Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

От Акжара до Жазыка: один из семи участков

Движение на первом отрезке автодороги республиканского значения Актобе – Улгайсын после реконструкции откроется уже в этом году. Остальные сегменты транзитного коридора начнут ремонтировать в 2026-м за счет иностранных займов.

Четыре полосы первой категории

Об особенностях и важности значимого проекта рассказали строители. Напомним, реконструкция автодороги от Актобе до Улгайсына протяженностью 262 км поделена на семь участков. С прошлого года началось строительство одного из них, на что из республиканского бюджета выделено 57 млрд тенге.
28 км новой четырехполосной дороги первой категории от села Акжар до станции Жазык Хромтауского района (от 791-го до 819-го км) строит казахстанско-турецкое ТОО «СП Сине Мидас Строй». Компания известна актюбинцам по проектам автодорог Актобе – Кандыагаш и Кандыагаш – граница Атырауской области. После сдачи товарищество гарантирует качество в течение пяти лет.
– Подрядчик до конца сезона намерен завершить полную конструкцию одной части дороги первой категории и открыть движение для автомобилей, – сообщил директор областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Айбол Данагул.
По его словам, будут введены в эксплуатацию два путепровода-развязки: над железной дорогой на станции Жазык и в сторону аула Тассай. Также подрядная организация намерена завершить возведение моста через обмелевшую речушку Сарымырза. Всего под асфальтом проложат 39 водопропускных труб и пять скотопрогонов.


Это первая дорога в нашей области, разделенная земельным полотном, – заявил Айбол Данагул. – В рамках реконструкции предусмотрено строительство современных транспортных развязок, путепроводов, мостов, водопропускных труб, скотопрогонов, пешеходных переходов, зон отдыха и арок транспортного контроля.
Это значительно повысит безопасность движения, снизит аварийность и улучшит условия для всех участников дорожного движения. Новый транзитный коридор будет легче содержать в зимнее время.
Комфортность также заключается в том, что дальний свет встречной машины не будет ослеплять. Помимо этого, на протяжении всего коридора с двух сторон будут установлены сетки ограждения от скота.
Здесь немало подъемов и спусков. Согласно нормативам первой категории, где-то срезаем высокие места, а где-то поднимаем низину для видимости


Целый инженерный комплекс

В ходе проектирования проводятся общественные слушания. В этом плане дорожники отмечают активность жителей Акжара и Жазыка. Во время встреч они предложили увеличить количество скотопрогона, указав примерную численность животных, и доказали, что планируемое сооружение не вместит в часы пик все поголовье, а также подсказали, в каком именно месте лучше установить сооружение. В итоге скотопрогон сделали двойным.
– Перед строительством других участков также пройдут общественные слушания, в связи с чем просим жителей близлежащих аулов активнее подключаться к ним в своих же интересах. Мы можем пропустить что-то, а местное население лучше знает нюансы и потребности, – призывает директор облфилиала НК «КазАвтоЖол».
Как рассказал главный инженер подрядной организации Нуралы Тойынбетов, между двумя направлениями оставляют съезды для разворота, в зависимости от наличия населенных пунктов и объектов придорожного сервиса.
– По проекту новая трасса объедет Акжар слева, а прежняя останется. Мы ее отремонтируем, и она станет внутренней дорогой, хотя будет входить в состав транспортной развязки, – пояснил он.
Кстати, строители пока оставили разрыв между новой дорогой в сторону Тассая. Ее со временем соединят с развязкой.
– Особенность проекта в том, что предусмотрено больше удобств для людей. Это целый инженерный комплекс. К примеру, существующая дорога используется как объездная. Насколько знаю, повсеместно снимают прежнее покрытие и транспорт вынужден объезжать, потому возникают трудности, – рассказывает Нуралы Тойынбаев. – Тем более данный участок считается одним из самых интенсивных в стране, а по грузопотоку занимает чуть ли не первое место. Большегрузы едут из разных регионов не только в Россию через Оренбург и Орск, отсюда пролегает путь во все регионы западного Казахстана, в том числе на порт Актау и в обратном направлении.
Как проинформировали в Нацкомпании, участок дороги входит в международную трассу М32, европейский маршрут E38, коридоры Западная Европа – Западный Китай и CAREC-1 (Европа – Восточная Азия). Потому проект имеет стратегическое значение для всей страны. Он призван улучшить внутреннюю мобильность населения, укрепить региональную логистику, привлечь инвестиции в приграничные и отдаленные районы.

