Зима всегда полна сюрпризов. Тихие спокойные дни внезапно сменяются буранами и морозами, заставая нас врасплох. И хорошо, если в это время мы находимся дома. А что, если непогода настигнет нас в дороге? За городом? На хрупком льду? О том, как не стать жертвами зимы и суметь противостоять ей, — наша Главная тема.
Искусство выживать
Перефразируя известный лозунг бывшего советского вождя, можно сказать так: «В буран важнейшее из искусств — искусство выживать».
Собираясь в зимнее время в дорогу на автомобиле, особенно важно следить за изменениями погоды, знать метеорологические сводки. Но даже несмотря на своевременное оповещение о штормовом предупреждении, каждый из нас может попасть в снежную бурю на автомобильных дорогах.
Хорошая погода также не гарантия безопасности на дороге. Измениться она может внезапно. Гарантированная защита от неприятностей при снежном буране — это соблюдение нескольких простейших правил и советов людей, профессия которых связана со спасением человеческих жизней.
Итак, остановившись в буран на дороге, необходимо обозначить вашу стоянку, для чего необходимо вывесить яркую ткань. Надо расположить машину капотом к направлению ветра и укрыть двигатель со стороны радиатора. Если автомобилей несколько, то желательно экономить топливо и в качестве укрытия использовать один автомобиль.
При угрозе засыпания машины снегом надо периодически приоткрывать одну из дверей, разбивать сугроб, чтобы снег не замуровал вас.
В заметенной машине, как бы вы не замерзли, не запускайте двигатель: выхлопные газы скопятся в салоне автомобиля и убьют вас гораздо раньше, чем самый лютый мороз. Если вы хотите согреться, то выйдите наружу и откопайте выхлопную трубу так, чтобы газ из нее выходил в атмосферу, а не под автомобиль. Но перед выходом обязательно обвяжитесь веревкой. Известно много случаев, когда человек, отойдя в пургу буквально на полметра от собственного дома или машины, мгновенно терял ориентировку в мелькании снега, начинал метаться и погибал.
Если ваш автомобиль в пути заглох, не паникуйте, оцените обстановку, ориентиры, местонахождение, расстояние до населенного пункта и т.д. Если вы решили подождать помощи, постарайтесь не спать. Приняв решение идти, придерживайтесь трассы, асфальта, они меньше подвержены заносу и у них есть кромка, по которой можно ориентироваться.
Не подвергайте себя опасности
Наша область относится к регионам, где в зимнее время нередки сильные морозы, бураны, снегопады и заносы на автомобильных дорогах и железнодорожных магистралях, сопровождающиеся резкими перепадами температур, сильными порывами ветра, которые могут продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. В этих экстремальных и чрезвычайных ситуациях в первую очередь страдает население, нарушается ритм работы объектов жизнеобеспечения и хозяйствования. И страшнее всего, что не только наносится большой экономический ущерб, но и случаются невосполнимые человеческие потери.
Не было еще зимы, не уносившей с собой человеческие жизни. Самые страшные случаи таких трагедий надолго остаются в памяти и обязательно становятся темой разговоров в связи с новыми буранами и морозами, в которых в это время, возможно, вновь страдают люди…
До сих пор в Алгинском районе, да и за его пределами, вспоминают страшную смерть группы юношей и девушек, которые вышли пешком в мартовский день из Алги в село Павловка. Тогда, а было это лет 15 назад, разыгравшийся буран и усилившийся мороз унесли жизнь восьмерых молодых людей. А ведь знание правил поведения в таких условиях и мер самоспасения, возможно, помогло бы им избежать трагедии.
1-2 февраля 2007 года департамент по ЧС с помощью средств массовой информации предупредил жителей области о надвигающейся непогоде, однако некоторые этой информацией пренебрегли. В результате сильного бурана и мороза тогда в Актюбинской области погибли 8 человек (в Айтекебийском районе 3 человека, Мугалжарском — 2, Шалкарском — 2 и Хромтауском — 1 человек). Причем люди замерзали подчас в пределах населенных пунктов и даже вблизи своих жилищ.
Пусть и не такие масштабные, но случаи гибели людей от зимних холодов и буранов происходят в нашей области ежегодно.
К сожалению, печальный список жертв зимних холодов 2010 года уже начался. Буквально на днях, 15 января, в поселке Шевченко Мартукского района были обнаружены два замерзших тела — мужчины 1957 и женщины 1962 годов рождения. Причина их смерти — переохлаждение.
