В Кызылжарской средней школе Хобдинского района в рамках пилотного проекта организован медиативный центр. Старшеклассники осваивают навыки медиации, учатся предотвращать конфликты и формировать пространство взаимопонимания.
Инициатором проекта стала доцент кафедры гуманитарных дисциплин Казахско-Русского Международного университета Мария Раева. Над темой «Медиация в сфере образования» она работает больше года. По ее словам, медиация — достаточно новое явление как в казахстанской правовой действительности, так и в психолого-педагогической практике.
— Многие имеют поверхностное суждение о медиации, некоторые и не слышали такого слова. В то же время в разных сферах деятельности необходим новый подход к предотвращению, разрешению спорных и конфликтных ситуаций. В первую очередь, это касается сферы образования, так как с ней связаны вопросы соблюдения прав и свобод человека, успешное развитие экономики, социальное благополучие гражданина и общества в целом, — говорит Мария Раева.
По ее словам, в последнее время наблюдается тенденция увеличения конфликтных ситуаций в организациях образования, что доказывает необходимость применения современных методов их урегулирования и профилактики.
— Конфликты бывают разноплановые: ученик — ученик, ученик -учитель, учитель — родитель, учитель — руководство школы и так далее. Практика показывает, что разногласия чаще всего возникают между школьниками и педагогами, — продолжает преподаватель КРМУ. — В одних случаях взрослый не понимает подростка, в других — ученик отказывается выполнять требования учителя. Такое противостояние может перерасти в конфликт, выйти за рамки одного класса или школы. Чтобы этого не случилось, каждой школе нужен свой центр медиации. Его можно назвать по-разному: «Центр разрешения конфликтов», «Служба примирения». Решение о создании такого центра можно принять на уровне администрации школы, не обязательно ждать указания вышестоящих инстанций, поскольку каждый руководитель учреждения заинтересован в создании благоприятного климата в своем коллективе.
Членами школьного центра медиации могут стать директор, его заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, психолог, представители родительской общественности и сами ученики. Как отмечает Мария Раева, главная миссия центра — не допустить конфликтов, решать их на начальной стадии, не доводя дело до постановки ученика на учет у школьного инспектора или инспекции по делам несовершеннолетних.
— Обновленному содержанию образования нужны новые подходы и к воспитательному процессу. Я считаю, что медиация в школе необходима не только для профилактики и коррекции поведения школьников, но и для формирования толерантности. В России, к примеру, более десяти лет функционируют школьные службы примирения, где детей учат работать с конфликтами, выходить из них с наименьшими потерями.
В Хобдинском районе Мария Раева реализует проект для малой академии наук РК совместно с ученицей 9 класса Зариной Исаевой. Анонимный опрос старшеклассников показал, что есть все основания вводить технологии медиации. Почти 50 процентов опрошенных ответили, что не всегда могут сдержать себя в конфликтной ситуации, единицы написали в анкетах, что в сложных ситуациях обращаются за советом к взрослым, при этом большинство стремится избежать ссоры, желает решить спор мирным путем.
Услышать и понять
Западно-Казахстанский центр медиации и переговорного процесса поднимает проблему разрешения школьных конфликтов с 2013 года. Но, как отмечает руководитель центра Алия Куртаева, воз и ныне там. Тренинги «Базовые навыки по медиации в сфере образования» прошли 125 педагогов из 71 школы города, были подписаны меморандумы о сотрудничестве с местными ведомствами образования, но ни в одной городской школе такие службы открыты не были.
— Тренинги мы организовали за свой счет. С 15 декабря 2016 года по июнь 2017 года на интерактивных занятиях обучили кураторов из числа директоров, заместителей, социальных педагогов, психологов, классных руководителей школ, предполагая, что они на местах организуют свои центры медиации. Научили их ранней диагностике, профилактике конфликтов, чтобы они могли держать руку на пульсе, разрешать спорные ситуации не вынося сор из избы, так как конфиденциальность — один из принципов медиации. Несомненно, каждый имеет право защищать и отстаивать свои интересы, но при этом следует признавать за оппонентом то же право. Третья сторона, посредники, помогают конфликтующим разрешить спор. С кураторами мы прорабатывали такие ситуации в теории и на практике. Наш центр планировал следующим этапом провести тренинги для родителей, а затем для учащихся, так как семейная и школьная медиация неразрывно связаны между собой. Возможно, у ребенка проблемы в семье, и своим поведением он хочет привлечь внимание родителей. Со временем охватили бы районные школы. Но, как мы видим, наблюдается некий тайм-аут. Педагоги словно ждут дальнейших инструкций. Вопрос по активизации работы школьных центров медиации пока не продвигается, а потому дальнейшие мероприятия в этом направлении будут налажены только в случае интереса самих образовательных учреждений, — констатирует Алия Куртаева.
По ее мнению, деятельность службы медиации должна отражаться в «Уголке медиации», информацией на стендах, буклетами, специальными ящиками для обращений.
— Директора школ должны быть заинтересованы в открытии таких центров, в создании оазиса бесконфликтности, — считает она. — И сами должны овладеть коммуникативными навыками и медиативными технологиями, так как со всеми проблемами и учителя, и родители идут чаще всего к директору. Не утаивать проблемы, а решать их сообща. На классных часах нужно учить детей конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми, убеждать других словами, а не силой, не доводить ссору до правонарушения. Эти навыки, несомненно, пригодятся им в будущем.
Алия Куртаева приводит пример, когда при участии специалистов Западно-Казахстанского центра медиации в одной из школ города был разрешен конфликт между родителями двух учениц по поводу школьной формы. Нашлось оптимальное решение, и по заявлению родителей дело в суде было прекращено. В другом случае 29 родителей первоклассников были настроены против одного ученика. И здесь медиаторы помогли разрядить конфликт, стороны услышали и поняли друг друга.
Доверительные отношения
В числе 125 педагогов города тренинг «Базовые навыки по медиации в сфере образования» прошла и психолог средней школы № 11 Алла Доронина. За три дня она получила инструментарий и практические навыки медиатора.
— Тренинг прошли также директор нашей школы и его заместитель по воспитательной работе, — поясняет психолог. — Конечно, и до получения сертификата мы не допускали конфликтных ситуаций, но сейчас стали действовать более профессионально в плане профилактики споров.
Алла Доронина уверена, что технику медиации должны освоить не только администрация школы, педагоги, но и члены попечительского совета, родительского комитета.
— В начале учебного года на общешкольном родительском собрании специалисты центра медиации рассказали об основах технологии. Многие родители после собрания говорили о том, что тема была для них интересной и актуальной, — замечает наша собеседница.
В этой школе, по словам психолога, отношения между детьми и взрослыми доверительные, поэтому дело не доходит до неразрешимых споров, тем более до правонарушений.
К сожалению, не все школы области могут похвастать хорошими показателями по подростковой преступности. Возможно, центры медиации, службы примирения помогут навести порядок в этом важном и нужном деле.
Гульсым НАЗАРБАЕВА
Фото Марии РАЕВОЙ