Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

От «Айқапа» до наших дней

иткузов жанибек_reswm

Стартовая площадка казахской государственности  
На названный в шутку малым курултаем приехали руководители казахских диаспор и редакторы казахских газет из нескольких регионов РФ — Татарстана, Самарской, Астраханской, Курганской, Омской областей и Москвы. Наших коллег с четвертьвековым юбилеем от имени губернатора Оренбургской области поздравил его заместитель Дмитрий Кулагин. Он рассказал не только о развитии СМИ, но и подробно остановился на плодотворном российско-казахском сотрудничестве, а также привел некоторые исторические факты. По его словам, Оренбург является признанным центром культурного, общественного и политического движения казахского народа в XIX веке.
— Это действительно было так. И смело можно сказать, что в Оренбурге закладывались основы казахской государственности, — утверждает Дмитрий Кулагин. — В 1917 году здесь прошли сначала областной, затем первый и второй Всеказахские съезды. Помимо этого, Оренбург — первая столица Казахстана с 1920 по 1925 годы, когда существовала Киргизская АССР.
Также велика роль Оренбуржья в формировании целой плеяды казахской интеллигенции. С нашим краем связана творческая деятельность известных казахских поэтов, писателей, публицистов, просветителей, музыкантов, государственных деятелей и журналистов. Поэтому Оренбург стал стартовой площадкой для многих уважаемых и авторитетных деятелей казахской науки и культуры. В 1915 году в городе Троицке издавался журнал «Айқап», у его истоков стоял Мухамбетжан Сералин. В свое время журнал был одним из популярнейших казахских периодических изданий. И по праву правопреемницей того издания стала наша газета «Жаңа Айқап», которая появилась в 1991 году.
Как отметил вице-губернатор, на территории Оренбургской области издавались и издаются газеты многих народов и национальностей, но далеко не все приходят к своим читателям на протяжении четверти века, как «Жаңа Айқап». По его данным, в Оренбуржье на сегодня проживают более 120 тысяч казахов. В области работают несколько фольклорных коллективов, в системе образования действуют 17 школ, где преподают казахский язык. А в «Национальной деревне» действует свой центр.
— Казахи — большая, дружная семья нашего края. И приятно работать с их ассоциацией во главе с Жанибеком Мурзабековичем Иткузовым, обсуждая не только деловые вопросы, но и быть на их праздниках. Помнится, был участником празднования Наурыз в Беляевском районе, где мне доверили разрезать путы ребенку, — говорит Дмитрий Кулагин.
Председатель украинской культурно-просветительской организации имени Шевченко Николай Науменко признается, что казахи Оренбуржья всегда в авангарде.
Как сообщил президент Ассамблеи народов Оренбургской области, директор АНО «Содружество народов Евразии» Веналий Амелин, законодательство России и Казахстана гарантирует права всех национальных групп. Особое значение эти гарантии приобретают с учетом общего исторического прошлого, культурного пространства и связей двух стран, значительной численности казахского населения в России (650 тыс.) и русского населения в Казахстане (3 млн 650 тыс.). К примеру, в трех российских регионах с наибольшей численностью казахского населения успешно издаются национальные газеты «Ақ арна» (Астраханская область), «Жаңа Айқап» (Оренбургская область), «Атамекен», «Омбы қазақтары», «Zaman-das» (Омская область).
По видеосвязи газету «Жаңа
Айқап» поздравили председатель Совета Ассамблеи народов России, доктор политических наук, профессор Светлана Смирнова и председатель Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге из Москвы.

Как все начиналось
В июле 1990 года в Орске было создано общество «Қазақ тілі». Главным его идеологом был уроженец Адамовского района Мурзатай Тасмурзин. На первом же учредительном собрании решили, что необходим печатный орган. Рупор нужен был для связи между казахами из самых отдаленных уголков Оренбургской области, а также просвещения молодого поколения, воспитания его в духе предков.
Первым редактором стал один из основателей общественной организации «Қазақ тілі» Аяган Нурманов. Стоит отметить, что учитель русского и казахского языков стоял у истоков образования сельских школ в Гайском и Адамовском районах. Аяган Туребекович был также редактором и ведущим радиопередачи «Степные зори».
Первый номер газеты «Айқап» вышел 16 мая 1991 года объемом в 4 полосы и тиражом 2 500 экземпляров на самой простой бумаге. Из-за отсутствия собственной техники газета сначала печаталась в инженерном цехе «Мехатроники», а с 1992 года — в типографии газеты «Южный Урал». Главной проблемой для национального издания был набор текста: отсутствовали профессиональные верстальщик и наборщик, не было и казахского шрифта. Программисты «Мехатроники» создавали его сами, дорисовывая кириллицу и меняя нужные буквы на специфичные казахские.
В 1991 году в редакцию на должность наборщика пригласили Кадишу Утепову, которая прекрасно знала казахский литературный язык. По направлению редакции она прошла курсы верстки и набора и на протяжении 16 лет верстала газету.

