Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Парламентаризм — база конституционной основы государственности

НАРОД В ПОТОКЕ ИСТОРИИ

Новейшая история Казахстана насыщена рядом судьбоносных событий и свершений, на изучение и исследование которых было акцентировано внимание историков и представителей социально-гуманитарных наук 5 июня нынешнего года на заседании межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории.
В основном докладе и выступлениях ученых был очерчен круг актуальных проблем истории демократии и государственного строительства независимого Казахстана. Накануне важнейшей даты нашей государственности — дня принятия Основного Закона — хотелось бы остановиться на истории парламентаризма Казахстана.

Как известно, 30 августа 1995 года на Всенародном референдуме населением была одобрена Конституция нашего государства. Конституция является Основным Законом жизни общества и во всех государствах планеты является фундаментом законотворчества. Принятие Конституции предначертало исторический курс на правовое, демократическое и социальное государство. Данное событие, без тени сомнения, является важнейшим историческим, переломным в модернизационных процессах последующего периода. Как свидетельствует мировой опыт, базой для реализации основных положений Конституции является Парламент конкретного государства.
Эффективное функционирование Парламента — один из базовых элементов демократии. Итоги деятельности Парламента нашего государства позволяют утверждать, что практически сформирована оптимальная законодательная база в республике. К примеру, по официальным данным, принято более 2 тысяч законодательных актов, регулирующих различные сферы общественной жизни, ратифицированы международные соглашения, обеспечивающие глубокую и эффективную интеграцию Казахстана в мировой цивилизационный процесс. При этом следует иметь в виду, что казахстанский парламентаризм в современном его виде — сравнительно новый институт представительной власти, имеющий свои глубокие исторические корни.
Прошлое свидетельствует о том, что парламентаризм — явление, свойственное казахскому обществу со времени его формирования. Нынешнее состояние этого института — один из этапов длительной истории развития. Так, истоки парламентаризма правомерно будет искать со времен казахских государств, существовавших в форме военной демократии. В XVII веке появился свод законодательства хана Есима, и впоследствии на их основе, с учетом новых требований эпохи, в XVIII веке был создан наиболее известный и дошедший до наших времен свод законодательства хана Тауке «Жетi жарғы», в основу которого легли положения «Қасымханның қасқа жолы» и «Есімханның ескі жолы». В них, наряду с традиционными правилами образа жизни казахов, получили освещение такие вековые чаяния этноса как единение усилий, взаимопонимание в обществе и обретение независимости. Находясь уже в составе Российской империи, известные личности из казахов избирались и достаточно активно участвовали в работе законодательных структур, в частности, Государственной думы. В советский период функции представительства были возложены на Верховный Совет Казахской ССР. Выборы первого созыва Верховного Совета Казахской ССР были проведены 24 июня 1938 года.
Первые попытки придать казахстанскому законодательному органу черты современного парламента были заложены в 1990-х годах при формировании Верховного Совета Казахской ССР ХII созыва. Высший орган государственной власти того времени формировался путем всенародных выборов в условиях еще ощутимого влияния прежней государственной (советской) системы. И хотя эти выборы проходили при достаточно высокой политической активности партий и общественных движений, они сумели стать твердой преградой попыткам сохранения и трансформации прежней советской системы.
Историческим событием в процессе становления и эволюции парламентаризма является принятие Верховным Советом 25 октября 1990 года Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР», в которой впервые была провозглашена неделимость и неприкосновенность территории государства, Казахстан впервые в своей истории определен как субъект международного права, введен институт гражданства, а также равноправие форм собственности. В декларации впервые был провозглашен принцип разделения власти. Это был важный шаг для создания законотворчества и его органа — Парламента, что придало импульс поступательному развитию парламентаризма.
1 декабря 1991 года, в судьбоносные для Казахстана дни, впервые состоялись всенародные выборы, в ходе которых был избран Первый Президент Казахстана Н.А. Назарбаев — основатель суверенного государства. За него проголосовало 98,78 процента избирателей. Такая победа стала знаком высочайшего доверия и одновременно ответственного выбора народа Казахстана, единодушно вверившего ему свою судьбу. 1 декабря  навечно остался в летописи истории Казахстана как всенародный праздник — День Первого Президента Республики Казахстан.
