В Конституции достаточно гибко и полно отражены принципы и нормы международного права. За пройденные годы после принятия Конституции наша страна, строго соблюдая Устав ООН, принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств, решительно проводит курс на миролюбие и сотрудничество с мировым сообществом, первой в мире подала пример по наложению вето на ядерное оружие. «Казахстан сегодня выступает локомотивом интеграции государств на Евразийском пространстве» — такова реальная оценка нашей внешней политики известными мировыми лидерами.
В статье второй Конституции записано: «Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории». В то же время человек, его жизнь, права и свободы, согласно Конституции, являются «высшими ценностями». Отсюда вполне логично присоединение республики к международным пактам о правах человека. А провозглашенные в Конституции естественные права человека неразрывно связаны с их обязанностями. Отсюда следует, что каждый казахстанец, гражданин РК, обязан уважать Конституцию, почитать государственные институты, в срок  вносить определенного размера налоги, защищать при необходимости свою Родину. Второй раздел Конституции назван «Человек и гражданин», ибо одно неразрывно связано с другим, как общее гуманистическое с конкретным юридическим.
В Основном Законе нашли отражение конституционные принципы признания и равенства различных форм собственности, что является основой экономической политики. Как показывает тенденция реальной жизни, экономика, основанная на различных формах собственности, развивается именно в русле конституционных принципов признания и равенства форм собственности, пользования ими во благо общества. Исходя из этих целей, развивается свобода предпринимательства. Было бы неверным идеализировать шаги в данном направлении, но позитивные сдвиги налицо. Думаю, что приведенные результаты всецело убеждают в выверенности положений нашей Конституции с мировым опытом.
Еще один весьма важный принцип, который на протяжении длительного времени оставался идеологическим инструментарием и политической декларацией, — принцип социального государства. По аналогии с Конституциями цивилизованных государств в нашем Основном Законе закреплен принцип, предусматривающий создание для всех членов общества равные возможности. В основе его лежат гарантии в случаях безработицы, болезни, старости, инвалидности, потери кормильца и др.
Пройденные годы убеждают нас в том, что реализация конституционных прав и свобод граждан — часть более общей проблемы конституционного права, которое зависит от правовой культуры населения. Следующий весьма важный вопрос: «Что имеется в виду под реализацией конституционных прав граждан?» Это демократический по содержанию процесс, регламентированный нормами права и обеспечивающий каждому соотечественнику те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от посягательства. Следовательно, суть механизма реализации наших конституционных прав выражается в переводе социальных благ и возможностей граждан, закрепленных в наших правах и обязанностях, в реальное поведение, реальные общественные отношения. В реальной жизни пока еще соблюдение конституционных прав, а отсюда уровень правовой культуры в известной мере остаются благими желаниями. Здесь также напрашивается весьма важный для каждого из нас и в целом государственности вопрос об уровне культуры граждан в соответствии с конституционными обязанностями.
С высоты пройденных лет возникает закономерный и объективный вопрос: «Как преодолеть все еще имеющие место трудности на пути конституционности, формирования правовой культуры и правового государства?» Очевидно, это задача длительного периода времени, результат целенаправленной массово-политической, организационной работы. Весьма важная задача — привести право в соответствие с Конституцией республики, вследствие чего оно будет отличаться совершенством, исключать даже малейшие пробелы и отклонения, а тем более иногда наблюдающиеся в отдельных случаях жизни перекосы. Следует иметь в виду и тот фактор, что перечень прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Конституцией, должен постоянно наполняться адекватным содержанием.
Далее принцип разделения властей требует логически продуманной трансформации из желаемого декларативного в соблюдаемую реальность. Важным является и то, когда каждый факт сознательной и неосознанной попытки отступления от Конституции получает неотвратимую правовую оценку, при этом совершенствуя оценочные критерии ответственности за отступления от положений Конституции, невзирая на должностные и другие положения в обществе.
Все это может быть эффективным при целенаправленной кадровой политике как в государственном масштабе, так и в структурах исполнительной власти, наполнив их более конкретными и ответственными задачами. Это, в свою очередь, выдвигает перед исполнительной властью задачу подбора, воспитания и постоянного повышения их квалификации. Как подчеркивал один из классиков марксизма: «Всякое новое есть хорошо забытое старое», то есть было бы весьма полезным введение в программу всех форм подготовки специалистов курсов и теоретических семинаров по разделам Конституции РК.
Пройденные 20 лет после принятия Основного Закона — в историческом измерении весьма короткий срок для объективной оценки такого важного, исторического документа, как Конституция. Тем не менее отзывы мировой общественности о нашей государственности достаточно высоки. За истекшие два десятилетия соотечественники уже достаточно изучили и освоили  основные положения Конституции. Как отмечает Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев: «Наша Конституция — это осознанный выбор народа Казахстана». Если так, то каждый из нас должен ценить и уважать Конституцию, жить по ней, дополняя и обогащая ее своим творчеством. Это и есть высшая школа демократии, уроки и опыт которой логически передаются поколениям.