Всем миром
Финансировало газету правительство Оренбургской области, выступившее соучредителем газеты. «Айқап» выходил 1 раз в месяц и распространялся по подписке. Штат редакции состоял из участников казахской общественной организации. Основными авторами были сам Аяган Нурманов, Давлет и Каншаим Фахрутдиновы, Маданиет Манаков. Также приглашали журналистов из Казахстана.
По воспоминаниям Фахрутдиновых, они ездили по селам, районам области, спрашивали, нужна ли казахская газета. Опрос показал, что казахам не хватает общения, они хотят знать, что происходит в соседних районах, как они соблюдают обычаи, чтят свою историю, проводят праздники.
Газету тогда хорошо поддержали жители Новоорского, Домбаровского, Соль-Илецкого, Адамовского  районов и города Орска. Поддержку оказывали председатели сельских поселений, отделы культуры, школы и администрации разных районов, выделяя спонсорскую помощь, транспорт, не говоря о многочисленных подарках. Однажды на нужды газеты подарили даже небольшой автобус.
— Одной из основных задач, которые тогда ставили перед газетой, было изучение родного языка. Мы с супругом в то время преподавали в Домбаровском районе. Я взяла на себя организацию факультатива в Ащибутакской школе. Всем воспитанникам всегда повторяла: «Вы можете волосы покрасить в другой цвет, но казахами останетесь навсегда, никогда не сможете изменить свою нацию, поэтому уважайте, изучайте родной язык», — рассказывает о тех годах Каншаим Фахрутдинова.
— Я был приглашен в газету в качестве водителя и фотокорреспондента. Ездил по мероприятиям и старался запечатлеть мгновения из жизни казахов. Но приходилось выполнять и более сложные задачи, основной из них считаю присвоение почтового индекса газете. Выдавали лицензии в региональном управлении почты в Свердловске. Так газета «Айқап» стала распространяться по подписке. Помню еще, как меня командировали в Москву, чтобы получить казахские шрифты на дисковых носителях из НИИ печати и полиграфии, — вспоминает Мурат Тасмурзин.
На страницах газеты читатели узнавали о важных культурных событиях Оренбуржья: юбилеях видных казахских писателей, поэтов, просветителей, музыкантов, общественных и научных деятелей, концертах казахских народных ансамблей. Публиковались лучшие литературные произведения, новости из соседнего Казахстана, исторические справки. Зачастую читатели сами присылали свои заметки и литературные произведения в газету.
В 2006 году из-за финансовых трудностей газета «Айқап» прекратила свое существование. Спустя два года начала издаваться оренбургская областная казахская газета «Жаңа Айқап» («Новый взгляд»), которая стала прямой последовательницей газеты «Айқап». Несколько изменилась структура издания: объем увеличился до 8 полос, появились рубрикация, цветное оформление. Штат газеты по-прежнему небольшой — главный редактор, его заместитель, переводчик и корректор. Тираж — 1 500 экземпляров.
Несмотря на смену учредителя и редакционного коллектива, не изменилась информационная политика газеты 1991 года. В 2010 году заработал официальный сайт газеты «Жаңа Айқап». Молодежь решили привлечь с помощью социальных сетей «ВКонтакте» и «Фейсбук», где открыты страницы.
—  «Жаңа Айқап» взял от «Айқапа» самое лучшее — то, что нам завещали наши аксакалы. Мы считаем своим долгом продолжить это благое дело. В планах — отсканировать архив, все газеты, вышедшие за 25 лет, и перевести их в электронный вид, чтобы газету читали через 50 и 100 лет, — говорит главный редактор, председатель Ассоциации казахов Оренбуржья Жанибек Иткузов.

