Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Отбор и оценка: главные акценты

Агентство по делам государственной службы РК инициировало изменения в законодательстве о государственной службе. В обновленном варианте предлагаются запрет на прямой перевод из одного госоргана в другой и изменения порядка

прохождения на государственную службу. Вводятся также некоторые ограничения на переход с госслужбы в частные компании.

Прокомментировать предлагаемые нововведения мы попросили заместителя председателя Агентства Али Комекбаева.

— Али Амантаевич, расскажите, пожалуйста, в двух словах о ключевых, на ваш взгляд, поправках в действующий закон о госслужбе.

— В корне меняется сам подход при приеме на государственную службу. Сейчас, чтобы стать госслужащим, необходимо дождаться объявления на конкурс о соответствующей вакансии, сдать тестирование и пройти собеседование. Многие способные и талантливые люди, не желая тратить на это время, уходили в частные структуры. В свою очередь, некоторые нерадивые начальники берут к себе на работу «нужных» людей, которых не всегда подбирают по профессиональным качествам. В предлагаемом нами варианте конкурс о приеме на госслужбу объявляют Агентство и его территориальные подразделения. Независимо от наличия вакантных мест. Те, кто успешно проходит тестирование, зачисляются в кадровый резерв. В дальнейшем отбор на службу государству проводится исключительно из данного списка. Кроме того, изменится и система перевода госслужащих. В предлагаемом варианте, чтобы перейти из одного госоргана в другой, нужно будет повторно сдать тесты и пройти собеседование. Исключение — переводы внутри госструктуры. Еще одно изменение касается перехода с госслужбы в частные компании. Тем чиновникам, которые по своим должностным обязанностям ранее курировали частные структуры, запрещено в них переходить в течение определенного времени.

 

— Если я правильно понял, то любой гражданин РК, не отрываясь от текущей работы, может быть зачислен в резерв?

— Да, если он, конечно, положительно сдаст тесты, в порядке будут все необходимые документы и отсутствует непогашенная судимость.

 

— Сколько раз в год планируется объявлять такие конкурсы?

— Примерно четыре раза в год, то есть раз в квартал. Думаю, этого вполне достаточно.

 

— Что делать тем, кто в первый раз не сдаст тесты?

— Не отчаиваться и продолжать попытки. Правда, надо будет выждать определенный временной отрезок. Сейчас я точно не могу сказать какой, но ориентировочно три месяца.

 

— В прошлый свой приезд (в феврале 2011 года. — Ред.) вы рассказывали актюбинцам о разделении государственных служащих на корпуса. Можете подробнее рассказать об этом?

— Действительно, все государственные служащие будут разделены на три корпуса: корпус политических служащих, управленческий корпус «А» и исполнительный корпус административных государственных служащих.

 

— Поменяется ли количество политических госслужащих?

— Да. В основном в этот корпус войдут нынешние руководители, в частности, министры, акимы и т.д., но часть из них перейдет в корпус «А».

 

— Кто конкретно?

— Если брать по должностям, то в первую очередь начальники областных управлений, департаментов и комитетов министерств, их заместители и акимы сельских округов. В так называемый исполнительный корпус войдут начальники отделов, заведующие секторами, главные и ведущие специалисты. Хочу заострить внимание на том, что перевод в управленческий корпус «А» планируется осуществлять через комиссии по кадровой политике, на центральном уровне под председательством руководителя Администрации Президента РК, в регионах — под председательством акимов соответствующих областей.

 

— В своих выступлениях вы не раз отмечали, что кадровая работа в госорганах проводится зачастую формально. Есть ли пути решения этой проблемы в новом варианте закона?

— В новом варианте ужесточается ответственность кадровиков. Сейчас за нарушения в работе они привлекаются к дисциплинарной ответственности путем наложения взысканий. Самое интересное в том, что по истечении шести месяцев, а то и раньше, оно снимается. С внесением в законодательство изменений за допущение подобных нарушений их будут подвергать серьезному штрафу — до 50 МРП.

