Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Остаться в живых

Объявленный в Казахстане локдаун заставил остановиться практически весь отечественный сектор МСБ. Первой под удар пандемии попала сфера услуг, включающая и ресторанный бизнес.
Как остаться на плаву в кризисное время, как переформатировать свой бизнес – на эти и другие вопросы «АВ» отвечает известная актюбинская предпринимательница Калауша Садыкова.

– С июля в Казахстане объявлен локдаун из-за пандемии Covid-19. Уже во второй раз. Это очень больная тема для малого и среднего бизнеса, находящегося на грани выживания. Как выходите из создавшегося положения?
– Вы знаете, еще в самом начале, 16 марта, когда все это началось, мы поняли, что все проекты, связанные с массовыми мероприятиями, ждет осадное положение. Уже со временем стало понятно – различные торжества, включая семейные праздники, проводимые в банкетных залах ресторанов и не только там, окажутся под запретом. Стало понятно, что сложилась чрезвычайная ситуация, которая в ближайшее время не разрешится. Естественно, мы поняли – чтобы выжить бизнесу, необходимо искать альтернативные пути выхода из создавшейся ситуации. Провели некий анализ. В нашем активе – опыт, помещения, обу­ченный персонал. Как это использовать? Первое время перешли на доставку, и это неплохо получалось. Причем весь коллектив остался при деле, никого сокращать не стали.
Параллельно я готовила проект по обеспечению питанием на медицинских объектах. Поступило предложение по оказанию услуг в условиях пандемии без проведения тендера (из одного источника. – Прим. авт.) от Актюбинского медицинского центра. Конечно же, мы согласились.
– Но ведь в вашем ведении целый комплекс: ресторан, ночной клуб, банкетный зал и караоке-клуб. Данные объекты в условиях карантина по умолчанию были обречены на простой. А ведь это убытки. Какой выход?
– Еще в первую волну я заметила – очень хорошо идет реализация продуктов питания. В силу того, что тема локдауна затянулась и вряд ли перестанет быть актуальной еще долгое время, я приняла решение на базе ресторана сделать торговый дом. Назвала его «Гастроном №1». От ресторанно-банкетной темы отказалась напрочь. Все оборудование, посуду перенесла в одно из помещений и сейчас готовлю к распродаже. В двух больших залах общей площадью две тысячи квадратных метров планирую реализовать новый проект не только для Актобе, но и для Казахстана.
То есть торговые ряды будут располагаться в залах, оформленных в дворцовом стиле, с шикарным интерьером и хрустальными люстрами. Это станет неким гибридом супермаркета и рынка. Отличный сервис вкупе с большим ассортиментом. Одна из целей проекта – добиться лояльного ценообразования. Чтобы люди из любых социальных групп могли приобрести продукты по приемлемым ценам. Хочу создать торговую площадку с особой энергетикой, куда покупателю захотелось бы вернуться еще раз. Но для этого нужно поставить себя на место покупателя, взглянуть его глазами.
И еще. Акцент мы делаем на местных (отечественных) производителей, чтобы поддержать их в такое время. Свое предложение высказали руководству области.
– Но если разговор идет об отличном сервисе, то и к продавцам подход должен быть иной, то есть более высокие требования, чем к рыночным торговцам, не так ли?
– Конечно. Мы даем частникам площадку для реализации своих проектов, но уже на другом уровне. Их проекты должны быть забрендированы. Пора отходить от «продает Асеке, Басеке» и тому подобное. То есть должна быть торговая точка ИП такой-то или какое-либо запоминающееся название (бренд). Предлагаем в Instagram создать свои странички. Например, многие наши производители мяса даже не имеют страниц в соцсетях. Мы же хотим вывести их на новый виток бизнеса. Сейчас большинство рынков закрыто из-за эпидемиологической обстановки. Я предлагаю арендаторам реализовывать продукцию через Instagram.
Еще один вариант – планирую организовать доставку продуктов питания из торговых точек своего ТД. Есть категория покупателей, которые не хотят или не могут по той или иной причине выезжать из дома. У них будет возможность заказать продуктовую корзину с нашей площадки.
Сейчас много форс-мажорных моментов, к которым надо быть готовым, чтобы остаться на плаву. Частникам, мелким производителям сейчас реально очень сложно. Они просто потерялись, ждут помощи от государства, открытия торговых точек.
– Получается, что вы полностью распрощались с ресторанным бизнесом? Что дальше?
– Да. Но мой предыдущий бизнес (ресторанный) дал мне статус ответственного предпринимателя. Это сыграло немаловажную роль в период карантина. Мы себя неплохо зарекомендовали в сфере кейтеринга, поэтому получили столь важный заказ от АМЦ. Да, мы организовывали свадьбы, мероприятия, банкеты на 200, 300, 400 человек. Но мой прогноз таков, что в ближайшем будущем больших свадеб уже не будет в таких масштабах, как до пандемии. Во-первых, все выбиты из колеи в финансовом плане. Во-вторых, эпидситуация такая, что массовые мероприятия станут проводить еще не скоро. Обещают вторую волну Covid-19.
Ресторанный бизнес не скоро восстановится. Но сейчас надо всем успокоиться и сориентироваться. Необходимо придумать что-то новое и переформатировать свой бизнес на базе уже существующего.
В начале карантина я сразу обратилась к своим коллегам-рестораторам, чтобы те не сидели сложа руки. Ругать главного санитарного врача области – не выход из ситуации. Рестораторам необходимо найти варианты, чем занять себя и своих работников. Проанализировать потребление городом продуктов питания. Возможно, создать торговые дома наподобие моего проекта, на базе имеющихся помещений. Мне очень жаль тех предпринимателей, которые построили рестораны и не провели в них ни одной свадьбы или банкета. То есть планировали устроить торжества в сезон (весенне-летний. – Прим. авт.), но этого сделать не удалось.
Я отработала в ресторанном бизнесе 10 лет. Расставание с ним было безболезненным. Главное, всегда анализировать ситуацию. Многие потребители не хотят во время карантина посещать супермаркеты города. Тем более что и цены там не очень маленькие на сегодня. А ведь реально создать им конкурентную среду. Как владелица бизнеса я имею возможность проводить гибкую арендную политику в своем торговом доме. Кроме того, хочу поднять тему, чтобы власти рассмотрели вопрос субсидирования предпринимателей-арендаторов.
– Что вы можете посоветовать рестораторам? Как использовать пустующие банкетные залы?
– Потери уже есть и еще будут. Это однозначно. Как уже говорила, в первую очередь необходимо проанализировать потребительский рынок. Определиться, что сейчас в тренде, на что есть спрос. К тому же, по прогнозам, впереди еще вторая, а, может, даже и третья волна пандемии коронавируса. Почему бы не рассмотреть вариант открытия провизорных центров в пустующих помещениях ресторанов и банкетных залов?
– То есть в рамках ГЧП?
– Совершенно верно. Зачем что-то строить, если есть готовые здания, за эксплуатацию которых заплатит государство? Не надо бояться. Ведь понятно, что ресторанный бизнес мы потеряли. Но будет еще хуже, если мы будем просто так сидеть и ничего не делать. Я сама многодетная мать, у меня шестеро детей. Но всегда стараюсь сама решать свои проблемы и не ждать помощи государства.

Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"