13700094_1771072189829801_2_reswm

 

 

Тайная ставка Абилкайыр хана

мечеть_reswm

Представителям казахских организаций и газет также была устроена экскурсионная поездка, в которой их знакомили с богатством природы и культуры многонационального Оренбургского края.

dsc_4923_reswm
Гостей повезли за сто километров, в Беляевский район, где с прошлого года работает программа по созданию популяции лошади Пржевальского. Что интересно, сначала в Оренбург привезли одну дикую лошадь, и, когда ее выпустили из контейнера в вольер, она начала бегать по кругу без остановки.
Выход из ситуации подсказал местный чабан, который предложил пустить к ней домашнюю лошадь. Вначале ученые, в том числе и из Франции, наотрез отказались слушаться. Ведь почти исчезающее дикое животное было привито по всем нормам, нежели лошадь чабана. Но когда лошадь Пржевальского продолжала бег более шести часов, ученым ничего не оставалось, как прислушаться к совету местного животновода. Увидев рядом схожего непарнокопытного из своего семейства, лошадь Пржевальского остановилась и успокоилась. В государственном заповеднике «Оренбургский» сейчас содержатся шесть особей диких лошадей.
На обратном пути задержались в ауле Жанаталап, где компактно проживают казахи. Аул находится в четырех километрах от райцентра.
— Это одно из старых поселений Беляевского района. Оно упоминается в документах 1736 года, — знакомит нас с его историей директор местной основной школы Марсель Дияров. — Говорят, что здесь была тайная ставка Абилкайыр хана, где Серке батыр из рода Тама, потомками которого мы считаемся, собирал джигитов и у подножья Серке тау готовил их к бою против джунгар.
В Жанаталапе когда-то была и мечеть. В 20-30-е годы прошлого века при ней стихийно был организован приют для детей-сирот — мулла Алдияр начал принимать детей беженцев из Тургайской степи во время конфискации и голодомора. В суровую зиму 1931-1932 годов здесь погибли около двухсот детей. Хоронить было некому, да и возможности не было — их собирали на чердаке мечети. Похоронили же на местном кладбище весной.
— Я жил возле кладбища, мальчишкой играл на горке, которая возвышалась возле него, — рассказывает Марсель Дияров. — Мы не догадывались, что это была большая могила. Узнали, когда моя бабушка Балшыбык, которая была свидетелем захоронения, сказала, чтобы мы не играли там.
В 1941 году в Жанаталап эвакуировался Дорогобужский детский дом из Смоленской области вместе с воспитанниками и воспитателями. В 90-е годы учителя местной школы на свои средства поставили там кулпытас. Кстати, журналисты Оренбургского телевидения сняли документальный фильм, повествующий об истории двух детских домов. Он участвовал в прошлом году на международном фестивале в Волгограде, где занял второе место после Израиля.
При СССР в 400 дворах казахского села проживало до тысячи человек. Ныне в Жанаталапе осталась сотня домов, а численность населения составляет триста жителей. В целом, в Беляевском районе из 18 тысяч жителей 8-9 тысяч — казахи. Всего в районе проживают представители приблизительно 20 национальностей.
— В 2000 году в Жанаталапе, центре Оренбуржья, провели областной праздник Наурыз, — рассказывает член правления ассоциации казахов Оренбуржья Марсель Дияров. — Съехались тысяч пять гостей из 22 районов. Это был самый многочисленный Наурыз за последние годы, даже областной центр не может похвастаться таким количеством. Было установлено 18 юрт.
К приему гостей жанаталапцы готовились заранее и тщательно. Для этого специально пригласили заслуженного деятеля культуры РК из Омска Алтынай Жунусову, которая помогла написать сценарий праздника и стала  режиссером ряда постановок. С тех пор в Жанаталапе празднование Наурыза стало традиционным.
По словам Марселя Диярова, для привития казахской культуры и языка в доме детского творчества райцентра преподают казахские танцы. Помимо этого, школьники участвуют в областных проектах и праздниках «Ақ бота», «Венок дружбы», «День семьи», а также в международных олимпиадах по казахскому языку.
— Несмотря на это, мы признаем, что язык погибает катастрофически, — сетует педагог. — Раньше были преподаватели, сейчас ощущаем кадровый голод. К примеру, моя мама, ныне покойная, 17 лет проработала учителем казахского языка. Ее поколение училось в казахском педучилище в Акбулаке. Практически все ее сверстницы окончили это учебное заведение, училище считалось кузницей кадров учителей казахского языка. Им уже по 80, и сейчас у нас некому преподавать казах-ский язык.
Хотя  в Жанаталапе когда-то была региональная начальная казахская школа на базе семилетки. И несколько ее выпускников стали редакторами районной казахской газеты «Қызыл Бөрте», которая выходила до послевоенного периода. Традиции и обычаи дети узнают из уст старожилов, которых приглашают на разные внеклассные мероприятия.
Юбилей газеты «Жаңа Айқап» завершился праздничным концертом в областной филармонии. На сцене выступали местные коллективы, а также фольклорный ансамбль «Достық сазы» при Доме дружбы Актобе. Самый большой зал Оренбурга вместимостью 800 зрителей не смог вместить всех желающих — многим пришлось стоять между рядами, а некоторые вовсе остались на улице.

