Институт, где готовили гражданских пилотов, а сейчас выпускают военных летчиков, отмечает 50-летие.
Авиация гражданская
Решение о создании Актюбинского высшего летного училища гражданской авиации (АВЛУГА) было принято 26 июня 1974 года. Через два месяца с небольшим – 12 августа – появился приказ, определивший место, где оно появится. Выбор базирования для нового учебного заведения был огромный: от Калининграда до Владивостока. Принятию решения предшествовали тщательный анализ социально-экономических условий региона, статистика метеонаблюдений за последние десять лет.
Решающим фактором стало то, что в среднем 280 дней в году в Актюбинске были солнечными. Преимущество, позволяющее максимально планировать учебно-тренировочные полеты. Сыграло роль и отсутствие высотных препятствий в районе предполагаемых полетов, вокруг только ровная степь и малонаселенные аулы. Все это в целом обеспечивало безопасные условия для отработки фигур высшего пилотажа.
Возглавил училище заслуженный пилот СССР Михаил Ильич Митяшин, руководивший до нового назначения Якутским управлением гражданской авиации. Актюбинск был ему знаком. В мае 1942 года сержант Митяшин, выпускник Ленинградского авиационно-технического училища, эвакуированного в Магнитогорск, был направлен для продолжения учебы в Актюбинскую отдельную учебную авиаэскадрилью. Девятилетний труд оказался успешным, за весомый вклад в дело подготовки летчиков нового поколения он был удостоен высокого звания Герой Социалистического труда.
– Конкурс на стартовый набор был впечатляющим – до 15 человек на одно место. Конкурентами абитуриентов были юноши, отслужившие в армии, выпускники авиационных центров ДОСААФ. Первого сентября 1975 года начались занятия. С советскими слушателями обучались граждане Венгрии. Позже к ним присоединились представители Польши, Афганистана, Вьетнама и ряда африканских стран. Курсанты после занятий отправлялись на строительство, в первую очередь четырехэтажного учебно-административного корпуса и общежития, – рассказывает историю вуза начальник Военного института Сил воздушной обороны полковник Тимур Еспаганбетов.
Овладев основами аэродинамики, навигации, конструкции самолета и двигателя, курсанты готовились к учебно-тренировочным полетам, начало которых было запланировано на весну 1977 года на аэродромах «Хлебодаровка» и «Нагорный». Делегация летной школы Ганновера, побывав на этих объектах, не смогла скрыть восхищения увиденным. В Германии из-за плотной жилой застройки практически отсутствовали свободные маршруты, в связи с чем летную подготовку приходилось организовывать в других странах.
На первых порах АВЛУГА готовило только пилотов. Сюда постепенно поступило более 160 самолетов первоначального обучения Як-18Т, чуть позже на аэродромы училища перегнали более 30 самолетов выпускного типа Як-40 и Ан-28. В 1979 году начались первые полеты на Як-40, на тот момент мечта любого пилота гражданской авиации. Только в Актюбинске выпускали летчиков такой специализации.
Маршрутные полеты с курсантами выполнялись практически на все крупные аэродромы страны, что давало неоценимый практический опыт в естественных условиях, зачастую со сложной схемой взлета и захода на посадку.
В училище хорошо был развит авиамодельный спорт. Конструкторы в мастерской создавали радиоуправляемые самолеты, устраивали воздушные бои. На серьезном уровне здесь готовили чемпионов по плаванию, классической и вольной борьбе, дзюдо, акробатике, гандболу, парашютному спорту. Все условия были созданы для развития творчества, особо славились КВНщики и барды.
Представители более тридцати национальностей успешно учились в высшем летном училище гражданской авиации. Многие из них привозили в степной городок семена и саженцы с родной земли. Постепенно территория училища стала своеобразным оазисом. Роты соревновались на самую ухоженную и цветущую закрепленную территорию. Многие деревья сохранились с тех пор и продолжают удивлять актюбинцев своим удивительным видом.
С открытием заочного факультета опытные летчики получили возможность повысить квалификацию. За ними последовали диспетчеры, инженерно-технический состав. За годы существования АВЛУГА подготовило и выпустило более пяти тысяч специалистов. В их числе космонавт Талгат Мусабаев.
Время перемен
В 1991 году Казахстан обрел независимость. Кардинальные перемены начались и в высшем летном училище. 4 августа 1992 года АВЛУГА было присвоено имя дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Талгата Бигельдинова.
– Он несколько раз приезжал к нам, сохранилась фотография, где Талгат Якупбекович стоит рядом со своим бюстом. Это был позитивный человек. Хоть и легендарный, но очень скромный. Всегда чурался особого пиетета, – отмечает Тимур Еспаганбетов.
Так как потребность в специалистах гражданской авиации у республики была невелика и чтобы не терять уникальное учебное заведение, руководство страны приняло решение перепрофилировать его.
18 мая 1994 года при училище гражданской авиации был создан военный факультет. Идея принадлежала первому министру обороны РК, генералу армии Сагадату Нурмагамбетову. Стремясь создать в молодом государстве армию нового типа, он твердо настаивал на том, что готовить офицеров нужно в казахстанских военных учебных заведениях. С этой целью собирал по миру нужных специалистов, призывая их служить интересам Родины.
4 августа 1996 года учебное заведение было преобразовано в Актюбинское высшее военное авиационное училище имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бигельдинова. Возглавил АВВАУ полковник Туррар Нургалиев, через два года ему присвоили звание генерал-майора авиации.
Первый выпуск офицеров состоялся 22 августа 1998 года, в историческом событии принял участие Президент страны – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РК Нурсултан Назарбаев.
