Наурыз мейрамы стартовал Днем приветствий.
Величие родной земли можно оценить и на таком празднике, как Көрісу күні. 14 марта – дата, не отмеченная официально ни в одном календаре, но она дошла до сегодняшнего дня почти в первозданном виде.
В середине марта, после долгой зимней спячки, в Западном Казахстане только-только начинает пробуждаться природа. Мороз не торопится сдавать свои позиции. Холода царствуют почти полгода. Тем радостнее встречи степняков, соскучившихся за долгое время разлуки. Когда и расстояние между затерянными на бескрайней земле аулами на десятки, а то и сотни километров. Как только первые весенние лучи солнца, набирая с каждым днем силу, начинают сквозь сугробы прогревать почву, как только начинает пробуждаться природа, открываются дороги и появляется возможность отправиться в дальний путь, чтобы проведать родных, обменяться новостями с земляками. Наступает время радостных встреч и приветствий, время почтить память тех, с кем простились в зимние месяцы.
Потому так тесны объятия грудь к груди, чтобы прочувствовать сердцебиение друг друга, тем крепче рукопожатия. К этому дню у хорошей хозяйки, какого бы достатка ни была семья, всегда были припасены вкусности. В казан отправлялось все, что удалось сохранить. Наурыз коже – особое блюдо, которое готовится раз в году. Там сыбага от согыма, жайма и зерно, крупа и курт – чем гуще варево, тем оно сытнее.
13 марта 85-летняя Гулькасима, недавно переступившая седьмой мушель, помня, как это делала в далекие тридцатые годы минувшего века ее бабушка Аксауле, приготовила наурыз коже. Точно так же над главным блюдом весны колдовали во многих других семьях.
Почетное место оно заняло и на празднике, прошедшем в воскресенье в областном Центре народного творчества. Его почетными гостями стали ветераны коллектива, этнографы, историки. Целый день в зале звучали казахские мелодии, исполненные на народных инструментах. Терме, кюй, жыр… Каждый номер концерта дарил участникам замечательное настроение. Дружные аплодисменты заслужила исполнительница традиционных песен Куанышгуль Серикбаева, особенно всем пришлась по душе «Беу, айдай». Руководитель школы молодых айтыскеров Марат Ахметов вынес на всеобщий суд арнау собственного сочинения. В завершение богатого застолья, где все угощения были приготовлены сотрудницами центра, аксакал Жалгас Камиев дал бата. Запомнится это мероприятие его участникам и тем, что ветераны учили молодежь, как складывать и как правильно произносить бата, на чем делать главные акценты в своих мудрых словах, складывая их в рифму. Опытные женщины подсказали молодым коллегам, как приветствовать гостей, соблюдая казахские традиции.
В центре духовно-нравственного воспитания «Анаға тағзым» провели конкурс невесток, в фойе особое настроение создала выставка изделий прикладного искусства. Показ коллекций одежды в национальном стиле устроили модельные агентства в одном из торгово-развлекательных центров. В это время в Кобдинском районном Доме культуры стартовала декада «Наурыз шуағы». Она началась с круглого стола под лаконичным названием «Кел, көрісейік!». Продолжилась концертом хора бабушек «Айқаракөз». Щедростью отличились жители Темирского района, они вышли на трассы, чтобы угостить народными яствами путников.
В соответствии с веяниями сего дня отголоски всех этих и других мероприятий можно найти в социальных сетях. Пролистывая виртуальные страницы, можно заглянуть и к известному культорологу, исследователю казахской мифологии Зире Наурызбаевой. Ее зарисовки полезны своим посоветительским содержанием. Процитируем ее.
«Бір жасыңмен! Жасың құтты болсын! Жастан жасқа аман-
есен жете бер!» Обычно такие пожелания высказывают на Наурыз старшие младшим. В казахском языке, когда речь идет о возрасте человека, используется не слово «жыл», а слово «жас». В этом есть какой-то свой смысл: жас – год возраста человека, а также «молодой» (зеленый – жасыл). Раньше казахи не запоминали и не отмечали день рождения каждого в отдельности. Всем на Наурыз прибавляли год. Ребенок родился в январе или феврале, но на Наурыз он становился годовалым. Так что Наурыз – всеобщий день рождения. И поздравление «бір жасыңмен» означает по сути «С годом твоей жизни!». «Жастан жасқа жете бер» – пожелание благополучно дожить до следующего Наурыза и встретить еще много наурызов. Наши предки слишком хорошо понимали, как хрупка жизнь. Поэтому и радовались ей. Таласбек Асемкулов говорил, что когда-то был и боевой клич: «Өлім жоқ, өмір жас» – «Смерти нет, жизнь вечно молода!».
Высказалась она и о Көрісу күні, в ее местах оно имеет другое название.
«Амал құтты болсын! Сегодня на западе страны начинают праздновать Наурыз, зажгли огонь на Отпан тау. Три дня, с 14 по 16-е, называют «амал», потому что годовой цикл природных амалов – примет – начинается с этих дней. Мангыстауский краевед Мурат Акмырзаев объяснил, что встречи – көрісу – после зимовки на празднике амал использовались для того, чтобы с учетом прогноза погоды на весну-лето обсудить и определить порядок кочевья на плато Устюрт: когда аулы с зимовок отправятся на жайлау, в каком порядке будут передвигаться, в какое время какой род будет пользоваться тем или иным колодцем (ведь количество воды ограничено), кто и где будет рыть в этот год новые колодцы».
Цитата еще раз подтверждает, какое великое наследие мы имеем, и в дни народных праздников, обмениваясь доброй энергией, продолжаем эстафету сохранения казахских традиций и обычаев. Всем добра и здоровья, процветания нашей Родине! Наурыз приходит в наши дома.
Жанат СИСЕКЕНОВА
Фото предоставлено областным Центром народного творчества