Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Особенности национальной одежды

По одежке встречают, по уму провожают — гласит поговорка.

Вот и по национальным нарядам можно безошибочно определить принадлежность

человека к тому или иному этносу. Главное, обратить внимание на детали. На какие?

Об этом — наша Главная тема.

Выходцы из страны Понт

 

Местное греческое сообщество относится к понтийским грекам. Костюм понтийского мужчины — это костюм воина. Отличительные элементы: короткая суконная куртка — елек и узкие, обтягивающие голень шаровары с широким шагом — зипка. Головной убор называется пашлык. Обязательный аксессуар – сумка с изображением орла.

— У греков орел означает свободу, солнце, духовную силу, царственность и удачу. Поскольку орел, по поверьям, летает выше, чем любая другая птица, его рассматривали как выражение божественного величия, — рассказывает председатель молодежного крыла ЭКО греков «Эллада» Анастасия Тайлахиди. — В качестве обуви используют черохи. К сожалению, мы пока не можем приобрести такую обувь для наших артистов.

Костюмы для «Эллады» были заказаны буквально в прошлом году. Шили их в Костанае, с мастерами связывались по телефону, высылая им мерки и образцы по интернету.

— Материал выбирали из соображений восприятия со сцены и удобства при движении, — продолжает Настя. — Были использованы атлас, хлопок, бархат, а также кружева, тесьма с греческим орнаментом — меандр.

Самая красивая часть национального костюма понтийки — тапла, круглое украшение на голове. В старину его вышивали золотыми или серебряными нитями. Замужние женщины носили платок, расшитый монетами. Под длинным платьем скрывается легкая рубаха — камис. Бархатный жилет обычно бывает черным, фиолетовым, бордовым. Широкий пояс носили и мужчины, и женщины, он подчеркивал статность фигуры. Нагрудные, шейные женские украшения были изготовлены из множества мелких деталей, монет. Девушки вплетали монеты также и в косы, чтобы уберечься от сглаза.

— Непременной принадлежностью одежды был спалер — полосатый фартук, — объясняет Анастасия. — Заказывая костюмы для танцевальной группы, мы постарались соблюсти все каноны, чтобы отобразить историю, культуру нашего народа.

 

Поясок как оберег

 

Множество фасонов и моделей имеет русский костюм, но актюбинским славянам по душе ближе наряды, которые носили в Оренбуржье.

Славяне в основном носили рубахи и платья из грубой и прочной ткани, которая практически ничем не украшалась. Зато яркой и уникальной была одежда, которая надевалась по особым случаям и на праздники. Вот в такие моменты каждая хозяйка старалась показать все свое мастерство шитья и вышивки. По узорам судили, какая она мастерица и рукодельница.

Славяне верили в неразрывную связь человека с природой, поэтому в вышивке на нарядах часто использовали растительный орнамент. Считалось, что он обладает защитными свойствами и символизирует жизнь и здоровье человека. Кроме того, в качестве оберегов славяне использовали пояски.

— Костюм такого покроя носили на Руси незамужние девушки, — рассказала «АВ» участница народного хора «Русская песня» этнокультурного объединения «Славяне» Наталья Филиппова, показывая на девушку в красивом сарафане. — Как правило, он был ярким и украшался золотой тесьмой, бусами. Его носили только по праздникам. Замужние выбирали так называемый боярский вариант.

Мужская одежда была куда проще и состояла всего лишь из просторной недлинной рубахи и штанов, которые назывались порты.

Как правило, молодые и незамужние девушки не покрывали голову. Они носили либо косу, либо распущенные длинные волосы. Главным их головным украшением была лента или обруч. В праздники надевали узорчатый кокошник. Головной убор оставлял макушку девушки открытой и должен был подчеркивать ее красоту. А как иначе на нее могли обратить внимание молодцы? Замужние полностью убирали свои волосы. Считалось, что они могли привлечь злые силы.

— В среднем каждый наряд обходится нам минимум в 20 тысяч тенге. В этом году мы обзавелись собственными костюмами, заказали 10 платьев и рубахи. Так что будем радовать любителей нашего творчества не только своими песнями, но и красивыми нарядами, — пообещала Наталья Филиппова.

 

Удобно, практично, изящно!

Одежда для корейцев — это не только то, чем покрывают тело. Пример тому — традиционный корейский костюм под названием ханбок.

