Почему так важно хранить семейную историю, историю народа, пережитую предками за годы войн, нашествий, голода, чтобы оставить в памяти подрастающего поколения? На этот вопрос ответов много. Начнем с себя.
Мы так часто упрекаем власть в том, что память о подвигах солдат Великой Отечественной войны или тех, кто стал жертвой сталинских репрессий, строил города, участвовал в индустриализации, сохраняется не должным образом. Но ведь государство начинается с крупинки, с каждого из нас. А какое воспитание мы даем собственным детям? Что знаем о своих предках? Во многих семьях забыты имена даже дедов и прадедов либо внуки не отличают ата от нағашы ата. А как же знание семи поколений жеті ата?
Чингиз Айтматов еще в начале индустриализации говорил, что городской человек – это воплощение нового века и технического прогресса. Одним словом, жертва нового времени. Каков сегодняшний человек, независимо от того, городской он или сельчанин?
На уроке русского языка и литературы в музыкальном колледже имени Ахмета Жубанова мы анализировали произведение Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»). Главным героем в нем является время. Вставленная легенда обобщает главную мысль романа: человеческий род в целом и каждый отдельный человек, лишенный исторической памяти, забывший собственное прошлое и прошлое своего народа, лишается корней, превращаясь в манкурта.
Учащиеся задумались и признались, что сегодня зависимы от социальных сетей не только сами, но и родители, даже бабушки, дедушки. А воспитание на примерах предков уходит в прошлое. К примеру, Айжан Нуржанкызы пишет: «Каждый казах должен знать жеті ата как национальное достояние. Наш народ всегда уделял огромное внимание своей родословной. Родственники до седьмого поколения считались близкими, поэтому между ними запрещались браки, чтобы избежать кровосмешения». В своем эссе она приводит пословицу: «Жеті атасын білген ұл – жеті жұртынтың қамын жер». Жанылсын Жуматова считает, что «страна двигается по мотивам ее жителей. Сплоченность, единство, дружба и взаимопонимание позволят нам пройти все трудности, развиваться и цвести государству. Давайте беречь в памяти все, что стало священным для каждого из нас, то, что является нашей Родиной». Цитата из размышлений Асель Дусаевой: «Пока писала эссе, настолько прочувствовала все пройденные трудности нашего народа, что во мне еще ярче вспыхнули ноты патриотизма. Перед глазами, как в кадрах фильмов, прошли исторические события (война, голод, страх, репрессии). Только все вместе мы построим сильное государство. Сплоченность народа – главное достояние страны». А Нуркен Киният понимает, что «Независимость далась нам нелегко. Свободной и счастливой жизнью мы обязаны своим корням – предкам. Надо помнить о героях и всегда прославлять их. Помнить историю народа – это наш долг».
Продолжая тему городского человека, Мейрхан Утегенов пишет: «Что можно предпринять, чтобы быстро развивающиеся технологии не поглотили человечество? Вам не кажется, что этот вопрос так же важен, как вопрос об экологии?». Ответ на него предстоит дать им, подрастающему поколению казахстанцев.
Айгуль КАУШЕВА,
преподавательколледжа имени А. Жубанова
Фото из личного архива Айгуль КАУШЕВОЙ