Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Остановка по требованию

В Актобе установлено 757 остановок. Нужно еще 250. Современных. С теплыми павильонами и электронными табло.

Там, на неведомых дорожках…

У каждого уважающего себя города есть своя легенда. Где-то русалка выходит на берег; где-то бабушка, давно ставшая привидением, в белых одеждах, тоже на берегу вспоминает о том, как девушкой была; где-то в камышах лежит убитая чайка. Есть легенда о русалочке, легенда о верисах, о чайке – много их, в разных городах. Автобус № 28 — это наша городская легенда. Автобус-миф, автобус-призрак. Известен только его номер. Как выглядит сам транспорт, никто не видел и не знает. Знают только специалисты из отдела ЖКХ – безнадежные прагматики:
— Много жалоб поступает на 28-й маршрут. Мы закрывать его не будем. Он нужен. Сейчас на этой линии работает от двух до пяти автобусов. Их будет больше.
Правда? Раз он есть и ездит, то наверняка где-то останавливается. Оказия установить это случилась в конце апреля. Нужно было добраться до школы № 23. Гугл — вселенская баба Ванга — подсказал, что самый оптимальный маршрут — 28-й, и уверил, что попасть внутрь транспорта можно на остановке «Сазда». Она и обозначена в приложении 2Gis. Получасовое ожидание при хорошем ветре и едва плюсовой температуре результата не дало. Время шло. Автобус не торопился. Подтвердить информацию из сети оказалось нечем. На остановке не было ничего, что указывало бы на маршруты и время прибытия транспорта. На большом электронном табло запущенные в рецикл мелькали пельмени, зубные протезы, суши, кажется, спортивные костюмы и еще что-то. Единственный источник информации – девочки из цветочного магазина — коммерческой части триплета.
— Что вы! Здесь этот автобус не останавливается. Он вообще идет по улице Газизы Жубановой и на проспектет Абилкайыр хана не заворачивает. Вот, смотрите.
Программа «Автобусы» выделила траекторию движения.
— Идите вы на Заречную. Там есть остановка рядом с бывшим гипермаркетом «Олжа».
Всего километр при содействии освежающего попутного ветра в спину добавил знаний о том, что рядом с гипермаркетом «Олжа» (бывшим) никаких остановок нет. Что-то похожее удалось найти рядом со Строймаркетом (плюс еще один км) строение, состоящее из металлического каркаса и рекламных щитов.Наверное, вводили в строй как остановку. Тогда она была облицована пластиком. Кому-то он пригодился в хозяйстве. Еще одно получасовое стояние не добавило ничего. И никого. Ни одного человека. Автобус № 28 блукал по городским улицам, только по одному ему ведомому маршруту. Мистика. Может, это и не остановка вовсе? Но неведомые силы привели того, кому можно задать вопрос. Мужчину.
— 28-й маршрут? Да вы что. Он здесь не останавливается.
Дядечка вынул смартфон и ткнул в приложение «Автобусы». И точно, приложение выдало информацию о том, что в данном месте автобус не останавливается. Мистика. Записываться в секту столбунов в планы не входило. До 23-й школы надо было как-то добираться. Встреча была назначена. Манкировать не хотелось даже по уважительным причинам. Остался единственный вариант: вернуться на остановку «Сазда» и сесть в автобус 24-го маршрута. Суровая реальность, но истина всегда где-то рядом.

Избушка там на курьих ножках?