 

— Какова роль СМИ в работе вашего Агентства?

— СМИ на самом деле большая сила, поэтому игнорировать их не может ни одна структура. Агентство регулярно проводит мониторинг публикаций в газетах или сюжетов на телевидении, касающихся государственных служащих. На основе этого мониторинга мы отчитываемся перед Администрацией Президента. Даже те поправки, о которых я хотел рассказать актюбинцам, без освещения в СМИ по большому счету не будут услышаны массами. Учитывая это, можно смело говорить о том, что средства массовой информации нам очень сильно помогают в работе.

 

— Кстати, благодаря СМИ стало известно об инциденте на востоке Казахстана, где руководители местных силовых структур устроили в одном из заведений дебош. Реагирует ли ваше ведомство на такие случаи?

— Безусловно. Что касается указанного случая, то все участники того инцидента уже не работают на государственной службе. Более того, там сменилось руководство силовых структур. Кстати, по кодексу чести любой госслужащий, против которого выдвинуты публичные обвинения, должен также публично опровергнуть их, в том числе и в судебном порядке. Если этого не будет сделано, то к нему будут предприняты меры.

 

— К нам иногда обращаются читатели с жалобами на некорректное поведение госслужащих. Чем может помочь им ваше подразделение?

— Если гражданин столкнулся с грубым обращением со стороны государственного служащего, то он имеет полное право написать в местное управление по делам госслужбы заявление с указанием места и времени инцидента, а также должности и фамилии чиновника. Там обязательно разберутся, и если будет доказана вина государственного служащего, то будут предприняты меры. Для сбора доказательной базы желательны аудио- или видеозапись инцидента, но будут приняты и письменные подтверждения очевидцев. Я, кстати, хотел бы отметить, что каждый человек, работающий в государственных органах, должен четко соблюдать Кодекс чести. Это серьезный документ, за нарушение которого можно легко расстаться с должностью.

 

— Будут ли приниматься меры по отношению к «засидевшимся» чиновникам? Я имею в виду тех, кто не просто долго работает на одной должности, а делает это крайне неэффективно и не желает повышать свою квалификацию.

— Законопроект напрямую не предусматривает такого. Но по отношению к корпусу «А» это будет происходить. А вообще-то, чтобы человек не думал, что он приватизировал «свое» место, будет внедрена ежегодная система оценки.

 

— В предлагаемых поправках в закон «О государственной службе» роль вашего ведомства будет однозначно усилена, но будут ли усилены полномочия его сотрудников? Если нет, то нет ли опасения, что все потуги могут оказаться напрасными?

— Агентство по сей день не обладает правом вынести обязательный для исполнения протест или предписание. Единственное, что мы можем, так это внести предложение или рекомендацию. Но, учитывая прямую подотчетность Администрации Президента РК, на практике все наши рекомендации или предложения, как правило, исполняются. Не хочу забегать вперед, но отмечу, что согласно законопроекту Агентство планируется наделить полномочиями по составлению административных протоколов. А это уже весомая императивная функция. Кроме того, сейчас идет работа по усилению статуса Агентства.

 

— Будет ли усилена роль дисциплинарных советов?

— В настоящее время мы видим некий дисбаланс в работе диссовета. Сейчас он занимается всеми делами подряд — от мала до велика, распыляя свои силы. В результате на ковер вызываются в основном специалисты исполнительного звена, а большие руководители остаются в тени. Мы планируем поменять подход. Дисциплинарные советы должны будут рассматривать только дела руководителей высокого ранга, вплоть до заместителей акимов областей. Чиновниками низкого ранга должны заниматься дисциплинарные комиссии госорганов. В свою очередь будет жесткий спрос с председателей дисциплинарных комиссий.

Асхат КАЛЖАНОВ

Колонка "Взгляд"