Эти примеры — красноречивое свидетельство того, что зима таит в себе серьезную опасность, которая может подстерегать вас порой даже у собственного дома.
С этого и начался наш разговор с заместителем начальника департамента по ЧС Актюбинской области Аскаром Хамзиным.
— Аскар Робертович, понятно, что самые «снежно-буранные» месяцы (февраль и март) еще впереди. Что скажете о ситуации и готовности служб к возможным буранам и морозам?
— Сейчас ситуация относительно спокойная. Ясно, что в основном это связано с пока бесснежной зимой. Но мы готовы ко всему. Подготовка к зимнему сезону всегда идет по плану и комплексно, с участием исполнительной власти и различных служб. Созданы комиссии в районах и области, которые возглавляют заместители акимов. Есть дорожные предприятия, отвечающие за зимнее содержание дорог республиканского и областного значения. Существует определенный алгоритм действий и взаимодействия служб, порядок оперативного реагирования и действий по каждой ситуации. И хотя сегодня мы говорим больше о ситуациях на дорогах, отмечу, что под постоянным контролем органов по ЧС также находится и работа всех предприятий, учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов области, больниц, школ, жилых объектов.
Если же говорить о предстоящих месяцах, то уместно будет напомнить об основных правилах поведения людей в зимний период. Есть система предупреждения ЧС. После получения неблагоприятного прогноза погоды из Гидрометцентра мы информируем об этом население с помощью СМИ и сообщаем в районы. Это штормовое предупреждение о возможном обильном снегопаде, сильном ветре, морозе, снежных заносах и т.п. После чего важны правильные действия населения тех регионов, где объявлено штормовое предупреждение.
— И какие это действия?
— В них нет ничего нового. Необходимо просто учитывать погодные условия, надевать теплые и практичные вещи, отказаться от поездок за пределы населенного пункта, особенно в сельской местности. Создать дома необходимый запас продуктов, воды, медикаментов, приготовить аварийное освещение (фонари, свечи).
В сельской местности важно с получением штормового предупреждения заготовить в необходимом количестве корм и воду для животных, содержащихся на фермах. Скот, находящийся на отгонных пастбищах, надо срочно перегнать в ближайшие укрытия.
Если сильная пурга застала людей в дороге, то непогоду желательно переждать в ближайшем населенном пункте. В машине зимой желательно всегда иметь запас продуктов, термос с горячим чаем, дополнительную одежду.
— А как быть водителям и их пассажирам, оказавшимся на дорогах области?
— При объявлении штормового предупреждения безопасность людей и объектов хозяйствования становится комплексной задачей многих служб, не только нашей — управления по мобилизационной подготовке и гражданской обороне областного акимата, дорожников, УДП, областной и районных комиссий по ЧС. Все участки автодорог закреплены за дорожными организациями, на трассах предусмотрены пункты обогрева и питания.
— Спасение замерзающих — это дело рук не только замерзающих…
— И их в том числе. Главное, чтобы вся организационная работа была начата вовремя. Бывает, что родные часто поздно бьют тревогу, или выезжающие в дорогу не сообщают о своей поездке. Каждый думает: со мной ничего не случится. Человеческий фактор значит очень много. Помимо способности людей, оказавшихся в беде, противостоять обстоятельствам, важно и неравнодушие окружающих. В этом году поступил звонок от человека, который, проезжая по трассе в районе Каргалинского водохранилища, увидел в стороне от дороги несколько машин рыбаков, застрявших в снежном заносе. Он сообщил нам и мы смогли спасти людей. А ведь по трассе проезжали сотни машин, но только один водитель позвонил в службу ЧС.
— Кстати, напомните телефон службы спасения.
— В службу спасения департамента по чрезвычайным ситуациям нужно звонить по телефону 112. Это номер единой дежурно-диспетчерской службы. По этому номеру дежурный диспетчер принимает вызов, записывает примерные координаты и фиксирует данные. Сообщает в управление по ЧС того района, где примерно находится человек, и в районный отдел внутренних дел, которые в свою очередь организовывают поисково-спасательную группу. Звонок бесплатный с любого телефона. Хотел бы напомнить, что в прошлом году звонок заблудившегося в буран человека, по счастью оказавшегося в зоне покрытия сети мобильной связи, спас ему жизнь. Человек сутки бродил в степи, но по переданным им координатам его нашли местные жители-охотники, имеющие аэросани, включенные в состав поисковой группы Алгинского района.
— У спасателей есть аэросани?
