Неотъемлемой составной частью материальной и духовной культуры любой страны являются недвижимые памятники, к которым относятся архитектурные сооружения, археологические древности, памятники монументального искусства и истории.
В Казахстане, по оценкам специалистов, насчитывается не менее 150 тысяч памятников историко-культурного, художественного значения. Причем учтены они еще не полностью. Значительная часть из них находится в Западно-Казахстанском регионе, где особую важность имеют разнообразные и многочисленные памятники Актюбинской области, размещенные на обширных территориях к северу от Арала и Устюрта. Такое огромное число памятников при соответствующем их исследовании, охране, реставрации является неисчерпаемым источником познания прошлого нашей страны, ее многообразной культуры. Значимость древних сооружений, разбросанных на огромном пространстве, многократно возрастает сейчас, в период становления и развития суверенной Республики Казахстан, поскольку они являют собой основополагающий историко-культурный форпост территориальной целостности, независимости государства. Вполне очевидно комплексное, многоплановое культурно-идеологическое, пропагандистское, экономическое (в связи с развитием туризма) значение разнообразных недвижимых памятников. Особое значение имеют так называемые «памятники степной зоны», относящиеся, преимущественно, к ХIV-XV — началу XX веков. Это многочисленные мемориально-культовые комплексы, остатки скотоводческих поселений, камнерезные эпиграфические памятники, старинные колодцы и т. д. Комплексное изучение, охрана, реставрация, консервация и дальнейшее использование этих, ныне интенсивно разрушающихся, исчезающих уникальных памятников, наиболее полно отражающих историко-культурную специфику Казахстана как наследника древней степной цивилизации, является важнейшей задачей общегосударственного значения.
В Казахстане проблемами недвижимых памятников последние 40 лет в основном занимается реставрационная организация Министерства культуры (ныне РГП «Казреставрация»). Но для ее деятельности характерен производственный, практический уклон и недостаточная научно-теоретическая, методическая основа при осуществлении охранно-реставрационных и других мероприятий, которые традиционно возложены на это учреждение (в том числе и издание Свода памятников Республики Казахстан). Ощущается отсутствие концептуальной программы в сфере научного исследования, охраны и обнародования недвижимого историко-культурного наследия, необходимых приоритетов в консервационно-реставрационной деятельности, слабая координация со специалистами. В результате на фоне определенных количественных успехов в области охраны и реставрации недвижимых памятников республики развились негативные тенденции, ведущие к искажению и утрате историко-культурного наследия: неверное, не всегда обоснованное «воссоздание» памятников; следование принципу «облегченной реставрации» на наиболее сохранившихся (но не наиболее приоритетных) сооружениях; совершенно недостаточное внимание к самобытным памятникам степной зоны; хроническое отставание важнейшего направления консервации, в особенности сырцовых построек и т. д.
В частности, в практической сфере это находит выражение в весьма сомнительных решениях по полной реставрации (восстановлению) отдельных выдающихся памятников, отражается и на качестве работ. Например, если говорить о выдающемся памятнике степного зодчества мавзолее Абат-Байтак, то следует указать, что он был реставрирован в соответствии с пресловутым принципом «полного воссоздания», и не все в его современном облике является обоснованным (в частности, элементы портальной части). Да и само уникальное средневековое сооружение в целом выглядит сейчас как новая постройка и утратило былой «аромат древности». Несомненно, с особой осторожностью и тактичностью необходимо осуществлять и работы по благоустройству в зоне выдающегося памятника, в особенности возведение различных новых построек служебно-технического характера, которые должны устанавливаться в отдалении от основного объекта и не влиять на его восприятие.