Авиация военная
Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бигельдинова ведет отсчет с 10 июля 2003 года. Здесь дают качественное образование по семи специальностям и пятнадцати квалификациям: летным, инженерным, медицинским, а с недавних пор и по военно-морским. С учетом новых веяний и возросших потребностей, четвертый год — специалистов для управления беспилотными летательными аппаратами. Большая работа проводится по курсовой подготовке, то есть действующие военнослужащие приезжают на месяц-два на повышение квалификации.
– В свете новых требований открываются новые специальности. К примеру, с 2016 года начали подготовку военных медиков, хотя на первый взгляд это не наш профиль, но армия испытывает дефицит в них. Первый набор уже прошел интернатуру. Основные занятия проходят в Западно-Казахстанском медуниверситете имени Оспанова. С прошлого года впервые в практике страны в военное учебное заведение стали экспериментально набирать девушек. В этом году на десять мест было 95 претенденток. Как видите, конкуренция впечатляющая.
Развиваясь дальше, мы с прошлого года стали готовить военных моряков. Спрос в них также есть. Первыми проявили интерес те, кто проходил срочную службу в частях военно-морских сил. Сразу замечу, базовые предметы на первом-втором курсах идентичны, именно поэтому подготовку решили проводить на базе ВИСВО, – знакомит с реалиями сего дня института его начальник.
Он с гордостью отмечает общепризнанный факт – ВИСВО давно стал визитной карточкой Актобе. Все большие мероприятия, особенно выпуск молодых офицеров, проводятся на центральных площадях города. Это всегда красивое зрелище, вызывающее патриотизм среди зрителей, особенно у школьников. Кто-то из них обязательно со временем придет учиться в институт.
– Мы держим высокую марку, какую задали полвека назад. Наши выпускники котируются в войсках, – собеседнику трудно удержаться от гордости в предъюбилейные дни.
Не обошел вниманием он и профессорско-преподавательский, летно-инструкторский, инженерно-технический состав. Многие преподаватели кафедр разрабатывают и издают авторские учебники и учебные пособия, позволяющие эффективно обучать курсантов по всем направлениям, а обширный библиотечный фонд дает широкие возможности для саморазвития курсантов.
На сегодня Военным институтом СВО выпущено 2 727 офицеров: летчиков фронтовой авиации – 432, армейской авиации – 207, штурманов – 128, офицеров боевого управления – 286, офицеров БПЛА – 18, летчиков военно-транспортной авиации – 54, офицеров-инженеров – 1 568, офицеров медицинской службы – более 30. Также согласно договору ОДКБ 118 офицеров для Кыргызстана и Таджикистана.
Выпускники вуза востребованы в рядах Вооруженных Сил РК, авиационных частях пограничных войск Комитета национальной безопасности, специальных подразделениях Министерства внутренних дел и Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Глубокое уважение к родному институту
Накануне большого юбилея институт встречал дорогих гостей.
В ВИСВО давней традицией стала встреча выпускников. Об этом свидетельствует аллея, где у разросшихся деревьев установлены таблички в память об этих душевных моментах. Нынче свою оставил седьмой выпуск — офицеры, получившие дипломы 12 июня 2004 года.
Затронув тему выпускников, невозможно не упомянуть первого космонавта суверенного Казахстана Талгата Мусабаева. Именно в АВЛУГА он получил путевку не просто в небо, а в космос.
Среди тех, кто встречал почетных гостей, начальник штаба – заместитель начальника Военного института СВО Федор Стрелков.
Статистика показывает, что в наши дни профессия военного пилота популярна среди юношей Алматы, Актюбинской, Алматинской, Туркестанской областей, а также ЮКО и ЗКО.
В девяностые годы, насмотревшись фильмов о войне и особенно о летчиках, мечтал о небе и Федор Стрелков. И он осуществил свою заветную мечту. Правда, с небольшим отклонением от курса. Здоровье немного подкачало.
Выпускник ВИСВО 2000 года получил диплом офицера боевого управления. До 2009 года служил в воинских частях. Талантливый организатор согласился вернуться в родной институт.
– Я являюсь свидетелем всех изменений, происходивших в институте. Вижу весь огромный пласт работы, которую проводит коллектив, – отмечает Федор Николаевич.
Сын сельского киномеханика и учительницы стал в семье первым профессиональным военным. Династию продолжила его старшая дочь, ставшая военным психологом.
Хасип Газизов, несмотря на пенсионный возраст, продолжает службу в родном вузе. В данный момент он старший преподаватель кафедры конструкции и эксплуатации авиационного вооружения.
– Я прибыл в Актюбинск в апреле 1978 года, по окончании Рижского Краснознаменного института инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола. Трудовую деятельность начал на аэродроме «Хлебодаровка» старшим инженером второго авиаотряда по авиационному и электронному оборудованию, – рассказывает о себе Хасип Хамидович.
Тогда вокруг училища был пустырь, строительство начиналось с нуля. На тот момент здесь были главный учебный корпус, клуб, два общежития.
Родом собеседник из Таджикистана. После распределения 47-й год живет в Казахстане. Прошел все ступени избранной специальности, дошел до заместителя главного инженера авиатехнической базы. С образованием при АВЛУГА военного факультета в его жизни началась новая полоса, которая длится по сей день. Делиться подробностями о своих буднях со знающим человеком он готов всегда. Но больше времени предпочитает посвящать ученикам, которых за весь его наставнический стаж уже сотни и сотни.
Каждый, кому довелось соприкоснуться судьбой когда-то АВЛУГА, а сегодня ВИСВО, хранит глубокую благодарность к годам учебы, ставшими основой профессиональных успехов.
Жанат СИСЕКЕНОВА
Фото из архива «АВ»