Ханбок — это одежда, состоящая из двух частей, без карманов или пуговиц, которая застегивается при помощи лент, поясов или шнурков. Традиционно мужчины носили жакет — чогори, брюки — паджи и верхний халат — турумаги, а также шляпу, пояс и туфли. Женщины носили чогори с двумя длинными лентами, которые завязывались в узел — отгорым, чхиму — юбку длиной во весь рост, с высокой талией, которая подвязывалась на груди, белые хлопчатобумажные носки — посон и туфли в форме лодочки.

Как известно, корейцы пышно отмечают четыре даты: годовщину ребенка, свадьбу, 60-летний юбилей и поминки.

— Эти события в жизни человека нужно справлять обязательно, — считает член правления актюбинского филиала «Ассоциации корейцев Казахстана» Галина Ажгалиева. — Что касается масштабов, то первая годовщина дня рождения ребенка — «толь», к примеру, празднуется так же пышно, как и свадьба. Именинника наряжают в костюм, особенность которого — в цветных рукавах чогори. Это узкие полоски ткани из трех, пяти, семи или девяти цветов — темно-синего, черного, красного, желтого, зеленого, белого. Цветовая символика служит своеобразным оберегом, который должен оградить ребенка в наступающем году от болезней.

Для каждого важного события в жизни человека имеется свой ханбок. Тольбок — одежда для ребенка на его первый день рождения, кванребок — одежда на церемонию совершеннолетия, холлебок, хварот — свадебная одежда, суы — саван покойника.

— Ханбок очень удобен в носке. Его появление объясняется не причудами моды, а практичностью. Поскольку столетия назад основным средством передвижения в Корее были лошади, нужна была очень удобная одежда, — продолжает Галина Леонидовна.

Выходит, что те корейцы, которые сегодня любят ханбок за его удобство, должны благодарить своих предков.

Еще одна, не менее интересная особенность национальной одежды: цвет несет в себе глубокий символический смысл. В прошлом правящий класс в Корее часто носил яркие цвета, тогда как селяне одевались обыкновенно в белый. Незамужнюю женщину можно было узнать по одежде, сочетавшей красный и желтый цвета. После замужества цвет ее ханбока отражал положение мужа в обществе. В наши дни во время бракосочетания мать невесты обычно надевает розовую одежду, а мать жениха — синюю. Поэтому на свадьбах в Корее легко понять, кто есть кто.

— Актюбинские ателье не могут шить такие сложные костюмы, поэтому привозим их из Кореи. Сложность не в пошиве, а в том, что здесь, в Казахстане, нет такой особой материи, затем на материи выполняется печать серебром и даже золотом, — заключает Галина Ажгалиева.

 

Ленты для дивчины

 

Украинский националь-ный костюм — это не только одежда, это символ нации, искусство и народное достояние. Это память наших предков, возрождающаяся в пяльцах рукодельниц. Это мастерство, пережившее годы, считает председатель этнокультурного объединения «Оксана» Валентина Моисеенко.

По словам Валентины Михайловны, классически украинской считается одежда среднего Приднепровья.

— Главное в женском костюме — это сорочка. По обычаю девушки до 15-летнего возраста носили только сорочку с поясом, а уже после свадьбы добавлялась так называемая поясная одежда — плахта. Она прикрывала полностью сорочку сзади и закреплялась на талии. Пояс обозначает горизонт, а плахта в ромбах на женских бедрах — плодородную землю, — рассказала Валентина Михайловна.

Цвета нарядов были разнообразными, но особой популярностью у дивчин пользовался красный с разными оттенками.

Особенностью украинской женской рубахи является украшение подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, так как он был виден из-под верхней одежды. Также украшались и рукава рубахи.

— Выразительным элементом одежды был и головной убор. Символом молодости считались венок и две косы. В веночке обязательно было семь ленточек-стричек — это семь дорог. Замужние женщины покрывали голову платком — хусткой и заплетали только одну косу. Но куда же без украшений? В ход шли не только драгоценные камни, но и стекла, бусы или подвески с монетами — монисто, дукачи.

Мужчины же одевались в плисовый и суконный казакин или нанковый (нанка — толстая хлопчатобумажная ткань. — Ред.) халат, шаровары и сапоги, на голове носили картуз или поярковую шляпу.

 

Красиво шить

не запретишь

Юбка-солнце — своеобразная визитная карточка цыганок. В умелых руках танцовщицы подол юбки становится незаменимым аксессуаром. Нам стало интересно: сколько метров ткани расходуется на одну такую юбку? Какой длины она должна быть? Почему в исторический костюм цыганок непременно входил фартук? С такими вопросами мы обратились к руководителю цыганского ансамбля «Дэш» Алексею Дадусенко и его супруге Татьяне.