 

Говорят гости юбилея

уралов кайрат_reswmПредседатель правления НКА казахов Курганской области Кайрат УРАЛОВ:
— Из почти миллионного населения нашего региона казахов почти 13 тысяч, из них 1,5 тысячи живут в областном центре. Более компактно казахи проживают в Макушинском районе, где из 15 тысяч населения 10 процентов казахи. 60 процентов деревни Абуковская этого же района — казахи.
Общество казахов у нас работает с 1990-х годов и первоначально называлось «Шаңырақ». Позже название не раз менялось, хотя состав активистов оставался прежним.
В те же 90-е в школах области открылись несколько казахских классов, хотя на деле все они существовали для галочки. Сейчас в самом Кургане работает один класс с постоянным интерактивным обучением. Практически это факультативное изучение школьниками казахского языка, но занятия могут посещать студенты и взрослые.
Что касается своего СМИ, в последние годы газета «Бірлік» выпускалась как листовка, и то от случая к случаю. Теперь раз в квартал выпускается одна полоса в областной газете «Курганец». Взамен мы планируем активизироваться в интернет-пространстве, чтобы работать с молодежью.

алтынайжунусова_reswmРуководитель Сибирского центра казахской культуры «Мөлдір», заслуженный деятель культуры РК Алтынай Жунусова (г. Омск):
— Казахи являются второй по численности национальностью Омской области. По данным всероссийской переписи населения 2010 года, в регионе их проживает 78 303 человека, что составляет 4,1 процента от общей численности населения Омской области.
Центр «Мөлдiр», созданный в 1989 году, стал основой для создания последующих НКО казахского населения Омской области. Спустя пять лет открылся центр «Достық» в Таврическом районе, затем Домбайский НКЦ в Марьяновском, объединение «Арман» в Нововаршавском, «Замандас» в Одесском, объединение «Қарлығаштар» в Русско-Полянском, «Болашақ» Исилькульском районах, «Возрождение казахских традиций», «Путь Шокана», «Бipлiк», «Казахи Омска» в Омске и другие.
Буквально сразу после создания центра «Мөлдiр» активисты с программой на родном языке выехали в аулы, где их очень тепло встретили. Сегодня в составе Сибирского центра казахской культуры работают фольклорно-этнографический ансамбль «Мөлдiр», хореографический коллектив «Айгерим», фольклорный ансамбль «Ақ жаулық», вокальная группа «Омбы дауысы», ансамбль домбристов «Қарлығаштар», а также футбольная команда «Намыс», секция борьбы казах куреси и настольной игры тогызкумалак. За 25 лет наши концерты  и игры посетили более 500 тысяч человек.
Визитная карточка центра — ежегодный праздник Наурыз. Впервые мы отметили его в 1989 году, а с 2005 года Наурыз-шоу проходит в Омской филармонии.
Еще одно наше традиционное мероприятие — праздник культуры и спорта «Той-Думан». Как правило, он приурочен к знаковым датам в истории казахского народа. Первый «Той-Думан» состоялся в 2011 году и был посвящен 140-летию знаменитого борца Кажимукана. Следующие посвятили 20-летию создания Всемирной ассоциации казахов, 300-летнему юбилею Абылай хана и др.
Помимо этого, в 2013 году министерство культуры Омской области выделило средства на этнографическое исследование в аулах региона, в частности, традиций ручного ковроткачества. В результате был издан красочный буклет, посвященный орнаменту и изделиям из кошмы. К изданию привлекли ученых Омского филиала Института археологии и этнографии РАН.
В апреле 1989 года на местном радио появилась первая передача на казахском языке «Шұғыла». К сожалению, в 2005 году вещание было прекращено из-за финансовых за-труднений, но есть надежда на ее возрождение. В 2009-2010 годы выходила газета «Атамекен». Сейчас ежемесячно выходят газеты «Zamandastar» и «Омбы қазақтары».

В Оренбургской области РФ побывал Абат КАРАТАЕВ
Все фото автора

Колонка "Взгляд"