Имеются многочисленные яркие примеры разрушения в последнее время добротных сооружений народного зодчества, которые долгое время оставались и остаются вне практических интересов охранно-реставрационных органов вследствие своей пресловутой «неприоритетности», весьма зыбкого для современной эпохи фактора удаленности, а также фактора неудобности, «сложности» таких объектов, имеющих значительные разрушения или возведенных из сырцовых конструкций. В качестве примера можно привести обрушение минарета мечети рода култас (Дильмаганбета) на северо-востоке Актюбинской области (аварийный объект был зафиксирован и обследован еще в 1983 году). По-прежнему остаются без должного внимания многочисленные и наиболее самобытные в Казахстане памятники народного зодчества, возведенные из сырцового кирпича. Многие из этих уникальных построек, прежде всего мавзолеев, уже разрушились, другие же находятся в стадии окончательного исчезновения. В качестве примера приведу мавзолей Каражана, конца XIX — начала ХХ веков, находящийся в Айтекебийском районе, около села Аккум. За последние десятилетия этот оригинальный памятник архитектуры подвергся сильнейшему разрушению, стал неузнаваемым. Долгие годы не уделяется внимания уникальному для степного региона многокамерному мавзолею Алмата Тобабергенулы в Иргизском районе. Охранно-реставрационные организации избегают иметь дело с такими «неудобными объектами» с многочисленными разрушениями сырцовых конструкций и находящимися в отдаленных местностях. Думается, так обстоит дело и во многих других районах степного Казахстана и мы находимся в преддверии исчезновения самобытного пласта нашей культуры.
С другой стороны, немало нареканий у специалистов и к вышедшим томам Сводов памятников областей, которые издаются в последние годы бессистемно, без единой методики, с привлечением недостаточно компетентных исполнителей. Конечно, Свод памятников — это отдельная, больная тема, но для нас очевидно, что многие тома (а возможно, и весь Свод в целом) требуют переработки и переиздания. Нередко областные тома Свода издаются келейно, без привлечения всех специалистов и, в частности, нам до сих пор неясно, издан ли Свод памятников Актюбинской области или нет? Имеются также существенные замечания и к Государственному списку памятников, который фактически составлен по данным начала 1980-х годов, и в котором отсутствуют многие выдающиеся памятники, неизвестные практикам, имеются неточности в названиях, датировке и т. п.
Вполне очевидно, что корни этих и других недостатков лежат в сфере научно-методической деятельности, фактическом отсутствии таковой, и которая, как видно, требует скорейшего развертывания, усиления и координации. В связи с этим в настоящий период продолжающейся интенсивной работы по историко-культурному наследию Казахстана со всей необходимостью встает актуальная задача развития важнейшего для нашей культуры направления памятниковедения. Одной из первостепенных, стержневых отраслей в этом направлении в настоящий момент становления суверенного государства должно стать «казах-ское памятниковедение», ориентированное на системное выявление, комплексное изучение, широкое обнародование, охрану, консервацию, реставрацию, использование памятников последних веков (отчасти еще сохранившихся), наиболее причастных к казахской истории и культуре и находящихся главным образом в степной зоне Казахстана. Неотложность реализации этой задачи диктуется, помимо уже высказанных причин, тем фактом, что большинство из этого огромного круга памятников находятся в стадии окончательного разрушения, в особенности сырцовые и другие сооружения XIX – начала XX веков, расположенные вне населенных пунктов.
«Казахское памятниковедение» как научно-практическое направление представляется в настоящий момент наиболее актуальным в рамках стратегического национального проекта «Культурное наследие» и отвечающим основным задачам этой программы, как аккумулирующей основы материального и духовного наследия страны, как базиса идеологии государства. В степной зоне Казахстана сосредоточено огромное количество историко-культурных памятников XV — начала XX веков, с которыми теснейшим образом связана история нашей страны, этногенез и культура казахского народа. В типологическом отношении они распределяются на 3 основные группы памятников, в соответствии с которыми и определяются ключевые отрасли (направления) «казахского памятниковедения».
1. Мемориально-культовая архитектура. Наиболее многочисленная и изученная группа памятников аридно-степных зон Казахстана. Наряду с выдающимися мемориальными сооружениями эпохи Золотой Орды, Акорды, Кокорды, Казахского ханства и Ногайской Орды (величественные мавзолеи Аяккамыр, Коккесене, Кесене, Абат-Байтак, Балгасын, Коккумбет и др.) имеются многочисленные сооружения казахского народного зодчества
2-й половины ХVІІІ — начала ХХ веков (мавзолеи, мечети, надгробия, стелы), нередко сосредоточенные на мемориально-культовых комплексах — некрополях, старинных кладбищах. Это наиболее репрезентативное, самобытное и вместе с тем базовое направление отечественного памятниковедения, с которым связаны как расширение научных исследований, основная реставрационная практика будущего, так и развитие туризма, разработка адекватной национальной символики и т. д.
