Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

От интереса к мастерству

Посещение кружков не только развивает таланты наших детей, но и учит их жизни в социуме, а самое главное – позволяет профориентировать с раннего возраста.

Зри в корень!

С первого класса дети привыкают друг к другу постепенно: в кружках, секциях, студиях, где собираются учащиеся из разных школ, они учатся налаживать отношения. Дополнительное образование – это всегда положительные эмоции, и только пережив позитив, дети начинают воспринимать коллектив. Очень многое зависит от первого урока, от педагога: какие эмоции получит школьник, так и будет относиться к занятиям.
Не меньшую ответственность несут родители. Они должны помнить: если ребенок начал заниматься в кружке, надо довести его до конца учебы. В течение года нужно поддерживать положительное отношение к дополнительным занятиям, что нелегко. К сожалению, родители не всегда понимают меру своей ответственности и что означает довести дело до логического конца. Если ребенок в течение года поменял несколько кружков, это приведет к формированию неустойчивости выбора, эмоциональных шатаний и частой смене интересов. Недоведение дела до результата воспитывает безответственного человека, позволяющего себе останавливаться на полпути.
Зачастую мы наблюдаем, что у молодых людей не формируется интерес к той или иной профессии. На это влияют семейные отношения, атмосфера во дворе, отсутствие поддержки близких. Часто родители записывают детей в несколько кружков и секций, чтобы не оставалось времени на телефон или просто чтобы отпрыск не болтался без дела. Это не всегда хорошо, ведь школьная программа сложная и отдых тоже требуется.
Информационный век влияет на все направления жизни, но по своему опыту знаю, что для того, чтобы увидеть конкретные успехи, для сына или дочки необходимо выбрать не более двух направлений, которые нравятся им.

Из личного опыта

За время педагогической деятельности я пришла к выводу, что чем раньше дети начинают заниматься творчеством, тем шире их кругозор, больше интереса к новым видам деятельности, больше практических навыков и выше ответственность за свои действия.
Дополнительное образование помогает прививать детям культуру общения, умение выразить себя в различных видах творчества. Посещая кружки музыкальные, языковые, танцевальные, спортивные, рукоделия и другие, учащиеся постепенно определяются с выбором профессии.
Сейчас учреждений дополнительного образования в Актобе и области много, и это радует, ведь в секциях, студиях дети учатся смотреть на мир иными глазами. Осваивая с подачи педагога более углубленно одно направление, они познают секреты потенциальной деятельности. Изучая английский, ребенок выбирает языковое направление – педагогическое или переводческое. Основательно занимаясь спортом, он может приумножить олимпийскую славу страны или, став тренером, вырастить олимпийца. Занимаясь в изостудии, стать дизайнером, архитектором. Технические кружки помогают выбирать инженерные специальности.
Занятия в учреждениях дополнительного образования развивают учащихся духовно и эстетически. Прививая им с детства ответственное посещение занятий, мы знаем, что из воспитанников вырастут дисциплинированные работники, какую бы сферу деятельности они ни выбрали. Мы, педагоги, воспитываем в наших подопечных интеллигентность, коммуникативные навыки, умение доводить начатое до успешного финала. Все эти качества необходимы каждому гражданину Республики Казахстан.
Кружок рукоделия «Тұмар» в Академии творчества я веду уже пять лет. Его основное направление – традиционные виды казахского декоративно-прикладного искусства. Интерес – из детства: посещала во Дворце пионеров и школьников кружки танцевальный и рукоделия, плюс мама на-
учила вязанию спицами, на уроках труда научили вязать крючком, шить на машинке… Занятия не прошли даром. Да, не все девочки продолжат заниматься рукоделием, но им будут привиты усидчивость, трудолюбие, стремление довести начатое дела до конца.

Ближе к делу

При составлении учебной программы я включила в нее много направлений казахского декоративно-прикладного творчества. Постигая ремесло, девочки углубляются в культуру народа, его традиции, что укрепляет их национальное самосознание, духовность.
Первые уроки начинаются с шитья монетницы круглой формы. Что это дает новичкам? Девочки рисуют круг, у всех он индивидуален – я не диктую шаблон. Если форма несовершенная, помогаю ее выровнять. За одно занятие школьницы получают навык рисования эскиза. На эскиз мы наносим рисунок, которым каждая декорирует монетницу (обычно это простой цветок).
Здесь же дети учатся заправлять нитку в иголку, делать закрепку на изнаночной стороне, ручным стежком закреплять мелкие детали на основе – так развивается мелкая моторика. Далее обметочным швом закрепляем молнию по краю монетницы. Если шить по кругу, технология обметочного шва легко усваивается даже пяти-, шестилетними девочками. Закончив первое изделие, они становятся более уверенными в себе: «Я кое-что умею!». Когда вижу их счастливые лица, снова и снова понимаю, что занимаюсь любимым делом.
В программу включила работу с фетром, основы вышивки бисером, пайетками, лентой, сухое и мокрое валяние войлока, создание на бумаге казахских орнаментов, вышивку тамбурным швом, вязание крючком и спицами, плетение макраме.
Для чего это разнообразие умений в век информтехнологий? Оно развивает мыслительные способности и творческое воображение школьников.
Программа рассчитана на три года обучения. Каждый курс сложнее предыдущего. Так, создавая различные изделия, учащиеся получают дополнительную информацию об истории предмета, его применении в быту, достоинствах и преимуществах, расширяют кругозор.
Резюмируя сказанное выше, повторю еще раз, что дополнительное образование помогает проводить раннюю профориентацию. В процессе создания прекрасных вещей, технических моделей, изучения языков, биологии школьники больше узнают о различных профессиях. Усваивая ту или иную программу, они расширяют кругозор, учатся общению в коллективе, более подробно узнают о различных направлениях. Все это с раннего возраста формирует самодостаточного человека и его достойное будущее.
Гульнур АСКАРОВА,
педагог дополнительного образования Академии творчества, руководитель кружка «Тұмар»

Фото автора

Колонка "Взгляд"