Принципиально новая страница в новейшей истории Казахстана ознаменовала начало юридического оформления его подлинно независимого развития. Таким образом, с исторических реальностей сторон жизни республики имеем полное право утверждать, что Декларация о государственном суверенитете республики положила начало независимости и самостоятельности. В ней нашли отражение некоторые из тех основополагающих положений, которые позднее получили развитие в двух последующих конституциях суверенного Казахстана, — намерение построить гуманное, демократическое и правовое государство.
С провозглашением независимости Казахстана создались оптимальные возможности для достаточно многогранного процесса законотворчества. Уже на первых порах удалось сформировать основные законодательные документы первого поколения суверенного Казахстана. Так, 28 января 1993 года Верховный Совет принял первую постсоветскую Конституцию республики, которая, по мнению специалистов, официально провозгласила становление суверенитета республики. Однако сконструированный по советской аналогии Верховный Совет XII созыва объективно оказался недостаточно способным к эффективной работе в качественно новых, динамично меняющихся экономических и политических условиях. По мнению известных авторитетов юридической науки, согласно Конституции РК 1993 года Верховный Совет был наделен весьма широкими полномочиями, что практически ограничило принцип разделения государственной власти.
Таким образом, Верховный Совет XII созыва при всей его значимости в силу объективных причин так и не смог избавиться от содержания и стиля прежней советской государственно-правовой системы. Как следствие, 13 декабря 1993 года Верховный Совет ХII созыва объявил о своем досрочном самороспуске. Тем не менее, не следует забывать, что этот орган вошел в историю как первый Парламент Казахстана, в котором депутаты работали на постоянной основе.
Верховный Совет ХIII созыва, просуществовав немногим меньше года, был признан Конституционным судом нелегитимным. В стране сложилась нестандартная политическая ситуация: Казахстан остался без законодательного органа. Однако при этом 11 марта 1995 года Конституционный суд подтвердил, что Закон «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» от 10 декабря 1993 года, предусматривавший возможность принятия Главой государства законодательных актов, продолжает действовать. Таким образом, на очередном повороте истории независимого Казахстана ответственность за курс развития страны легла полностью на плечи Главы государства. С марта по декабрь 1995 года Н.А. Назарбаев, наделенный законодательными полномочиями, подписал более 140 законов, которые стимулировали стратегический курс экономических реформ и в целом ускорили модернизационные процессы.
По итогам разрешения политического кризиса было принято решение о конституционной реформации всей системы государственной власти, в том числе и законодательной ее ветви. Итогом этого решения стало принятие в августе 1995 года на общенародном референдуме Конституции, в которой закреплено, что Парламент является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции.
Открывая первую сессию Парламента первого созыва, Президент отметил: «Мы с вами являемся участниками события, которое призвано стать знаменательной страницей в летописи Казахстана, в истории становления его государственности. По сути, мы стоим у истоков зарождения казахстанского парламентаризма в истинном цивилизованном понимании…»
Перед Парламентом первого созыва стояли две основные задачи: приведение действующего законодательства в соответствие с новой Конституцией и принятие строго выверенных законов по общественным отношениям, ранее не урегулированным нормами права или требующим нового правового решения. Следует отметить, что эта задача была всецело выполнена. За короткий срок времени деятельности было принято около 500 законов, в их числе и основные кодифицированные акты, обеспечившие правовые основы перехода экономики страны на частноправовые основы. Таким образом, двухпалатный законодательный орган первого созыва вошел в историю Казахстана как первый профессиональный Парламент, который законодательно обеспечил решение экономических, социальных и политических проблем.
В 1999 году в соответствии с внесенными изменениями в Конституцию страны впервые состоялись выборы в Мажилис по смешанной системе, которая предоставила партиям право избираться по партийным спискам на основе пропорционального представительства. В выборах приняли участие 10 политических партий.
