Актюбинской областной филармонии имени Газизы Жубановой в этом году исполняется 70 лет.
Работая с архивными документами, диву даешься количеству приказов, направленных на развитие культуры в годы войны, когда, казалось бы, не до духовной пищи.
Так, еще до появления филармонии, в 1943 году, был открыт областной казахский музыкально-драматический театр, в 1944-м — русский драмтеатр. О пристальном внимании к развитию культуры в те годы свидетельствует один показательный документ. На бюро Актюбинского обкома КП Казахстана от 18 декабря 1942 года рассматривался вопрос о создании условий для творческой работы народному акыну, заслуженному деятелю искусств, орденоносцу Нурпеису Байганину.
В областном архиве хранится и запись от 16 сентября 1944 года, свидетельствующая об организации областной филармонии.
Это сегодня филармония подотчетна управлению культуры, а у ее истоков стояла совсем другая организация. Согласно отчетам, хранящимся в архиве, тогда работали областные концертно-эстрадные отделы, подведомственные Казфилармонии имени Джамбула. И когда открывали филармонию, базой нового подразделения стали концертно-эстрадное бюро и домбровый кружок художественной самодеятельности Карабутакского района. И входило это подразделение (нынешняя филармония) в состав национального оркестра народных инструментов и Казахстанской капеллы, ансамбля казахского танца и концертно-эстрадных бригад.
Сведения о первых годах работы учреждения весьма скудны. В какой-то степени восполнил этот пробел один из ветеранов, заслуженный артист РК Хайдар Утегалиев. Из рассказа Хайдара Сергазиевича стало понятно, почему с открытием филармонии упразднили некоторые организации культуры, в том числе и областной казахский музыкально-драматический театр.
— Филармония была не бюджетной организацией, а хозрасчетной. Я поступил на работу туда в начале 60-х, отработал тридцать лет. Годовой план у каждого коллектива филармонии был 240 концертов в год! А у артиста, в зависимости от стажа и статуса, был свой уровень оплаты за концерт.
Хайдар Утегалиев очень тепло вспоминает первых директоров филармонии:
— Галым Койшибаев воевал снайпером. Директорствовал он с 1944-го по 1949-й годы, потом уехал и поступил в консерваторию имени Курмангазы. Вернувшись в Актюбинск в 1968 году, стал художественным руководителем концертной бригады «Көңіл ашар». Следующими директорами были Рустем Гереев и Турдыбек Оспанов. Всех троих я назвал бы не просто выдающимися людьми, а тремя китами нашей организации!
Интересный факт привел Хайдар ага в разговоре: артисты филармонии, имеющие почетные звания, получали их до приезда в Актобе. И только Турдыбеку Оспанову звание заслуженного артиста КазССР дали уже здесь, в Актюбинске, да и то за прежние заслуги: за партию Абая в опере А. Жубанова и Л. Хамиди «Абай».
Вместе со старшим братом Галымом Койшибаевым трудился и младший Макалим. Он был худруком филармонии с 1944-го по 1953-й годы. Тоже поступил в консерваторию имени Курмангазы, но на композиторское отделение. По ее окончании Макалим Койшибаевич остался там же работать. За выдающиеся заслуги получил звание заслуженного артиста КазССР.
У Хайдара Утегалиева хорошая память на наиболее яркие факты:
— Жырау Мырзалы Жубаниязов, будучи представителем дореволюционной эпохи (родился в 1898 году), официально имел двух жен. Работал жырау до самой смерти — до середины 60-х годов. После его кончины жены вернулись в родной Темирский район. После упразднения казахского музыкально-драматического театра в филармонии с первых ее дней работал еще один певец жырау-терме Жусуп Сейылов, родившийся в Карабутакском районе в 1901 году.
До 2002 года, то есть пока под филармонию не было отдано здание Дома культуры химиков, офис заведения располагался где придется. По словам Хайдара ага, контора нужна была для руководства и бухгалтерии:
— Ведь мы, артисты, почти круглый год гастролировали по области. Зимой разъезжали на санях, летом — на арбе… Случалось, приезжаем в аул, а света нет. В красном уголке или на базе, где-нибудь в углу, подальше от скота, зажигают керосиновую лампу, и мы исполняем свою программу. А первое транспортное средство появилось в
70-е годы. Это был автобус, списанный каким-то райотделом культуры…
Автобус «Кубань» не без смеха вспоминает и бывшая участница вокального коллектива «Қарлығаштар», а ныне руководитель облуправления культуры Назира Табельдинова:
— Больше мы его на себе таскали, чем он нас возил! Вечно толкать приходилось…
Сегодня, несмотря на то, что в планах по-прежнему остаются гастроли по области, у филармонии задачи масштабнее. Это действительно храм культуры со множеством академических коллективов, известных далеко за пределами Казахстана. Но в первую очередь этот храм ждет актюбинцев, для которых и работают артисты.
Татьяна Виноградова