Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

От греховности к бессмертию

Сегодня православный мир отмечает один из двунадесятых праздников – Богоявление.
В народе популярно и другое название – Крещение Господне.
В его основе – евангельское предание о принятии 30-летним Иисусом крещения.


19 января температура воздуха в среднем по области 9-20 градусов мороза.


Когда Иисус пришел на Иордан к Иоанну Предтече, который крестил людей водой, Иоанн был в смятении. Но Пришедший сказал, что надо исполнить всякую правду, выражая смирение и единение с людьми, грехи которых берет на Себя. После омовения в Иордане на Иисуса сошел Дух Святой в виде голубя и раздался глас с небес: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Так было положено основание таинству крещения, для христианина означающее духовное рождение. История описана во всех четырех канонических Евангелиях.
Ликбез для читателей «АВ» проводит епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий (Сидоренко).


Двунадесятые праздники

Посвящены они событиям земной жизни Спасителя и Богородицы, их двенадцать – важнейших после Пасхи церковных праздников. Пасха сюда не входит, потому как считается праздником праздников, торжеством торжеств.
По литургическому принципу внутри годового круга двунадесятые праздники разделяются на две категории – Господские (посвященные Иисусу Христу или другим Лицам Святой Троицы) и Богородичные (посвященные Богоматери).
Господских семь: Рождество Христово (7 января), Богоявление (19 января), Вход в Иерусалим, или Вербное воскресение (за неделю до Пасхи), Воздвижение Креста (27 сентября), Вознесение (на 40-й день после Пасхи), Троица, или Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи), Преображение (19 августа).
Богородичных четыре: Рождество Богородицы (21 сентября), Введение во храм (21 ноября), Благовещение
(7 апреля), Успение (28 августа).
Один двунадесятый праздник – Сретенье Господне (15 февраля) – в церковной традиции считается праздником в честь Христа и Богородицы: спустя 40 дней после Рождества Христова Богородица и Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, а на пороге их встретил старец Симеон, которого позднее стали называть Богоприимцем. По легенде, он ждал встречи со Спасителем почти 300 лет и упокоился, увидев Его.


– Крещение от греческого «крещаю», что означает «погружаю в воду». А мы думаем, что от слова «крест» …
– Словом «крещение» мы обозначаем погружение. И крещение, как погружение, бывает водным, духовным и огненным. Крещение в воде – особое церковное таинство, в котором человек соединяется с Господом Иисусом Христом посредством образов Его смерти и воскресения. Троекратное погружение в купель человека при принятии крещения символизирует трехдневную смерть Господа: человек будто умирает, совоскресает со Христом и от воды и Духа становится мертвым для греха, но живым для Бога.
Погружение в Святой Дух начинается с таинства крещения и в зависимости от желания человека стать духовным происходит с различной интенсивностью всю оставшуюся жизнь. Оно может проявляться плодами Святого Духа: кротостью, отсутствием раздражения, смирением, долготерпением и тому подобным.
Огненное крещение происходит в момент исповедования веры во Христа перед лицом смерти, в том числе собственно принятие смерти ради Христа от рук противников христианской веры.
– Так все-таки Крещение, потому что в этот день Иоанн Предтеча крестил Иисуса, или Богоявление, потому что Бог-Отец явился во время крещения Иисуса в виде голубя?
– Богоявление произошло в момент крещения Иисуса Христа в водах Иордана. А точнее – явление Святой Троицы во гласе Отца, указывающего на Сына Своего, и Духа Святого, сходящего в виде голубя с небес от Отца на Сына. Произошло оно после погружения Иисуса в воду. По сути это один праздник, соединяющий два события – Крещение Иисуса и явление Святой Троицы.
– Традиция окунания в ледяную прорубь на грани героизма в краях, где зима реальная, а не условная. Насколько это оправданно? Обязательно ли актюбинцам ехать к реке или достаточно постоять под душем комфортной температуры? Может, вообще ограничиться умыванием снегом во дворе или водою из-под крана?
– Сие моржевание в праздник Крещения не является обязательной церковной традицией, но имеет место в нашей жизни как проявление подражания Иисусу Христу, как желание человека смыть греховную скверну, как способ испытать свою волю и дух.
Пить Святую Воду, купаться в ней, кропить помещения и тому подобное полезно, но совершенно не обязательно. Мы обязаны чтить день воскресный, быть мертвыми для греха и живыми для Бога.
– Многие иноверцы окунанием выражают солидарность с православными. Тут можно говорить об объединяющей силе православия?
– Купание в проруби на православный праздник Крещения Господа Иисуса Христа – традиция народная. Люди иной веры скорее хотят показать, что они тоже крепки духом, имеют силу воли совершать такие подвиги. Скорее, это вера в целебную силу крещенской воды. Но так или иначе совместные действия сближают людей различных
вероисповеданий.
– Известно, что 19 января вода Иордана поворачивается и течет в обратном направлении некоторое время. Это явление из той же области, что и схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Великую Субботу?
– Для немощных в вере Бог попускает сверхъестественные для нашего обыденного восприятия чудеса, которые производят сильнейшее впечатление и многих приводят к вере. Если перечисленные явления известны многим, то остается надеяться, что увиденное ими чудо действительно укрепило их веру
во всемогущего Бога.
Верующему человеку не нужны такого рода чудеса, потому что мы веруем не принужденные чудом, а как разумные, Богом созданные люди.
– Этот праздник отмечают только православные?
– Католики и многие другие христианские деноминации тоже празднуют.
– У праздника Богоявления есть свой порядок. Расскажите о нем, пожалуйста.
– 18 января – крещенский сочельник, предполагающий короткий однодневный пост. В этот день до вечерней звезды или до принесения из храма освященной воды православные ничего не употребляют. Ужинают постными пирогами, сочнями с ягодами и постными лепешками. Завершается ужин кутьей.
Главное в этот день – почтить праздник своим присутствием на богослужении, принять Святое Причастие и стать участником молебна на освящение воды.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"