Уже в начале XXI века был внесен ряд нововведений, что стало очередным этапом в развитии парламентаризма. Так, по инициативе Президента Н.А. Назарбаева в 2007 году проводилась конституционная реформа, ставшая логичным этапом эволюции политической системы страны, примером политической зрелости казахстанского общества.
Глава государства предложил пойти по пути таких изменений в Конституции, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента. Он подчеркнул, что это «практически трансформирует модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую».
В условиях избрания депутатского корпуса Мажилиса по партийным спискам, установленный ранее и сохраненный порядок формирования Сената позволил обеспечить оптимальное представительство региональных интересов в высшем законодательном органе и максимально сочетать тем самым демократическую легитимность со знанием потребностей и нужд регионов. Назначение депутатов Сената также позволяет дополнять депутатский корпус высококвалифицированными специалистами в тех или иных отраслях, не представленных в законодательном органе. Кроме того, в соответствии с изменениями в Конституции Сенат наделен дополнительными полномочиями, к числу которых относится выполнение функций Парламента по принятию законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий. Это, безусловно, способствует непрерывности и стабильности законодательного процесса в стране. Такую роль Сенат успешно выполнил дважды, рассмотрев и приняв важные для экономики страны законы.
Принципиальным моментом конституционной реформы 2007 года в деятельности депутатов является исключение нормы о том, что они не связаны каким-либо императивным мандатом. Ключевой момент заключается в создании новых правил формирования и функционирования Правительства на основе парламентского большинства. Теперь главная роль в даче согласия на назначение премьер-министра, а значит и всего Правительства, отводится Мажилису. Таким образом, конституционная реформа 2007 года увеличила политический вес и авторитет Парламента в триединой структуре государственной власти.
На современном этапе нашей истории вполне правомерно констатировать, что за годы независимости сформирована правовая основа парламентаризма, способствующая реализации стратегических программ развития государства и позволившая построить полноценное рыночное государство, привлечь инвестиции и дать мощный толчок дальнейшему социально-экономическому развитию республики вообще, регионов, в частности.
Принятые законы направлены на реализацию основных положений Посланий Главы государства, поручений, данных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», на развитие Таможенного союза и создание Единого экономического пространства, на поддержку новой индустриальной программы, а также на реализацию реформы правоохранительной и судебной систем, совершенствование финансовой, налоговой, бюджетной систем, развитие социальной сферы, системы образования и науки и т. д.
Наряду с законотворческой работой важную часть деятельности Парламента Казахстана составляет активное межпарламентское сотрудничество. В настоящее время высший представительный орган имеет определенный вес в международных отношениях и ведет целенаправленную работу по укреплению авторитета Казахстана в мире. Установлены и продуктивно развиваются контакты с парламентами более 60 стран мира, в их числе – высшие законодательные органы государств постсоветского пространства, Европы, Азии, Америки. Также казахстанские парламентарии активно сотрудничают с 14 из 40 действующих международных и региональных парламентских организаций.
На нынешнем этапе парламентаризм вступил в новый период развития, качественно отличающийся от предшествующих. В конце 2012 года республика приняла новый политический курс нации до 2050 года, где есть ответы на вопросы: кто мы, куда идем и где хотим быть к этому времени. Исторический документ обозначил новые горизонты развития республики. Согласно Посланию «Казахстан-2050» республика ставит цель войти в состав 30 самых развитых государств мира, создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда.
Таким образом, история парламентаризма в республике позволяет утверждать, что Парламент является авторитетной площадкой для диалога по ключевым вопросам, волнующим граждан. Диалога компетентного и уважительного. В нем постоянно обсуждаются новые конструктивные идеи и предложения, полезные для более эффективного взаимодействия ветвей власти и дальнейшего совершенствования и укрепления института демократии в республике.
Нуртаза АБДУЛЛАЕВ,
доктор исторических наук, профессор

Колонка "Взгляд"