 

— Для наших артистов мы сначала заказали костюмы в ателье, мастера подошли к работе профессионально, но, к сожалению, не учли нашей самобытности. В костюмах не было той цыганской изюминки, которую мы хотели бы видеть. Поэтому сами взялись за шитье. Наряды, в которых выступает наш ансамбль, готовила моя супруга, а дизайн мы разрабатывали все вместе, — говорит Алексей.

На одну юбку уходит около 12 метров ткани, дополняет Татьяна. Ткань для оборки должна быть немного тяжелей основной, чтобы юбка красиво струилась. Длина оборок на юбках местных танцовщиц составляет 30 метров. Работа получается очень кропотливой и трудоемкой, если учесть, что на юбке две оборки, обработанные контрастными лентами. Особых требований к расцветке и длине юбки нет, главное, чтобы она была яркой, пышной, летящей, закрывающей ноги, но не мешающей танцевать. Фартук издревле надевался цыганками для того, чтобы предохранить посуду, еду от скверны. Считалось, что от пояса и ниже женщина нечиста.

— Вообще понятие скверны сохранилось у большинства цыган мира до сих пор. К примеру, женщине нельзя переступать через обувь мужчины, нельзя касаться подолом юбки самого мужчины и домашней утвари. Все, что коснулось подола юбки, считается оскверненным. Поэтому женщина должна быть очень внимательной, чтобы не оскорбить домочадцев и окружающих людей, — рассказывает Татьяна.

Замужняя женщина непременно должна носить платок. Раньше в косы цыганки вплетали золотые и серебряные монеты, на шее носили монисто. В наше время эти атрибуты исторического цыганского костюма можно увидеть на артистах.

 

Честь вайнаха

Папаха в национальном костюме чеченца — это символ чести и достоинства. Мужчины не снимали головные уборы даже в помещении, на важные мероприятия надевались праздничные папахи и башлыки. Если чеченец во время ссоры снимал папаху и ударял ею оземь, это означало, что он готов стоять на своем до конца.

 

Единственным исключением был случай, когда речь шла о прощении кровной мести, только тогда перед человеком снимали головной убор. Если мужчина, сняв шапку, оставил ее где-то, никто не имел права дотрагиваться до нее. Это считалось оскорблением, могло привести к крупной разборке. Культ головного убора сохранился и поныне.

Об этом рассказывает руководитель культурного отдела ЭКО чеченцев «Вайнах» Роза Исаева.

— Также символом чести, свободы, мужского достоинства для чеченцев были кинжал и пояс. Раньше мужчина не выходил из дома без оружия, сейчас этот элемент сохранился только в сценических костюмах. Пояс часто украшали серебром, и он демонстрировал достаток, роскошь семьи. Вообще костюм мужчины, как и женщины, мог стоить столько же, сколько стоила корова, — рассказывает Роза Мангаевна.

Женский наряд шили из атласа, бархата, парчи, шифона. С первого взгляда можно было определить примерный возраст девушки и семейный статус — замужем она или свободна.

— В прежние времена девушки в окружении сестер, снох встречались с парнями у родника. Если девушка несла кувшин без ручки на плече, значит она не замужем. Одежды молодых светлые: голубые, белые тона, символизирующие чистоту, невинность. Волосы под платком или шарфом сплетены в косы. Замужняя укладывала волосы в специальный мешочек, он называется чухт. Поверх него обязательно надевался платок. Кувшин она держала в руках. Женщины среднего возраста предпочитали в одежде цветные, яркие оттенки, а пожилые — более приглушенные цвета платьев и бешметов.

Самое ценное в национальной одежде чеченки — пояс. Как и папахи, бурки, черкески, кожаная обувь, он изготавливался вручную. Пояс, являясь фамильной реликвией, передавался из поколения в поколение.

— Женские костюмы для нашего танцевального ансамбля мы шили сами, года три назад. Один комплект обошелся примерно в 10-15 тысяч тенге, — говорит Роза Исаева. — Было и 6-7 мужских костюмов. В музее Дома дружбы находится национальный мужской костюм, привезенный из Грозного, он полностью отображает уклад жизни, обычаи чеченского народа.

Над Главной темой работали Асия НУРПЕИСОВА и Гульсым НАЗАРБАЕВА

 

 

 

Колонка "Взгляд"