2. Поселенческие памятники (казахские скотоводческие поселения). К этой группе памятников относятся многочисленные остатки (как правило) и сохранившиеся образцы старинных кыстау — зимовок, других традиционных жилищно-хозяйственных сооружений, культово-жилищные комплексы, старинные колодцы и т. д. Памятники имеют распространение почти на всей территории Казахстана, но слабо изучены. Комплексное исследование памятников, относящихся к системе скотоводческого поселения казахов, имеет важное научно-практическое значение, значительные перспективы консервационно-реставрационной деятельности и использования для расширения туристических маршрутов.
Многие уникальные памятники этого круга остаются до сих пор неизвестными, например, выдающиеся архитектурно-ландшафтные комплексы Северного Устюрта (Донызтау), могущие стать основой международного, в том числе экстремального туризма. Со времени открытия этих феноменальных комплексов — казахских стационарных поселений-аулов XIX — начала ХХ веков, которые в основном расположены в Байганинском районе Актюбинской области, – прошло уже более 30 лет, но на них до сих пор не обращается должного внимания: памятники не исследованы до конца, не обнародованы достойно и не вовлечены в сферу туризма, в общественный оборот. Хотя на самом деле культово-жилищные комплексы Донызтау представляют собой выдающееся явление степной цивилизации и могли бы стать гордостью региона, его брендом.
3. Памятники тюркской арабографичной эпиграфики. Это, прежде всего, камнерезные мемориальные сооружения с эпитафиями (стелы-кулпытасы, надгробия), а также другие виды памятников с арабографичными надписями. Памятники имеют в Казахстане весьма широкое распространение, очень многочисленны в западных областях и относятся к ХII-XIII — первой трети ХХ веков. Изучение и охрана данной категории наследия имеют важное значение для истории культуры Казахстана, обоснования феномена казахской письменности и т. д. Памятники мемориальной арабографичной эпиграфики особо значимы как фактор, объединяющий значительную часть тюркского мира.
Кроме вышеуказанных основных научно-исследовательских направлений «казахского памятниковедения», важное значение имеет исходящее из них научно-прикладное историческое направление изысканий, связанное с атрибуцией многих памятников, являющихся захоронениями выдающихся политических деятелей Казахской степи эпохи средневековья и нового времени. В частности, многие крупные, знаковые мемориальные сооружения до сих пор не идентифицированы (мавзолеи Алаша хана, Аяккамыр, «Калбасунская башня», Балгасын, Коккесене, Кесене, Абат-Байтак, Кошкар ата на Северном Устюрте, Коккумбет и т. д.). Изыскания в этом направлении могут носить и комплекс-ный научно-практический, междисциплинарный характер, о чем убедительно свидетельствует обнаружение в последние годы могилы Абилкайыр хана на некрополе Хан моласы.
Как известно, ее местонахождение было обосновано комплексными изысканиями (историческими, этно-графическими, геофизическими, археологическими) и подтверждено сравнительным генетическим анализом предполагаемых костных останков хана и его прямых потомков.
Таким образом, значение перспективного развития памятниковедческого направления в Казахстане (прежде всего на базе «казахского памятниковедения») очень велико и связано, в первую очередь, с государственными задачами территориальной целостности, национальной безопасности, этнокультурной идентичности, экономического развития в сфере культуры и т. д. Широкая научно-методическая работа в области изучения, охраны и обнародования исключительно многочисленных и разнообразных недвижимых памятников на всей территории страны (не обязательно «шедевров» и общеизвестных) особо значима в идеологическо-воспитательном плане, в сложном процессе выработки адекватного исторического сознания в народе, в укоренении патриотизма как на общегосударственном, так и на местном уровне. Целенаправленная научно-практическая деятельность в сфере памятников будет способствовать воссозданию подлинной историко-культурный среды (без региональных и цивилизационно-оценочных перекосов), с надежными материальными ориентирами, явится важным стимулом для более широкого развития туризма во всех уголках страны.
Вышеизложенное свидетельствует об острой необходимости создания в Казахстане с его огромной территорией, большим количеством разнообразных памятников, в особенности в отдаленных местностях, научно-исследовательского центра проблем памятниковедения. В нем могли бы быть объединены силы ведущих в республике специалистов этого комплексного направления из числа этноархеологов, архитекторов, археологов, этнологов, историков, искусствоведов, арабистов и других опытных профессионалов в сфере памятниковедения.
Серик Ажигали, доктор исторических наук,
профессор, член-корреспондент
Международной академии архитектуры стран Востока