Эффект путепровода

Специалисты подсчитали, что в среднем через станцию Жазык проезжает 24 поезда в сутки. И каждый раз путь закрывается минимум на 10-15 минут. Нетрудно вычислить, сколько времени теряет путник только на одном переезде. Сейчас строится четырехпролетный путепровод над железной дорогой. Мост поднят в прошлом году, целую зиму содержали этот участок, расчищая от заносов. В этом году намерены пустить движение сверху, потому заранее ведется согласование с руководством НК «КТЖ».
– В целом путепровод кардинально изменит движение, причем в лучшую сторону, – утверждают строители.
– Проект рассчитан на 34 месяца без учета зимнего периода, но для нас это невыгодно, тем более оказывается поддержка со всех сторон, – пояснил Нуралы Тойынбаев.
– Срок сдачи приходится на 2028 год, но подрядчику нет резона затягивать сроки, потому что все дорожает, и чем дольше строишь, тем больше затраты. Оттого нацелены сдать объект уже в 2026 году, – заметил Айбол Данагул.


Строители призывают участников дорожного движения соблюдать правила вождения в часы пик и культуру поведения во время пользования санитарно-гигиеническими пунктами вдоль трасс. В этом направлении представители Нацкомпании проводят информационно-разъяснительную работу в соцсетях.


Пять ступеней контроля

В ТОО «СП «Сине Мидас Строй» действует асфальтобетонный завод производительностью 340 тонн в час. По словам строителей, асфальтобетон – самый важный слой из всех компонентов полотна. Часть из необходимого объема они завозят из алматинской компании на фурах. Это самый современный завод в РК по производству добавок, прошедших испытания против старения асфальта.
Годовая потребность компании в битуме – 5,5 тысячи тонн. В Актобе имеется хранилище этого материала, но во избежание проблем ТОО сооружает рядом накопитель с крытым навесом и подогревом снизу вместимостью 3 тысячи тонн.
– Заготавливаем в зимнее время, когда потребность в битуме меньше, соответственно, снижается и цена, – подчеркнули в подрядной организации.
Основной упор строители делают на основание, от которого зависит качество дороги. К примеру, между земельным полотном и нижним слоем основания из щебеночной смеси С-4 толщиной 29 см укладывают геотекстиль. Далее идет верхний слой основания – сразу два слоя по 12 см щебеночной смеси, но уже с цементом. Затем простилается георешетка.
Ход процесса отслеживают представители контролирующих служб. Проявляют бдительность и специалисты собственной аттестованной лаборатории «СМС-Строй», где перед использованием проходят испытание все стройматериалы. Здесь трудятся восемь инженеров по материалам, искусственным сооружениям, геодезисты и других специфик. Для каждого из них это не первый контракт, так что они полноценно справляются со своими обязанностями.
Как пояснила руководитель лаборатории Анастасия Кривовязенко, на прочность и другие параметры соответствия испытывают камень, бетон, грунт, щебень, битум, асфальт и смеси на оснащение водой. Например, есть установка по приготовлению щебеночно-песчаной цементной смеси. Проверке и испытанию подвергается даже подбор рецептов приготовления смесей.
– Бывают несоответствия нормативам, но в основном мелкие. Где-то материал может отличаться по содержанию пыли. Щебень у нас отработанный, карьеры нормальные. И на всех этапах обязательно присутствуют представители технадзора, автора проекта. Результаты на согласование мы предоставляем им, – объяснила Анастасия Кривовязенко.
– Испытываем привозимые материалы, а также инженерные коммуникации. К слову, здесь проходит магистральный газопровод и высоковольтная электролиния. Для утверждения протокола испытаний у нас есть своя независимая лаборатория. После нашего заключения подрядчик имеет право производить работу, – разъяснил главный инженер технадзора проекта – ТОО «КZ Стройэксперт» – Сергей Егоров.
Еженедельно приезжают и представители Национального центра качества дорожных активов.
– Замечаний не было. Смысла обманывать экспертов нет. Для нас важно качество, – заверил главный инженер подрядной организации Нуралы Тойынбетов.
– На летнее время я сам откомандирован на данный участок, – констатировал директор Нацкомпании Айбол Данагул.

