В истории казахского народа середина 15-го столетия и конец 20-го века занимают особое место. Именно на этот период
приходятся важнейшие события для нашей страны: образование Казахского ханства и обретение Независимости Республикой
Казахстан.
Кто же стоял у истоков Казахского ханства, оставил нам обширную территорию, дал право называть себя казахами?
Сегодняшняя казахская государственность есть результат многовековой политической эволюции народов Великой степи, многие из которых были непосредственными предками казахов. Все идеи и достижения разных цивилизаций и перерабатывал народ, живший на территории Казахстана, внося в свою очередь в мировую сокровищницу достижения в хозяйственной и культурной сферах.
Казахский народ вышел на историческую арену в 1456 году. Хан Дешт-и-Кыпчака Абилкайыр потерпел сокрушительное поражение от ойрат-калмыцкого хунтайджи Оз-Темира. После этого поражения недовольство народных масс усилилось. Этим обстоятельством умело воспользовались два султана, потомки Орыс хана — Керей и Жанибек. Они убедили население в необходимости переезда в Могулистан. Получив землю от могулистанского хана Есен-Буги в богатых травой степях на берегу реки Шу (территория современной Жамбылской области), они начали собирать свой разрозненный улус. К ним присоединились местные и пришедшие вслед за ними из владений Абилкайыр хана племена. В 870 году Хиджры началось, пишет Мухаммед Хайдар Дулати в «Тарих-и-Рашиди», правление Казахского ханства. По современному летоисчислению это 1465/66 годы. Керей и Жанибек стали полновластными правителями своего улуса.
Расположенное на западе Могулистана Казахское ханство в первое время сыграло роль его западной крепости. Население ханства тогда называлось «узбек-казахами». После смерти хана Могулистана Есен-Буги пришедший на его трон старший сын Жунусхан устанавливает хорошие взаимоотношения с Казахским ханством. В середине 15 века на основе этой этнической общности, в связи с дальнейшим развитием ханства, феодальных отношений сложилось крупное феодальное государство — Казахское ханство. Оно содействовало завершению консолидации казахской народности и дальнейшему развитию ее государственности.
Как известно, такие масштабные изменения в жизни делаются народной массой. Этническое объединение казахского народа имеет свою безусловную закономерность. Основатели Казахского государства — Керей и Жанибек — являются троюродными братьями, их прадед один человек – могущественный правитель Ак Орды — Орысхан. Он в 60-70-е годы 14 века сделал Ак Орду самостоятельным ханством. После монгольского нашествия на казахской земле из местных племен образовал отдельное государство. Вместе с тем Орыс хан правил и Золотой ордой. Дед Керей хана Токтакия являлся единственным сыном Болата. Отец Жанибека Барак много лет был ханом степи, успешно соперничал с мангытами на западе, шайбанидами на севере и тимуридами на юге. Оба казахских хана имели самое благородное происхождение и обладали всеми правами на власть в Степи. Керей вместе с Жанибек султаном пережил в середине 15-го века все перипетии различных событий, но они стояли выше будничных обстоятельств и сумели найти верный путь. И это показывает, что они были дальновидными и крупными политиками.
Район реки Сырдарьи был политико-административным, торгово-обменным, религиозно-культурным центром Ак Орды. Этот район был местом пастбищных угодий и зимовок животноводческих племен.
После смерти Абилкайыр хана в 1468 году его подданные пришли в состояние замешательства, всякий кто только мог, в поиске безопасности и благополучия, уходил к ханам Керею и Жанибеку. Вследствие этого последние значительно усилились.
Перезимовав в песках, соплеменники двух султанов в местечке Тулпарсаз подняли на белой кошме султана Керея и избрали его ханом. Спрашивается, почему первым ханом стал Керей, а не Жанибек?
В 11-13 веках по присущему только кыпчакам обычаю ханская власть должна была переходить не от отца к сыну, а от отца к родному или двоюродному брату по отцовской линии. Такая традиция началась из уважения и почета к старшим по возрасту. После захвата монголами ханская власть начала переходить от отца к сыну. Но в 15 веке этот порядок, введенный монголами, местное население перестало использовать, вернувшись к своему прежнему обычаю.
Керей хан правил около 10 лет. За это время произошел рост населения ханства. По данным Мухаммеда Хайдар Дулати, в 1469 году население ханства доходит до 200 тысяч человек.
После смерти Керей хан был похоронен в местечке Хантау. Возможно, это название возникло после захоронения. Преемником Керей хана стал троюродный брат, соратник, единомышленник и сподвижник Жанибек хан. Его правление продолжалось до 80-х годов 15 столетия. Основной костяк ханства составляло население Приаралья.