 

От «Жеті жарғы» к «Мәңгілік ел» 

айталы-2_reswm

Известный общественный деятель, депутат второго и третьего созывов Мажилиса Парламента РК, доктор философских наук, профессор Амангельды АЙТАЛЫ:
— Между отмечаемым в нынешнем году нашим народом 550-летием Казахского ханства и 20-летием Конституции Республики Казахстан существует большая историческая преемственность.
В сфере закона у казахского народа имеется богатое наследие, оставшееся от предков. Эта наша историческая ценность в советскую эпоху не была оценена. После получения независимости  в целях восполнения этого упущения под эгидой программы «Культурное наследие» был начат большой проект, благодаря которому увидел свет 10-томный труд «Қазақтың Ата Заңдары». Материалы наглядно показывают, что под руководством России обитал не дремучий  народ,  а народ, имеющий свой путь цивилизации,  свои законы и традиции.
Конституцию Республики Казахстан уместно рассматривать как продолжение тех наших законов и традиций. Скажем, в созданном нашими предками Казахском ханстве были три ветви власти: ханская власть, совет биев и суд биев. И в нынешней нашей Конституции указаны три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная.
По науке конституционализма различаются два вида конституций: писаная и неписаная. Например, у Великобритании нет конституции, принятой в качестве единого цельного документа.  Имеются около четырех тысяч законов, распоряжений судов, решений. Все вместе они составляют конституцию. Арабские страны жили в основном по законам шариата. Некоторые из них приняли конституцию совсем недавно.
Также степные законы можно назвать неписаной конституцией.
Нынешняя Конституция — наш второй Основной Закон после получения независимости. Первая Конституция была принята в 1993 году. Почему мы позже приняли вторую Конституцию? Какие факторы подтолкнули к этому?
Вспомним следующее: в пору получения независимости казахи составляли 42 процента населения Казахстана, 58 процентов —  представители других национальностей. Как может народ, не обладающий преимуществом на собственной земле, получить независимость? Если бы вопрос был  поставлен ребром, то нам нечего было бы возразить. Поэтому мы объявили свою независимость самыми последними среди других республик в составе СССР. Иного пути не было. Народ это понял.
И после принятия первой Конституции в нашей стране межнациональная обстановка была сложной. Казахстан — государство казахского народа или государство казахстанцев? Этот вопрос затрагивался часто. В первой Конституции было отдано преимущество понятию «казахское государство», что заставило некоторых задуматься.  Силы сепаратистского толка  старались использовать это в своих целях. Особенную активность проявили они в северных регионах. И в других областях возникали мнения вроде того: «Почему бы Уйгурскому району не стать автономным районом?». Поэтому, отказавшись от собственно казахского правления, решили утвердить статус общего государства всех казахстанцев. Эта идеология во вступлении в Конституции проявилась через следующие строки: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию».
И здесь возникли дискуссии вокруг словосочетания «на исконной казахской земле». «Каков смысл слова «исконная»? «Значит ли это, что некогда в далекие времена здесь жили казахи?» — высказывалась и такая ирония. В конечном итоге остановились на определении, что  «исконная» означает земля, где казахи обитали издревле, это земля их предков с незапамятных времен. Но нашлись те, кто стал оспаривать и использование понятия «государствообразующий народ». Это понятие имеется в социально-политической лексике, мы его взяли не с кондачка, а опираясь на международный опыт. Сейчас и в Германии, и во Франции проживают представители многих национальностей, однако никто не сомневается, что и французы, и немцы являются государствообразующими народами.
Разумеется, без казахов не будет Казахстана. Если одна из диаспор Казахстана целиком уедет отсюда, от этого не изменится название государства и его конечный смысл. А если не будет казахов, потеряется смысл названия Казахстан.
Наряду с тем в Конституции указано: в казахском государстве торжествуют межнациональное равенство и согласие. Для казахов согласие в своей стране и мир — самое дорогое богатство. На нефть снизится цена, природные богатства истощатся, а роль согласия и стабильности всегда важна.
По нынешней нашей Конституции мы стали унитарным государством с президентской формой правления, потому что нам было необходимо в это смутное время сосредоточить власть в одних руках, сохранить стабильность основ, всем народом поддерживать человека, возглавляющего страну.
В ходе  принятия нынешней Конституции для того, чтобы не допустить двойного гражданства, было приложено немало усилий. В России предоставлено право на гражданство в двух странах сразу. Но если в Казахстане около половины населения получит двойное гражданство, каков будет облик государства? Понятно, что в связи с этим возникли бы еще большие трудности.
У каждого государства имеется свой основной закон, регулирующий его общественную структуру, систему управления, внутреннюю и внешнюю политику, экономику, социальное положение народа.
И вот появился наш,  сделавший нас известными всему миру, вызвавший в нас духовный подъем, созвучный положениям  хана Касыма, хана Есима и «Жеті жарғы» хана Тауке, нерушимый закон «Мәңгілік  ел» — принятая в 1995 году Конституция РК.
Если народ будет неукоснительнно выполнять нашу Конституцию и принятые на ее основе законы, будет поддерживать государственную политику, государство будет защищать права людей, граждан,  мы превратим Казахстан  в Мәңгілік ел со светлым будущим, с ясными целями и счастливым народом.
Записала Индира УТЕМИС

Колонка "Взгляд"