Люди труда

Возводят эти 28 км более 500 человек вместе с перевозчиками и субподрядчиками, задействовано более 250 единиц техники. Из нашей области – более 80 дорожников, в том числе жители Хромтау, аулов Акжар и Жазык.
Аслан Махамбетов из Алгинского района устроился, когда фирма строила дорогу в этом районе. Минимальная зарплата у разнорабочих — 250-300 тысяч тенге, у механизаторов и других специалистов – от 0,5 млн тенге. Хотя специалистами укомплектованы полностью, от услуг квалифицированных операторов дорожно-строительных машин здесь не отказались бы.

На взаимовыгодных условиях

До начала строительства дорожники провели встречи с предпринимателями Хромтауского района на базе РПП «Атамекен». Объяснили им взаимовыгодную ситуацию: строителям легче покупать у местных субъектов бизнеса и не только стройматериалы, но также продтовары, услуги и другое. К примеру, производители могут успешно реализовать хлебобулочные, мясные и молочные продукты для более 200 рабочих, проживающих сейчас в городке. Кстати, некоторые арендуют жилье, это тоже доход для местных.
– В результате начали приобретать бетон в Хромтау. Нам осталось согласовать параметры смеси, часть будем закупать здесь. И это только один из элементов необходимого, – отметил главный инженер подрядной организации.
– Со следующего года начнется грандиозная работа, подрядчикам понадобится немало техники, вплоть до самосвалов и легковых машин, – акцентировал Айбол Данагул.
К слову, заявок на строительство кемпингов и других точек вдоль транзитной трассы от бизнесменов достаточно.


Грядет грандиозная стройка

В 2026 году начнется работа на шести участках трассы Актобе – Улгайсын.
Подписано соглашение между КазАвтоЖолом, Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций о привлечении займа. Проект будет реализован по модели DBM (проектирование, строительство и эксплуатация), что позволит обеспечить комплексный и качественный подход к модернизации транспортной инфраструктуры.
– Подрядчики определятся в конце года. Они займутся проектированием, чтобы не было недопонимания в вопросах качества с заказчиком, а после ввода определенное время будут содержать участок, – объяснил Айбол Данагул.
По его словам, в последнее время поступает много претензий и жалоб от водителей и населения в связи с интенсивностью, аварийностью и состоянием маршрута Актобе – Карабутак. Собственно, поэтому вынуждены были перейти на метод устройства выравнивающего слоя (полностью вырезается и заменяется один слой асфальта). Например, на отрезке Богетсай – Карабутак протяженностью 19 км 400 метров компания «Тюлькубас жолдары» выборочно заменяет наиболее разрушенные места. «КАЖсервис» ремонтирует 11 км на участке Карабутак – Иргиз.


Электронные весы

Скоро на дорогах появятся автоматические измерительные установки.
Чтобы избежать дублирования совместно с управлением пассажирского транспорта и автодорог, определили 11 участков.
– Будут работать и инспекторы транспортного контроля. Но весы более эффективны, так как функционируют круглосуточно. Для того чтобы их не обошли, на участке Кандыагаш – Шалкар устанавливаем весы в двух местах – на переездах возле Эмбы и Кауылжыра. Весы появятся на всех республиканских трассах, идущих от города. Это оправданно, так как вокруг Актобе много карьеров, откуда везут инертные материалы на асфальтные и бетонные заводы.


Абат КАРАТАЕВ

Фото Куандыка Тулемисова

Колонка "Взгляд"