На территории Дешт-и-Кыпчака была ликвидирована власть династии шайбанидов. Исчезновение в Узбекском улусе, то есть в казахских степях этнонима «узбек» и победа термина «казах» стало, таким образом, результатом политической борьбы. Жанибек хан распространил влияние Казахского ханства на всю территорию Дешт-и-Кыпчака. Начиная с 1472-73 годов Казахское ханство стало более суверенным, самостоятельным государством. Жанибек хан отличался умом, спокойным нравом и, самое главное, он проводил внутреннюю политику, исходя из интересов прежде всего коренного населения. Поэтому не случайно имя его сохранилось в народе более 500 лет. У него было 9 сыновей, среди них особенно отличался Касым, впоследствии ставший ханом.
Таковы жизненные пути Керея и Жанибека, властвовавших более 20 лет на заре зарождения национальной государственности казахского народа. Казахское ханство в последние десятилетия 15 века укрепилось экономически и расширилось территориально. Ханы Керей и Жанибек завещали своим потомкам беречь эту священную землю до последнего вздоха как зеницу ока.
Итак, на политической арене Центральной Азии появилось новое государство — Казахское ханство, и термин «казах» стал этнонимом, т.е. самоназванием народа. Потомки казахского хана Жанибека правили в Казахском ханстве вплоть до отмены ханской власти в Казахстане Российской империей, до первой половины 19 века. Действительно, роль этих ханов в становлении казахской государственности нельзя переоценить. Они заслуживают того, чтобы потомки увековечили память о них. И это должно послужить популяризации исторического прошлого казахского народа.
Как известно, хану принадлежала верховная власть в Казахстане. Он был руководителем страны, который хранил единство, интересы государства, общества и народа. Он обладал доверием народа в высшей степени, направлял деяния всех для решения одной важной проблемы, одной цели, был человеком непреклонной воли. В народе говорили о хане, что «он обладает умом сорока человек» («Ханда қырық кісінің ақылы бар»). Хан в мирное время отличался свои умом, а в военное время — храбростью, находился во главе войск. Имел также большой авторитет в соседних государствах. К таким крупным личностям народ относился с почтением, считая обладателями ума, энергии, продолжая их дело сотни лет. Например, Жанибек (15 век), Касым (15 век), Акназар (15 век), Тауке (17 век), Аблай (18 век) и другие сумели объединить нацию в единое целое. Многие правители во время войны с оружием в руках сражались с врагами. В кровавых сражениях, защищая Родину, героически погибли хан Тауке (17 век), Салкам Жангир (17-18 вв.), Кенесары хан (19 век). Ради интересов народа, за его свободу казахские ханы не жалели себя, они прежде всего берегли честь нации и свои имена.
В обязанности хана входили крупные задачи: сохранение целостности государства, укрепление безопасности и обороноспособности, постоянная забота о народе, решение социальных проблем, установление справедливости во власти, недопущение несправедливого наказания. Хан не отделялся от народа. Для этой цели в разных местах строились ханские орды: в Туркестане, Улытау, Кокшетау, Жетысу (Семиречье), на берегу Жайыка (Урала) и в других священных и благодатных местах, где жили и сосредоточились крупные, сильные казахские племена и роды. Народ содержал хана, экономические расходы делило население, поэтому правители не занимались разведением скота и накопительством имущества. Указания хана выполнялись быстро, оперативно. По традиции запрещалось прерывать его речь, пересекать его дорогу, сквернословить о нем, умалять его честь и достоинство.
Среди казахского народа имеется поучительная притча о ханской речи. Калмыцкий хунтайши (хан), в целях провокации и заодно претендуя на власть казахского хана, просил ему дать скакуна, затем младшую жену (токал). Казахский хан во избежание военных столкновений удовлетворил эту просьбу. В третий раз, через год калмыцкий хунтайши претендовал на казахское озеро. Тогда хан возмущенно сказал: «Я раньше отдал своего коня и вторую жену, так как они были мои. Озеро не могу, поскольку оно — народное. Пусть хунтайши назначит место для поединка!». Так раньше казахские ханы защищали страну и родную землю.
Жизнь отдельных исторических личностей, выдающихся ханов тесно связана с историей суверенного независимого Казахстана. Зная их и путь, пройденный Отчизной, молодое поколение казахстанцев, безусловно, глубже познает историю своей страны и народа.
Тургангали ЖОЛБАСКАН,
кандидат исторических наук, доцент,
член Союза журналистов Казахстана