Жолмырзу Курганбекова призвали в армию за неделю до начала Великой Отечественной войны. Конечно, на границе уже было неспокойно, но официально война еще не была объявлена, поэтому Жолмырза ехал на действительную службу. Пока то да се, началась война. Уже 17 августа в составе 1081-го стрелкового полка он был в самой гуще военных действий.
Жолмырза не любил вспоминать о войне. Однажды он разоткровенничался: «Особенно страшно было, когда бомбили позиции. Стоял невообразимый свист, рвались снаряды и бомбы, невозможно было приподнять голову. Не знали, в какой момент ждать смерти…».
Но, как он сам признавался, человек на войне ко всему привыкал. Привык и он. Война его испытывала на прочность под Сталинградом. В память об этих жестоких боях Жолмырзе осталась медаль «За отвагу» — высшая награда солдатской доблести. Он с гордостью хранил ее до конца своих дней.
И все-таки война достала его. В июле 1943 года Жолмырза был тяжело ранен и попал в госпиталь. Почти полгода лечения не дали результатов и его комиссовали. В начале 1943 года он вернулся домой, в Шалкар. Для таких, как он, молодых, грамотных, закаленных войной людей, работы и в районе было много, но Жолмырзу партия направила в Байганинский район, там он оказался нужнее. Его избрали заместителем председателя Байганинского райисполкома, председателем районной плановой комиссии.
Именно на этих должностях особенно проявился его организаторский талант. Он был принципиальным человеком и всегда умел защитить свою позицию. Среди жителей района Жолмырза был известен как прекрасный оратор, слова которого убеждали и пронизывали своей искренностью людей до глубины души.
В 1952 году ему поручили возглавить колхоз «Кызыл аскер». Это хозяйство было в районе на последнем счету, экономика полностью пришла в упадок. За два с небольшим года новому председателю удалось сделать невозможное: доход колхоза за это время превысил миллион рублей. В то время колхозы-миллионеры можно было пересчитать по пальцам одной руки. Обычно зимой хозяйства отправляли скот на теплые отгоны, где он мог продолжать пастись. В это время там собиралось почти все стадо района, поэтому создавался штаб по руководству зимовкой скота. Долгое время такую роль исполнял по совместительству Жолмырза Курманбеков.
Он был аккуратным во всем, старался своим внешним обликом подавать пример другим. Запомнился он односельчанам тем, что летом объезжал поля на белой лошади, а зимой впрягал в сани черного коня по кличке Актанау. Для него он заказывал у мастеров попону, расшитую казахским орнаментом, а сам зимой облачался в длинный тулуп, тоже специально сшитый для него.
Как вспоминает его сын Еркин, у отца была машина «Победа» и он часто брал его с собой в Караулкельды, Ногайты. Его шофер Ахмет умел ловить птиц и однажды подарил мальчику журавлика. Еркин сам растил его. Он был забавный — ни на шаг не отставал от его мамы и бабушки. Если те шли к соседям, журавленок обязательно плелся за ними и ждал, пока они выйдут. Когда подрос – улетел.
У каждого времени была своя мода на одежду. Отец по торжественным случаям облачался в белый китель, белый костюм, косоворотку, на голову натягивал фуражку. Так в те годы одевались. Пользовался он одеколоном «Кармен», запах которого очень нравился Ахмету, и тот опрыскивал им салон автомобиля.
Колхоз «Кызыл аскер», которым руководил Жолмырза Курманбеков, быстро пошел в гору. Общественное поголовье скота значительно выросло. Хозяйство вошло в число передовых сельскохозяйственных предприятий не только района, но и области.
Колхозники его очень любили за искреннюю заботу, которую он проявлял о них. Он старался создать им необходимые бытовые условия. Многие дети колхозников обучались в различных вузах Алматы на средства хозяйства. Сразу после войны, когда людям нечего было носить, Жолмырза привозил из города ткань и раздавал односельчанам. Те, наученные горьким опытом, не брали ее, боясь разных гонений. Жолмырзе, в буквальном смысле слова, приходилось убеждать каждого, что ткань он выдает им в счет трудодней.
Заметным событием стало появление в колхозе грузового автомобиля ГАЗ-51. Хозяйство уже имело возможность купить такой транспорт. В тот день, когда машина появилась в селе, люди высыпали на улицу. Для них это была невидаль. А ведь на дворе был 1955 год! Потом колхозники постепенно привыкнут к новым машинам. Вскоре в хозяйстве появится «Урал-ЗИС», потом ЗИС, «Москвич». Колхоз богател и справлял технику.
…Многое мог сделать в жизни этот талантливый руководитель, но неожиданно тяжело заболел. На сорок шестом году жизни его не стало. Однако в людской памяти остались его добрые дела, которые он совершал на благо людям.
Муапих БАРАНКУЛОВ