Второй год по инициативе главы региона Ондасына Уразалина проводятся исследования по региональной научной программе «Сакральная география Актюбинской области». Данная программа связана с важнейшими положениями статей Первого Президента РК Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи». Одним из важных ее направлений является подготовка материалов к изданию крупного иллюстрированного, специализированного каталога сакральных мест региона. Что собой представляет каталог, какие памятники будут включены в академическое издание и по каким параметрам? На эти и другие вопросы корреспондента «АВ» отвечают ученые института археологии имени А. Маргулана, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Арман Бисембаев и главный эксперт Газиз Ахатов.
— Для чего нужно издание «Сак-ральная география»?
— Для повышения образовательного уровня широких масс населения, заполнения белых пятен в истории региона. В нем будут обобщены материалы по сакральным памятникам с древнейших времен до позднего средневековья Актюбинской области, а также накопленные фактические данные по памятникам, имеющим явно культовый акцент. На территории нашей области сохранилось множество сакральных мест от эпохи древности до новейшего времени. Издание играет важную роль в деле популяризации и пропаганды национального достояния и культурного наследия среди населения. На его базе можно выбирать объекты туризма.
— Как готовится издание? На каждый памятник составляется документация?
— Исследования по подготовке материалов проводятся Институтом археологии имени А. Маргулана. В научно-исследовательскую группу вошли археологи, историки, этнографы, географы, в том числе из АРУ им.
К. Жубанова и областного историко-краеведческого музея.
В книге будут приведены история изучения, характеристика и особенности распространения памятников. Проводятся работы по изучению архивно-библиографических, устных источников, материалов полевых изысканий по сакральным памятникам. На каждый из них составляется подробная характеристика: полное описание, картографирование, назначение и характер использования.
— Какие объекты или памятники можно отнести к сакральным?
— Выделяются следующие памятники, относящиеся к сакральным объектам:
— особо почитаемые природного происхождения – горы, сопки, родники, реки, ущелья, деревья, пещеры, отдельные ландшафты и другое;
— археологические и культовые архитектурные сооружения – курганы, некрополи, святилища, наскальные изображения, мавзолеи и др.;
— религиозные и культовые объекты, в том числе связанные с захоронением известных исторических личностей (ханов, биев, батыров, акынов, баксы и т.д.);
— сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями (места сражений или проведения общенациональных курултаев и т.д.).
Они являются местами традиционного паломничества и объектами туризма. В них до сих пор сохраняются истоки духовной культуры.
— Каким образом определяется их сакральность?
— Они должны соответствовать одному или нескольким критериям:
— быть уникальным объектом, иметь историко-культурное и общественно-политическое значение;
— быть связанным с особо значимыми историческими событиями и выдающимися личностями;
— иметь отношение к истории мировых и традиционных религий;
— являться выдающимся образцом-видом памятника, ансамбля; объектом природного ландшафта;
— быть объектом паломничества;
— объект должен иметь устную/историографическую традицию.
Соответствие объекта одному или нескольким критериям научно обосновывается, сакральная ценность подтверждается информацией из исторических источников, которые признаны как достоверные или правдивые.
— Каково состояние сакральных объектов?
— Оно различно по регионам и зависит от места расположения, типа, вида памятника и степени охраны. Лучше всего обстоит дело с культовыми архитектурными памятниками, имеющими различный статус охраны, указанными в госреестре памятников истории и культуры РК. Большинство из них прошли реставрацию, имеют удовлетворительное состояние, подъездные пути. Хотя есть объекты, требующие дополнительного исследования, консервации, реставрации и специального подхода в музеефикации.
На территории области расположено множество археологических памятников, начиная от эпохи камня до позднего средневековья. Но не все могут попасть в издание как сакральные объекты. Для этого проводится работа по соответствию памятников критериям сакральности. Например, есть яркие могильники, курганы, святилища, где совершались захоронения и культово-ритуальные обряды. В особую группу попадают наскальные рисунки – петроглифы, которые дают нам представления о культово-мифологических воззрениях жителей, населявших регион в древности.
— Можно подробнее о древних наскальных рисунках?
— К примеру, в Айтекебийском районе расположены петроглифы Кайракты периода бронзы, включающие изображения колесниц, колес, также фаллические изображения. Яркие наскальные рисунки эпохи каменного века расположены в гроте Толеубулак в Мугалжарском районе. По мнению исследователей, это самое древнее в Казахстане святилище с наскальными изображениями, где сохранились резные линии, чашевидные углубления, фаллические знаки.
— Назовите несколько культовых архитектурных сооружений или построек.
— Некрополь Абат-Байтак, Ойсылкара, мемориальные комплексы Хан-Моласы, Кобыланды батыра, Есет батыр Кокиулы, мавзолей и мечеть Дос-жан ишана и т.д.
— Какие культовые места известны на территории области?
— Их очень много. Некоторые материалы подготовила (к сожалению, ныне покойная) Ирина Викторовна Ерофеева – выдающийся исследователь, крупный специалист в изучении истории Казахстана позднего средневековья и нового времени. Это культовые места Бокенбай шокысы (Пик Бокенбая), Жалгызагаш (Одинокое дерево), Манаулие (Святой Ман) и т.д.
— Какие природные объекты вызывают интерес?
— К ним можно отнести долину реки Айдарлыаша, горную гряду Южный Актолагай, кратер Жаманшин, Мугоджары, каньон Шуылдак, урочище Оркаш, пески Баркын, чинк Донызтау, реликтовый лес Мартук и другие.
Абат КАРАТАЕВ