Актюбинская областная государственная инспекция по охране историко-культурного наследия, курируемая управлением культуры, архивов и документации, обеспечивает сохранение и изучение памятников истории и культуры. Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность организации, выступает Закон РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия». Об одной из главных функций инспекции — исследовании земель предполагаемого освоения и выдачи разрешений для их целевого использования — беседа с руководителем учреждения Асланом Мамедовым.
Что оберегаем?
— Аслан Маликович, насколько памятники нашего региона представляют ценность для науки?
— Размер Актюбинской области, расположенность ее на стыке Европы и Азии, на территории различных физико-географических районов наложили отпечаток на специфичность и разнообразие памятников. На сегодня в государственном списке памятников области значатся 659 объектов историко-культурного наследия. Но изучение архивных данных, полевые разведочные работы показали, что памятников у нас гораздо больше и количество их может увеличиться в 2-3 раза. Можно с гордостью сказать, что в области имеются все типы памятников, характерные для кочевых и земледельческих цивилизаций степной Евразии: древние поселения, медные рудники, курганные могильники, мавзолеи, мечети и т.д.
— А уникальные?..
— Некоторые из них действительно являются исключительно редкими и уникальными. Например, из археологических памятников можно назвать петроглифы грота Толеу-булак Мугалжарского района. Уникальность этого памятника в том, что на небольших скальных углублениях нанесены рисунки, выполненные еще в III-IV веках до нашей эры. То есть возраст их около 5-6 тысяч лет. Ученые не исключают возможность удревнения возраста на 10 и более тысяч лет и отмечают, что ничего подобного нет в Центральной Азии. К уникальным можно отнести и древние курганы могильника Кумсай на территории Уилского района. Здесь несколько лет назад археологи области нашли крупный некрополь, состоящий из более чем 160 курганов, но, к сожалению, разрушенный при строительстве автодороги Кобда-Уил. Когда начали исследовать его, оказалось, что возраст этих курганов около 5-6 тысяч лет. По исследованиям можно предположить, что это первые захоронения, появившиеся в Актюбинской области. Захороненные в них люди были древними скотоводами, вероятно, перекочевавшими сюда с Кавказа. Таких памятников — десятки. Многие задаются вопросом, для чего их нужно охранять, исследовать? Замечу, что все эти памятники сегодня являются практически единственными источниками изучения древней истории нашего края. А ведь каждое исследование открывает новые исторические горизонты, показывает, как жили древние племена, занимались ли они скотоводством, какие имели религиозные представления и т.д.
— Какова степень исследованности и сохранности памятников в целом?
— За последние два года госинспекция усилила работы по проверке состояния памятников. Были осмотрены более 200 объектов истории и культуры. Сплошной разведкой пройдена северная часть Актобе и территория Каргалинского района. Кроме археологических памятников, были проверены памятники градостроительства и архитектуры областного центра, Уилского, Шалкарского, Байганинского и Каргалинского районов. Оказалось, что, как и у многих государственных организаций, у нас много проблем. Особенно это касается археологических памятников, тем более что в количественном отношении они абсолютно превалируют над другими типами памятников и являются практически единственными источниками познания тысячелетней истории и культуры народов, проживавших на территории РК.
Куда ни кинь — везде клин
— В каком состоянии вы приняли дела инспекции?
— Начнем с государственного списка памятников истории и культуры. Утвержден он в 2010 году, и при изучении архивных данных и проведении полевых работ пришла мысль о том, что при составлении списка использован формальный подход. Например, некоторые памятники Каргалинского района введены по данным 20-х гг. XX века. Их первооткрыватель Михаил Грязнов уже тогда отмечал аварийное состояние объектов: камни оград увозились на хозяйственные нужды. Другая часть историко-культурного наследия составлена по данным 70-80-х годов XX века, что требует переоформления. Выезжая к местам расположения памятников, некоторые мы уже не находим: они уничтожены распашкой полей еще в прошлом столетии. Есть памятники, значащиеся в государственном списке под двумя-тремя названиями. То есть список составлялся наугад.
Вторая проблема и, наверное, первостепенная — это разрушение памятников при строительстве автодорог, при освоении территории недропользования, при распашке посевных площадей и т.д. На сегодня, к сожалению, можно привести более десятка таких примеров. При осмотре некоторых памятников складывается впечатление, что, возможно, их разрушали специально с целью ограбления археологических находок (Темирский и Мугалжар-ский районы). Можно сказать, что Закон Республики Казахстан «Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия» на местах не соблюдается. А ведь до отвода земельных участков нашей инспекцией должны производиться исследовательские работы по выявлению объектов историко-культурного наследия — при согласовании земельных участков под освоение недропользователями, при выделении площадей под посевные площади, строительстве коммуникаций, дорог и т.д. Власти должны требовать от исполнителей экспертное заключение на наличие или отсутствие памятников историко-культурного наследия.
Еще в 2013 году инспекцией от имени замакима области отправлены специальные письма примерно ста организациям с разъяснением законодательства РК. Кроме того, инспекция входит в состав областной специальной комиссии по предварительному выбору земельных участков. Поначалу не все понимали важность вопроса, а после разъяснительных писем с фотографиями памятников ситуация начала выравниваться.
Работаем, несмотря на проблемы
— Каковы ближайшие планы инспекции?
— На сегодня мы готовим обновленный список памятников. Чтобы не допустить прежних ошибок, все известные в настоящее время объекты историко-культурного наследия (более тысячи) изучаются и наносятся на карту. Кроме того, с целью сохранения от возможных разрушений подготавливаются более подробные карты расположения памятников, их описание, фотоматериалы. Все это мы направим в акиматы районов и сельских округов, чтобы уже на местах создавали опорные карты-схемы местности и при выделении земельных участков знали места их расположения. С другой стороны, мы начали проводить работы с пользователями территорий. После определения места памятника устанавливаем хозяина территории и составляем с ним охранное обязательство, что способствует охране объектов историко-культурного наследия. Радует, что все пользователи с пониманием относятся к этой процедуре.
Помимо вышеперечисленного, мы устанавливаем охранные знаки возле памятников. К настоящему времени там можно увидеть таблицы с указанием названия и возраста памятника.
В 2015 году были определены охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта на такие памятники, как Даумшар, Карасакал, Есет батыр и т.д. То есть на этих территориях будут запрещены строительная и любая другая деятельность. Ранее такие работы были проведены на некрополях Хан моласы и Абат-Байтак. В 2016 году планируется начало работ по составлению охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта на археологические памятники. На более чем 50 объектах уже проведены предварительные работы.
— Хватает ли сил для всего фронта работ?
— Вопрос кадров — один из самых болезненных, так как в области всего пять инспекторов, включая директора. Имея такой штат и огромный объем работы, о качественном обслуживании и содержании памятников говорить трудно. Я знаю, что в европейских государствах за каждым памятником закреплен инспектор. Еще считаю, что с памятниками должен работать не только инспектор, но и искусствовед, архитектор и так далее, ведь речь идет о национальной истории. В области так много мечетей, мавзолеев, других памятников, которые пребывают в аварийном состоянии! Нужна и реставрационная служба. В Западно-Казахстанской и Кызылординской областях такие службы есть — значит, там изыскали финансовые и кадровые резервы. Если власти немедленно не задумаются над этим вопросом, какое культурное наследие мы оставим потомкам?
Татьяна ВИНОГРАДОВА