Святки на дворе, время «от звезды до воды», т.е. от первой звезды в канун Рождества до крещенского освящения воды. Такое таинственное, манящее, не всем понятное явление. В православии официально святками называются двенадцать дней: от сочельника
Рождественского до Крещенского, то есть с 6 по 18 января. Это народные гуляния, обильные застолья, а главное — людская хвала Всевышнему и Деве Марии за Новорожденного. Чуть позже, 19 января, праздник Крещения Господня как память о крещении Иисуса в Иордане Иоанном Предтечей.
Если говорить о религиозных праздниках, то надо
вспомнить факты репрессий и гонений верующих со стороны советского государства на протяжении десятков лет. И если сегодня традиции живы, то не только благодаря священнослужителям, чья деятельность сродни подвигу. Они присущи почти каждой семье, а значит, их там чтут, хранят, передают. В православных семьях чаще всего ответственность за духовное развитие потомства, за сохранение обычаев лежит на женщине-матери. Поэтому устами женщин расскажем о жизни православных, о том, как они отмечают двунадесятые праздники.
Все исходит из семьи
Первой собеседницей корреспондента «АВ» стала супруга настоятеля храма Равноапостольного князя Владимира матушка Ирина (Соловьева):
— До Рождества у нас строгий пост, еще постный день — 18 января. Это так называемая голодная кутья. Утром я отправляю старших детей в музыкальную школу, младших в детский сад. После обеда у старших общеобразовательная школа, поэтому в силу нагрузки и возраста в еде у детей послабление, тем более в садике никто постную пищу отдельно готовить не станет.
В семье Соловьевых детей пятеро: старшему — 11 лет, младшей 3 годика. Понятно, что сейчас матушка Ирина привязана больше к детям, нежели к службе мужа, хотя дети все понимают и стараются по мере возраста разделять заботы и ее (по дому), и отца (в церкви). Сама Ирина выросла в средней полосе России в рабочей семье. Дорогу к храму первой стала торить мама, когда Ирине было лет 7-8: семейная молитва, обязательное посещение службы по выходным, соблюдение православных канонов, строжайший, без послабления, пост.
— Без поста, и особенно обуздания эмоций, теряется ощущение праздника, когда он наступает. Сорок дней мы воздерживаемся в еде, очень сдержанны в речи, все мысли и беседы в основном на духовную тему. И праздник, уже как кульминация всех ограничений и устремлений, поистине торжество и награда! Самое главное в семье — прививать этические нормы. Сделать это можно только личным примером незлобия, взаимопонимания, милосердия. А то, что в определенный час вечером дети все вместе без напоминания становятся перед иконами к молитве, есть свидетельство наших с мужем стараний приобщить их к православному чину, — продолжает собеседница. — В приближающийся Крещенский сочельник отец Димитрий будет на службе около суток: с вечера всенощное бдение, после полуночи освящение иордани, потом водосвятие в храме почти до полудня… И только когда он вернется домой, мы, как принято 19 января, во дворе все обольемся водой. Дети уже привыкли и ждут этого!
Еще раз о христианских добродетелях
У Петлинських, в пример многим актюбинцам, дорогу к церкви торит глава семьи.
— Ходить на службы начал Филипп, потом и я, — рассказывает о традициях своей семьи Анастасия Петлинськая. — Сейчас храм мы посещаем вместе с детьми, и они почти каждое воскресенье принимают причастие — это норма. Когда обе дочки подросли, мы их стали водить в воскресную школу. В обществе сверстников и грамотного учителя дети с большим интересом и глубже осваивают Закон Божий, уже знают много молитв. А еще воскресная школа облегчает нам поиски общего с детьми языка, особенно в пост, когда трудно объяснить ребенку, почему нельзя долго смотреть телевизор, есть без меры все подряд. В пост детей мы ограничиваем в сладостях и телевизоре. Вот тут-то у них появляется больше времени на книги о житиях святых, детскую библию… И младший сын не ропщет по поводу ограничений, принимает все как данность.
Как и Ирина, Анастасия считает, что формирование личности должно начинаться в семье:
— Главное, что мы с мужем пытаемся привить детям — это жить согласно христианским заповедям. Отсутствие агрессии, бережное отношение к человеку, каждодневная молитва, в том числе и за здравие близких, и есть как раз личный пример родителей. И мы с Филиппом горды тем, что наши дети имеют полное представление о милосердии, добродетели. Когда мы проходим мимо просящих или они сами звонят в дверь квартиры, дети и в собственных запасах ищут, что подать нуждающимся.
В силу того, что дети Петлинських еще малы, к иордани родители их не повезут после всенощной службы:
— Но 19 января они будут умываться или принимать душ. При этом не просто так, а со смыслом, осознавая, что вода в этот день во всех источниках особенная — целебная, исполненная Святого Духа, — заключает Анастасия.
Бог помогает каждому просящему
Надежду Джанибекову мама окрестила в раннем детстве, втайне от мужа. Потом у Нади были годы тотального атеизма.
— В 1989-м я была в Алматы на курсах, когда меня буквально потянуло в храм, ноги сами повели. Видимо, это было проявление ангела-хранителя, — вспоминает очаровательная женщина.
На вопрос, как ей помогает православие, Надежда Харуновна утверждает, что оно спасает ее и выручает во всем:
— Меня уже давно бы на свете не было от болезней, если бы однажды в крещенскую ночь не облилась водой. (Я тогда разрывалась между больным отцом и своим домом и была буквально на износе.) С той ночи обливания стали ежедневными, и, не знаю откуда, появились силы, стала крепнуть не только телом, но и духом! Кстати, воздействие поста я ощущаю таким же благотворным.
Еще собеседница рассуждает о том, что за десятки лет безбожия, которые выпали на долю двух-трех поколений советских людей, атеизм сделал свое разрушающее действие:
— Традиции почти утратились, христианские заповеди забыты. А без их напоминающего и ограничивающего влияния людям живется проще, легко грешится… Но слава Господу, сейчас народ поворачивается лицом к вере: приходят в храм с искренним покаянием, молитвой, читают подвижническую литературу — это меняет мировосприятие, осветляет жизнь человека, наполняет ее ценностями более высокого порядка. А это значит, что следующее поколение должно расти, соблюдая заповеди Бога, прислушиваясь к Его голосу. По своим сыну и внуку я вижу, что молодежь очень чутка к чистому слову, а ведь через него и душа очищается.
Дорогие читательницы, хочется напомнить вам о светлой миссии
хранительницы очага: от наших сегодняшних устремлений будет зависеть мировоззрение наших детей и внуков и то, какой путь они изберут.
Пусть о Боге они говорят с вами, а не со случайными, порой и сомнительными, людьми на улице. Об этом так важно помнить. Хотя бы в святки.
Татьяна ВИНОГРАДОВА