Режим карантина является уникальным психологическим опытом для современного человека. Этот опыт сочетает в себе, на мой взгляд, в равной степени позитивные и негативные черты. Мы, уставшие от длительной самоизоляции, конечно же, сразу можем выделить негатив. Но, как известно, из любой ситуации необходимо выносить пользу, так же и мы попробуем найти позитивные стороны.
Наиболее важным является то, что самоизоляция помогает человеку заглянуть внутрь себя, так как появилась возможность абстрагироваться от суеты и начать работу над собой. Обывателю, отягощенному страхом перед неизвестным, предоставляется уникальнейшая возможность насладиться богообщением. Человек начинает прибегать к молитве. Он молится не только за себя, но также и за своих родных и друзей.
На самоизоляции у человека появляется шанс уделить внимание обустройству семейного быта и домашним делам. Здесь уже происходит служение ближнему. У каждого из нас появляется уникальный шанс раскрыть свой потенциал путем совершения духовного подвига: имея дар общения и чувство юмора, мы можем утешать, сострадать людям, которым приходится особо тяжело, которые находятся на грани депрессии. Любовью, состраданием, терпением и жертвенностью возможно преодолеть чувство тревоги и возникающие страхи. Как учит нас Библия: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4.18).
Давайте обратимся к прошлому и узнаем об эпидемиях, изменивших ход человеческой истории, принимая во внимание только положительные черты.
Одной из первых эпидемий, постигших человечество, была так называемая Антонинова чума (по имени правящей династии, III век). Также она носит название «Убийца империи». Болезнь привела к уменьшению населения Римской империи, уничтожив часть общества. Была ослаблена аристократия, значительно поредели ряды некогда могучей армии. Вследствие этого увеличились набеги варварских племен. Эпидемия стала результатом контактов между цивилизациями Рима и Индии.
Такая же эпидемия параллельно вспыхнула в Китае, объединив цивилизации Индии и Китая. Ужас перед болезнью и повсеместная паника привели к ослаблению веры в богов. На этом фоне произошло закономерное распространение христианства в Римской империи и буддизма в Китае. Таким образом, в ответ на глобальную эпидемию произошло укрепление религиозности в двух главных регионах мира.
Юстинианова чума случилась в период правления византийского императора Юстиниана (VI век). Принято считать, что это была первая в истории зафиксированная пандемия бубонной чумы. Огромные территории в Восточном Средиземноморье, Малой Азии и Северной Африке стали безлюдными. На фоне ослабленной эпидемией Византии и Персии укрепилось Арабское государство. Разрозненные языческие племена арабов были объединены исламским вероучением – новой мировой религией.
Вторая пандемия бубонной чумы произошла в XIV веке и получила название «Черная смерть». Она сыграла заметную роль в процессе освобождения крестьян, способствовала укреплению торговли и росту городов, ценности труда, подъему науки и развитию медицины. На смену термину «темные века» вскоре пришла эпоха Возрождения.
После прекращения эпидемий чумы в Европе осталась заразная болезнь — оспа. В Северной Америке она стала причиной массового вымирания индейцев. Это позволило европейцам начать заселение Канады (XVIII век), а потом и Дикого Запада (XIX век).
В XIX веке холера распространилась по всему миру из своего первоначального резервуара в дельте реки Ганг в Индии. Передача холеры тесно связана с отсутствием надлежащего доступа к чистой воде и средствам санитарии. С этого момента появляется такое понятие, как «социальная гигиена». Появились санитарные врачи, санитарная инспекция. Принимаются первые меры по охране общественного здоровья. Начинается создание основ систем здравоохранения. Личная гигиена становится нормой, разрабатываются и вводятся вакцинации для населения.
Как мы видим, даже в таких ситуациях можно найти положительную сторону. Эпидемия, любое трагическое событие – это тест на человечность, поэтому от нас требуется быть чуточку добрее, неравнодушными друг к другу. Мы могли лично наблюдать весьма печальную картину в самом начале пандемии, когда люди показали свои далеко не самые человеческие качества, устраивая панику, сметая содержимое прилавков в супермаркетах и торговых центрах; спекулировали продажей масок и антисептиков, пытаясь получить свою выгоду, совсем забыв о других.
Наш родной Казахстан – многонациональная, многоконфессиональная страна. Единство, мир, дружба, согласие – основа государства. Хотелось бы напомнить о событиях прошлого века, когда Казахстан стал приютом для многих депортированных народов и ссыльных за веру, по политическим мотивам. Приведу в пример историю, которая произошла в нашей стране, даже скажу больше – в Актюбинской области. Феодосий Могилевский, ныне прославленный Николай Казахстанский, тот, чье имя носит собор в нашем городе, был сослан в Актюбинск, а спустя три месяца – в Шалкар. Зимой он был выброшен из вагона в легкой одежде и оставлен умирать. Люди боялись оказать помощь заключенному, опасаясь преследования властей. Его спас мулла, который подобрал его, отвез в больницу, затем привез к себе домой и ухаживал за ним. Когда Николай стал митрополитом Казахстанским, то первую свою поездку он совершил в Шалкар, поклонился в ноги и поблагодарил муллу, спасшего его. По прошению муллы в небольшом здании был открыт православный приход, где святитель мог служить.
Все эти трагические события прошлого века, происходившие в Казахской степи, показали наш народ с хорошей стороны. Приветливость, гостеприимство, готовность всегда оказать помощь стали визитной карточкой казахстанцев. Помня уроки прошлого, будем уверенно двигаться в светлое будущее!
Матвей МОИСЕНЯ,
православный теолог КГУ «Ансар»