Актюбинский филиал Ассоциации семейных врачей РК подвел итоги двухлетней работы по проекту «Наш путь осилим вместе». 34 ребенка с ограниченными возможностями из малообеспеченных семей получили возможность выйти из надоевших четырех стен своего дома и оказаться в центре внимания взрослых. С ними разучивали стихи, пели песни, учили казахский, английский языки, им делали массаж, с ними занимались лечебной физкультурой. Ребятишки катались на лошадках, играли с собаками, кошками и просто общались с другими такими же детьми.
Первый этап проекта «Наш путь осилим вместе», заказанного общественным фондом «БОТА», был реализован с середины октября 2010 по август 2011 года. Второй этап был начат весной прошлого года и завершился 31 января нынешнего. За это время была проделана большая работа, оценить которую в полной мере способны, наверное, только родители детей с инвалидностью. Сотрудники местного филиала Ассоциации надеются, что проект будет продолжен, иначе труд педагогов, медиков, волонтеров пойдет насмарку. Дети, едва почувствовавшие себя счастливыми, рискуют вновь остаться за бортом жизни.
Медико-социальную реабилитацию каждый ребенок с отклонениями в развитии проходил в течение одного месяца, некоторые просились и оставались на второй сезон. Функционировал кабинет реабилитации, где и проходили занятия. К сожалению, в арендованном помещении было тесновато, оно было расположено на втором этаже, но несмотря ни на что, дети с радостью спешили сюда.
— Мы всегда стремились к тому, чтобы девочка росла в кругу сверстников, друзей. Но однажды на каком-то мероприятии одна женщина сказала: «Мы не хотим шокировать своих детей видом вашей внучки». Такое отношение больно ранит. Ариша умница, сообразительная, но у нее ДЦП. Для нас приглашение стать участниками проекта было настоящим чудом. Сначала мы насторожились, не поверили тому, что посторонние люди будут с утра до вечера заниматься с ней, боялись оставить ее в кабинете реабилитации, но через день-два успокоились, увидев, с какой радостью внучка рассказывает о занятиях, — говорит бабушка Арины Пилипенко.
Руководитель проекта, директор АФ Ассоциации семейных врачей Татьяна Острецова отмечает, что приобретенные навыки помогут детям в будущем продолжить обучение или в коррекционных классах, или на дому, легче общаться с социальными работниками, учителями.
Педагог-методист проекта Айна Смагулова, учитель средней школы № 26, более подробно описала итоги двухлетней работы:
— Воспитатели ежедневно занимались с детьми чтением, разучиванием стихов, лепкой, рисованием. В игровой форме осваивались правила дорожного движения, правила безопасности в быту. Каждый сезон заканчивался концертной программой, подготовленной силами детей. Благодаря этому ребята раскрыли свои таланты, обогатили словарный запас. У детей с диагнозом ДЦП наблюдались улучшения в укреплении мышц спины, это стало возможным после применения нейроортопедического пневмотренажера «Аэрокомбинезон», купленного на спонсорские средства. Впервые в городе проводилась реабилитация детей с применением элементов зоотерапии, известно, что общение с животными воздействует как лечебная терапия и позволяет ребятам преодолеть страх перед ними.
Дети играли с мячом, учились ходить, развивали моторику кистей рук, занимались на спортивных тренажерах. Многие стали увереннее двигаться. Например, Бейсебек Набижан научился бросать мяч левой рукой, стал передвигаться на ходунках и с поддержкой. На детских игровых компьютерах дети изучали алфавит, обучались порядковому счету, группированию предметов по признакам. Занятия на компьютере, отмечает педагог, позволяют развивать наблюдательность, усидчивость, концентрировать внимание. На уроках казахского языка они учили слова по темам: «Времена года», «Овощи и фрукты», «Семья», «Моя Родина». На английском — считать, называть домашних животных, приветствовать и прощаться.
— Мы привозили своих подопечных на автобусе и развозили их потом по домам. Было приятно, когда Жасулан, входя в автобус, говорил: «Апашка, good morning», — рассказывает логопед-дефектолог Светлана Кочмарик.
А воспитатель Людмила Тюрганова отмечает преимущества групповой деятельности детей с особыми нуждами:
— К нам привели детей-«ежиков» разных возрастов. Каждый из них привык быть дома главным, привык, что за ним ухаживают. А тут учат заботиться не только о себе, но и о своих друзьях. Надо видеть, как дети с глубокими поражениями нервной системы, с ДЦП, на 10-15 день становятся более общительными, открытыми. Как они помогают друг другу, тянутся один к другому! Понимаешь, что не зря потратили время. А когда наступает пора прощаться с детьми, они с надеждой в глазах спрашивают: «Вы еще придете?». Это большая трагедия, мы расстаемся с ними со слезами на глазах. Если не заниматься с этими детьми на постоянной основе, они забудут все, чему научились.
После того, как кабинет реабилитации был закрыт, деятельность проекта продолжилась с детьми в домашних условиях. Например, медсестра Галия Ешекенова занималась с детьми и одновременно объясняла их родителям, как правильно делать массаж. Следует отметить, что на протяжении всего проекта психологи оказывали родителям консультативную помощь по вопросам воспитания.
Гульсым НАЗАРБАЕВА