— Нет, просто в таких ситуациях местные комиссии по ЧС мобилизуют все технические и человеческие ресурсы, чтобы найти людей, и оплачивают все расходы. Для этого бюджет предусматривает средства на топливо, продукты, расходы по проживанию в пунктах обогрева и т.д.
— Кто перекрывает движение по дорогам области при буранах и других природных явлениях?
— Окончательное решение принимается председателем комиссии по ЧС на основании заключения управления дорожной полиции и дорожных служб.
Сматываем удочки!
Не успели наши водоемы покрыться льдом, как мужская половина Актобе вышла на подледный лов рыбы. Не останавливают рыбаков предупреждения водно-спасательной службы об опасности таких увлечений. Более того, зачастую они пренебрегают советами специалистов и выезжают на рыбалку на машинах, что чревато серьезными последствиями. Спасателям же просто-напросто не хватает человеческих ресурсов уследить за рыбаками на всех водоемах области.
По словам эксперта-спасателя водно-спасательной службы ДЧС МЧС РК Оксаны Кичигиной, рыбачить зимой можно лишь в том случае, если лед отвечает определенным нормам.
— Важна не только толщина льда, но и его структура. Идеальным и безопасным для лова рыбы считается монолитный лед с зеленоватым оттенком, без трещин и промоин. Кроме того, лунки должны располагаться на расстоянии не менее 70 сантиметров друг от друга, — поясняет она.
Для борьбы с незаконопослушными гражданами в арсенале сотрудников облспасвода только предупреждения и разъяснительные беседы. Налагать штрафы, так сказать, не отходя от кассы, они не имеют права.
«Предложение расширить наши полномочия мы направляли и в министерство ЧС республики, — говорит эксперт-спасатель. — Возможно, что правила будут пересмотрены».
Каждый год сотрудники водно-спасательной службы проводят для рыбаков инструктаж о нормах безопасности и правилах поведения на льду. Согласно ему у каждого рыбака должен быть индивидуальный спасательный набор: жилетка, круг или 20-метровая веревка с петлей на конце и грузилом, именуемая у специалистов «конец александрова».
Если водоемы Актобе спасатели стараются патрулировать как можно чаще, то в районах ситуация плачевная. 52 спасателей и водолазов явно недостаточно для повсеместного оказания помощи при несчастных случаях и на городских водохранилищах, и на 786 районных водоемах.
— Зачастую мы едем в районы только для того, чтобы поднять тело погибшего со дна, — констатирует Оксана Кичигина.
Спасательные посты ГУ «Водно-спасательная служба ДЧС Актюбинской области» есть лишь в Шалкарском районе. Остальные, видимо, не заинтересованы в содержании 2-3 спасателей-водолазов на местах.
Человек упал в воду…
Зимой людям угрожает опасность не только утонуть, но и получить переохлаждение. Если летом на операцию по спасению человека отводится 6-7 минут, то в зимний период процедура затягивается до двух часов.
Прежде всего, по словам Оксаны Кичигиной, спасенного из воды человека необходимо освободить от мокрой одежды. По возможности растереть и переодеть в сухое, поместить в теплое помещение.
Спасатель со стажем Оксана Кичигина советует напоить пострадавшего горячим чаем или накормить шоколадом, который имеет согревающее свойство. И ни капли спиртного!
— После принятия алкоголя сначала идет разогрев организма. Но постепенно этот процесс приостанавливается, и переохлаждение наступает быстрее, — поясняет она.
Если буран застал в пути
— устройте укрытие прямо в снегу;
— используйте естественные пустоты либо выкопайте пещерку в сугробе;
— проделайте в «потолке» отверстия для вентиляции (по одному на человека), прочищайте его время от времени, если снегопад продолжается;
— углубите пещерку у себя под ногами: сюда при циркуляции будет опускаться холодный воздух;
— старайтесь не спать, зажгите свечу (если она есть) — это согреет воздух в пещерке.
При нахождении
в снежном укрытии надо:
— пометить местоположение укрытия;
— сесть вплотную друг к другу, стараясь достигнуть максимальной площади соприкосновения тел;
— застегнуть все пуговицы, молнии, затянуть все манжеты рукавов и штанин, надеть капюшон;
— выжать намокшую одежду;
— максимально утеплить ноги, голову;
— есть сахар и жиросодержащие продукты;
— сидеть на теплоизолирующей подстилке;
— согревать руки махами, совершать другие физические действия, разогревая мышцы.
При ночлеге в снежном укрытии нельзя:
— употреблять алкоголь;
— перестраивать, покидать пристанище в ночное время без крайней необходимости.
Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ и Баян САРИЕВА