Вот уже несколько месяцев павильон на остановке «Студенческая» закрыт. Закрыт на замок. Закрыт, как фиговым листком, рекламой. Большой такой рекламный щит с изображением автомобиля прикрывает коммерческую часть объекта. Вряд ли здесь торговали иномарками. Теплого салона нет. А по идее должен быть.
По информации, которую любезно предоставил руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Жомарт Бахыткельды, в Актобе 757 остановок. Из них, по данным на апрель 2023 года, 12 павильонов сданы в аренду. Это значит, что арендаторы полностью отвечают за содержание этих остановок. А контроль осуществляется отделом ЖКХ.
— Если нужна покраска, замена поврежденных деталей, уборка, мы говорим арендаторам. Они обязаны производить эти работы, — уточняет он.
Кому сдают в аренду? Проводится тендер на конкурентной основе. Документы сдаются в земельный комитет, архитектурный отдел. В городе необходимо установить еще порядка 250 павильонов. В аренду сдаются те участки, на которых они будут стоять. Уже есть предложения. Некоторые предприниматели хотят устанавливать павильоны и сами же содержать их. Это не в нагрузку к бюджету. Плюс они должны выдержать требования отдела ЖКХ и архитектурные. По эскизу предусмотрены открытая часть, теплая часть и коммерческая. В результате город должен получить теплые остановки. Люди часто обращаются в отдел с просьбами перенести остановку на более удобное для кого-то место. Но есть нормативы: между ними должен существовать зазор от 400 до 800 метров. По каждому требованию устанавливать павильоны невозможно.
В планах — паспортизация улиц. Должны обозначиться необходимые места. Кроме остановок, есть еще кармашки – необорудованные остановочные места, их 400. Необходимо создать еще столько же и даже больше. Ежегодно устанавливается 50-60 кармашков. Если ремонтируются старые дороги, то их заодно оборудуют такими местами. На новых закладывают сразу. Если надо создать остановку или кармашек, а земля выкуплена, это не проблема, это процедурные моменты. Они решаются. Есть остановки, где коммерческая часть стоит закрытая. Павильоны (теплая часть) не установлены, а открытая — неухожена. Например, остановка «Студенческая». Такие три остановки выявил отдел ЖКХ. Это остановка на Абилкайыр хана, о которой мы уже сказали, вторая на улице Маресьева, где стадион «Химик», и третья – «Заречная». По ним будут приниматься меры. Сейчас проводятся конкурсные процедуры по ремонту остановок. В жилых массивах много таких, что требуют восстановления. Одна только покраска отнимет немало времени и средств. Много фактов вандализма.
— Несмотря на это, стараемся наводить порядок. Эстетику города надо поднимать в любом случае, — добавляет Жомарт Бахыткельды.

Она же табличка – кто ее снимет?

Неправда, что на остановках города нет целевой информации. На некоторых есть. На остановке «Казпочта» висит табличка, из которой можно узнать, что останавливаются тут маршруты 15-й; 22-й; 26-й; 32-й; 39-й; 48-й. Табличка, несомненно, имеет ценность – историческую. Как элемент информационный она устарела. 48-й автобус давно пылит по другой улице. Зато на «Казпочте» (на нечетной стороне проспекта Абилкайыр хана) останавливаются 3-й и 4-й маршруты. О чем информационный щит не сообщает. Сведения относительно других автобусов неизвестны. Так чего она тут висит? А как сказал водитель Аслан:
— Она же табличка! Кто ж ее снимет?
Если серьезно, по этому поводу лучше обращаться к людям с инсайдерской информацией. К тем, кто в теме.
— Рассматриваем вариант установки электронных табло (традиционные щиты не всегда надежны). Но есть проблемы, — комментирует Жомарт Бахыткельды. — Чтобы установить электронные информаторы, надо все остановки обеспечить интернетом, так как каждый автобус имеет JPS-навигатор. А чтобы обеспечить интеграцию по JPS, надо разработать программу, которая отслеживает перемещение каждого маршрута. В мобильном приложении «Автобусы» тоже есть некоторые проблемные моменты. Сейчас программно отрабатывается время прибытия на остановки, чтобы оно соответствовало реальному. Этому мешают ДТП, пробки и поломки транспорта. Человек может стоять на остановке, ожидая, что транспорт прибудет через пять-семь минут, а машина может выйти из строя, и время ожидания продлится, скажем, до двадцати минут.
По поводу рекламы. Куда идут доходы от нее? Понятно, что содержание остановок требует дополнительных средств. Чтобы не тянуть финансы из бюджета, многие предприниматели соглашаются за размещение рекламы содержать павильоны. Был такой вариант осуществлен в 2017 году. Остановки строила компания из Уральска за счет собственных средств. Для населения это было удобно, бюджет не понес расходов, а за счет рекламы они зарабатывали и плюс содержали эти остановки. Что касается разовой рекламы и объявлений – здесь мы контролируем. Бывает, сами звоним и 102 вызываем. На месте фиксации административного нарушения применяем штрафные санкции.
Мы поинтересовались у чиновника, почему на проспекте Абая стоит остановка, на которой написано, что это «Марата Оспанова».
— С улицы Оспанова остановку перенесли на Абая, а вывеску еще не поменяли. Уже заказали надпись. Наклейку сменят, — ответил он на наш последний вопрос.

Марина ЗАЙЧЕНКО

P.S. Пока верстался номер, 28-й маршрут выкупила компания-перевозчик Qala Trans и ситуация изменилась: маршрут обслуживается 12 автобусами, интервал —
12 минут, время движения — с 06.30 до 21.30.

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"