Министр транспорта Марат Карабаев встретился с жителями нашей области. Актюбинцы поднимали вопросы аварийности на автотрассах, режима отдыха дальнобойщиков и таксистов, отмены утильсбора, пересмотра проекта строительства полотна через Бестамак и качества ремонта дорог.
Общение с министром в Академии творчества длилось почти три часа. В необходимости строительства и ремонта автодорог убеждали жители сел Айтекебийского, Мартукского, Мугалжарского и других районов, которые специально прибыли в город за сотни километров. Масса жалоб была предъявлена к качеству автодороги Актобе – Хромтау, а трассу Кандыагаш – Эмба выступавшие называли дорогой смерти.
Прозвучал вопрос о новшествах контроля режима труда и отдыха водителей. Для минимизации аварий вводят среднюю скорость.
– На участке Астана – Боровое при максимальных 140 километров в час камеры фиксируют передвижение транспорта со скоростью до 238 километров в час. Конечно, водитель теряет контроль, – констатировал министр. – Поэтому сейчас вводят понятие «средняя скорость». Если водитель превысит этот показатель, его оштрафуют.
По словам Марата Карабаева, снизить аварийность поможет также соответствующая инфраструктура: устанавливают проходы для скота, переезды, столбы освещения. С помощью интернет-агрегатов внедрят контроль за трудом и отдыхом водителей.
Руководитель ТОО «Kaztachocenter» (г. Астана) Абугали Жакупов рассказал, что вместе с польской компанией они в течение двух недель испытывали электронную платформу, благодаря которой можно будет контролировать скорость движения транспорта и режим труда водителей. К слову, вместе с е-платформой функционирует и тахограф. Система может объединиться с сервисами Яндекс и inDriver.
Жительница Бестамака Алгинского района Жангуль Асрепова передала министру заявление от 156 сельчан. Они просят не закрывать шумозащитными экранами трассу, которая проходит через село.
– Мы живем на одной стороне Бестамака, на другой расположены детсад, школа, больница. Экраны по сторонам дороги неудобны для нас. К тому же в селе действует 15 объектов придорожного сервиса. В магазины и кафе перестанут ходить клиенты, если появятся экраны.
Министр прокомментировал, что установка шумоизоляционных экранов – требование кредитора – «Азиатского банка развития».
– Можно отработать с банком, чтобы они убрали это требование, – ответил Марат Карабаев.
Горячо обсуждали собравшиеся петицию об отмене утильсбора, которая собрала 50 тысяч голосов.
– Казавтопром не справляется с потребностью населения в транспорте, их продукция дорогая и ее на всех недостаточно, – высказался активист Еркебулан Кулбасов. – Большинство казахстанцев не в состоянии приобретать дорогие автомашины из-за закредитованности.
– Отмена утильсбора не является прерогативой нашего ведомства, – объяснил министр. – Считаю, что утильсбор – необходимая норма для настоящего и будущего страны с точки зрения создания новых рабочих мест, повышения квалификации кадров. На автозаводах трудятся граждане Казахстана, наша страна этап за этапом развивает машиностроение. Отрасль становится на ноги. Нужно дать ей возможность для развития.
Министр озвучил приоритеты. В первую очередь это средний ремонт автодороги из облцентра в Шалкар. В бюджет уже заложены средства на ремонт первых 95 километров.
– Жители просят, чтобы мы продлили этот участок до Эмбы. На следующий год запланируем расходы, – заверил Марат Карабаев.
Следующий проект – строительство 106 километров Южного обхода Актобе. Цена вопроса – свыше 200 млрд тенге, так как предусмотрено возведение моста и четырех полос.
– Мы решили разделить этот проект на два этапа. В лучшем случае начнем реализацию в 2026 году, – объяснил министр транспорта.
Третий вопрос – строительство обхода Кобды. Международная трасса проходит посередине этого населенного пункта, причем несколькими поворотами. В 2019 году, к сожалению, там произошло ДТП с летальным исходом.
– Акимат области просит, чтобы мы предусмотрели обход райцентра протяженностью 16 километров, – отметил Марат Карабаев.
Он сказал, что в нынешнем году завершат ремонт участка Актобе – Кандыагаш, отремонтируют дорогу в Шалкар. В дальнейшем поэтапно сделают 262 километра четырех полос из Актобе до Карабутака. Затем проведут средний ремонт отрезка из Карабутака до границы Кызылординской области.
Межремонтный период на автодорогах составляет пять лет. Если каждые пять лет проводить средний ремонт, ежегодно потребуется вкладывать в эту сферу по 500 млрд тенге. Пока на эти цели такого объема средств не предусмотрено.
– Поэтому давайте больше уделим внимание правильному содержанию дорог, – предложил Марат Карабаев. – Мы просим подключаться общественных активистов, контролировать качество ремонта и проезд по ним большегрузной техники.
Программа, озвученная Главой государства, – ремонт не менее десяти тысяч километров автодорог республиканского значения. Это поможет привести их в хорошее состояние к 2026 году. Думаю, общество уже скоро почувствует изменения к лучшему.
Татьяна ТОКАРЬ